1)
Категории менеджмента– это
наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента– это объект, субъект, функции, виды,
методы и принципы.
Объектом управления– могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов
(финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства
(эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления– руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в
области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
2) Выделение функций менеджмента позволяет разрабатывать инструментарий для выполнения каждой из
функций и анализировать степень развития этого инструментария в каждой конкретной организации.
Такой
анализ позволяет выделить проблемы в управлении конкретной организацией и определить направление совершенствования менеджмента
3)
Функции:1.
контроль;
2.
планирование;
3.
распорядительство;
4.
организация;
5.
координация.
4)
Целеполагание
Распорядительство Организация
Контроль Координация
Рисунок 5. Содержание
функции менеджмента (по А. Файолю).