Категория внешности в отраслях психологии



Скачать 18,97 Kb.
Дата07.11.2021
Размер18,97 Kb.
#174640
Связанные:
Эссе


Бизяева Ольга, 503 группа

Категория внешности в отраслях психологии

Во всех культурах мира можно встретить пословицы и поговорки, затрагивающие категорию внешности. Приведем некоторые из них:



  1. Русские:

  • Не всяк умён, кто в красно наряжен.

  • Шуба енотова, а душа промотана.

  • С виду хорош, а поведись - продаст за грош.

  1. Болгарская: Баран хоть и круторогий, а все же баран.

  2. Хинди:

  • Истинной красоте не нужны украшения.

  • Кто характером хорош, тот и внешностью приятен.

  1. Эстонская: Красив стручок, а в бобах червячок.

  2. Турецкая: Красотой не насытишься.

  3. Мальгашская: Лучше быть некрасивым, да добрым, чем красивым, да злым.

  4. Урду: На внешность глядя, не заблуждайся.

  5. Тсвана: Красивые не всегда счастливые.

  6. Эве: Красота без ума – зеленый горох.

  7. Ганда: Красивой внешности нельзя доверять.

Этот список можно продолжать еще долго, но вывод будет общий: в сознании людей одной красоты недостаточно, чтобы считать человека умным, добрым или порядочным. Именно для того, чтобы грамотно и всеобъемлюще изучать внешность человека, требуется психология.

Существует определенная группа советов о том, как использовать связь психологии и внешности в жизни. Например, не составляет труда найти статьи в женских глянцевых журналах о том, как с помощью внешнего вида манипулировать окружающими, или как по внешности определить характер человека, или, как только одному взгляду на мужчину определить, что он-тот-самый. Этот интерес может говорить о том, что современные люди понимают необходимость заглядывать «за фасад» человека, что, в совокупности с нарастающим культом тела и образа, дает психологии практический запрос на исследования и решение конкретных проблем.



На мой взгляд, интереснее всего выделить следующие отрасли психологии, занимающиеся изучением внешности:

  1. Социальная психология. По мнению В.А.Лабунской, социальная психология внешнего облика разрабатывается большей частью зарубежными учеными. Социальная психология занимается изучением закономерностей изменения общественных представлений о внешности, красоте, эталонах и т.д. Внешность в социальной психологии рассматривается как способ отражения знаковой системы культуры, ее ценностей, смыслов и маркером. Как следует из многочисленных исследований, проблемой внешности обеспокоены люди в различных слоях населения. Значимость внешнего облика, собственное несоответствие канонам и появляющаяся неудовлетворенность могут фрустрировать человека, что может приводить к депрессиям, расстройствам и неврозам.
    Однако, при всей актуальности проблемной области, не остается незамеченным некоторое пренебрежительное отношение науки к изучению внешности. Одним из объяснений этому является вечное противопоставление категорий «внешнее-внутреннее», «телесное-духовное», а так же моральная ценность внутренней красоты человека перед внешней.



  1. Возрастная психология. В рамках возрастной психологии внешность может представлять интерес как категория, через которую человек воспринимает свои возрастные изменения. Восприятие собственной внешности выступает как реальное отражение возрастных особенностей в совокупности с изменениями Я-концепции. Например, С.Хартер описала подобные изменения Я-концепции в подростковом возрасте. Стадии поэтапно описывают развитие и изменения самовосприятия внешности подростком, связь этого с внутренними ощущениями себя, отношениями, которые складываются в эти периоды с окружающими, а также, как это сказывается на будущей жизни человека. Интересной сферой изучения связи возраста и восприятия внешности является исследования, посвященные закономерностям изменения внешности в связи с изменениями в жизни человека, какими-либо значимыми событиями. Таким образом было установлено, что отношение личности к внешнему облику на определенных этапах жизненного пути изменяется в соответствии с тем, насколько он помогает достижению целей жизнедеятельности.



  1. Психология личности. Внешний облик рассматривается Е.А.Петровой как «средство объективации и интерпретации субъекта, как орудие развития и формирования его психологических структур, в первую очередь образа «я», и как средство экспрессивно-импрессивного проявления личности». В психологии личности внешность может изучаться с позиции различных аспектов: внешний вид человека как способ самовыражения; влияние внешности на восприятие личности окружающими; взаимосвязь типа личности и конкретных стилей; отражение во внешности признаков феминности и маскулинности; национальная или профессиональная принадлежность человека и его внешний облик; внешность как элемент саморегуляции и т.д.



  1. Клиническая психология. Внешность выступает как фактор, влияющий на психическое здоровье людей. Нарушение особенностей восприятия, неудовлетворенность своим внешним видом или чрезмерный интерес к собственному образу могут стать причинами таких психических проблем как анорексия, дисморфофобия, дисморфомания, истерическое расстройство личности, клиническая депрессия, социальная фобия, а следствием этого могут являться симптомы, нарушающие нормальную жизнь человека или угрожающие ей. Клинической психологией изучается скорее не сама внешность, а то, как ее восприятие на психологическом и социальном уровнях взаимодействует с физиологией человека и то, какими методами можно проводить лечение в различных случаях. Так в исследовании Бегоян А.Н. была доказана эффективность комплексного применения когнетивно-бихевиоральной терапии и медикаментозного лечения при дисморфофобии.

Таким образом, можно сделать вывод, что внешность, являющаяся неотъемлемой частью повседневной жизни человека, представляет еще и большой научный интерес, ставя перед учеными новые проблемы и задачи, которые появляются постепенно вместе с развитием общества.
Скачать 18,97 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница