К вопросу о структуре творческих способностей



Дата15.01.2021
Размер34,5 Kb.

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Д.Б. Богоявленская

Психологический институт РАО, Москва



Nicke@proc.ru
Последние полвека постепенно нарастает тенденция вве­дения и учета личностного фактора при исследовании когнитив­ных процессов. Это отражает смену этапов в развитии самой науки, ее готовность перейти от абстрактного уровня исследова­ния к более полному восстановлению конкретного. Отмечаемая тенденция к исследованию целостной личнос­ти – это естественный этап в становлении психологического знания.

Но помимо указанного процесса, в психологии есть ряд про­блем, решение которых просто невозможно вне целостно-лично­стного подхода, за рамками которого явление как таковое не схватывается. Это, прежде всего, проблема высших форм творче­ства, связанная с проявлением самодеятельности человека.

Действительно, сегодня нет ни одной концепции творчества и одаренности, где бы не признавалась роль мотивов. Однако, это как правило суммарный подход или, в лучшем случае как у Рензулли, искомое определяется "на пересечении" равнозначных факторов.

В противоположность этому наш подход базируется на едином критерии творческого потенциала личности, в качестве которого выступает выделенная единица анализа творчеств, раскрываемая нами как способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта. Как синоним этого понятия в наших работах используются термины: ситуативно-нестимулированная продуктивная деятельность, познавательная самодеятельность и интеллектуальная активность (ИА).

Как показал эксперимент уровень развития умственных способностей, богатство операционального аппарата, качество профессиональной подготов­ленности испытуемых определяют успешность и специфику работы, но при этом не определяют будет ли она носить творческий характер. С помощью метода, разработанного нами для исследования феномена интеллектуальной активности - «Креативное поле», можно искусственно развести понятия «квалификации» (как проявления, в основном, специальных способ­ностей) и «творчества» (критерием которого служит ИА), выявить ' различия между деятельностью квалифицированной (пусть очень сложной) и истинно творческой. Используя терминологию В.А. Пономаренко, можно дифференцировать специалиста от профессионала. Обладая довольно высокими способ­ностями и необходимым запасом профессиональных знаний и умений, испытуемый может блестяще решать поставленные перед ним задачи; но не проявив интеллектуальной активности, он никогда не сможет проник­нуть в глубь исследуемого объекта, т.е. остается в рамках нормативно заданного результата. Полученные во всех сериях исследования результаты подтверж­дают первоначальную гипотезу: общие умственные способности лежат в основе интеллектуальной активности, и, как правило, чем выше последняя, тем выше и уровень способностей (r=0,813; Р=0,01). Но зависимость эта неоднозначна. Общие умственные способности составляют фундамент интеллектуальной активности, определяя широту познавательного интереса, но проявляются в ней опосредованно, преломляясь через всю структуру личности. Таким образом, интеллектуаль­ная активность является интегральным свойством, качественным выражением, «равнодействующей» всех подсистем личности (когнитивной и аффективной).

Проблема несовпадения собственно интеллекта и творчества была поставлена и нашла свое отражение в работах многих зарубежных психологов [Гилфорд, Гетцельс и др.]. Основное отличие их от подхода, которого придерживаемся мы, состоит в следующем. Во всех тестологических исследованиях сопоставляются интеллектуальные и творческие спо­собности человека; путем факторного анализа из всей совокупности способностей выделяются те, которые якобы имеют «непосредствен­ное отношение к творчеству», после чего проводится их корреляция с данными интеллектуального развития и с отдельными качествами творческой личности. В противоположность такой точке зрения наша состоит, прежде всего, в требовании выделения единого критерия творческого потенциала личности. Только после этого можно перехо­дить к изучению его структуры, экспериментальному изучению осо­бенностей взаимодействия входящих в эту структуру компонентов, выяснению «вклада» каждого из них в качественную характеристику интегрального показателя всей системы. Именно взаимоотношение «целого» (интеллектуальной активности) и «части» (общие умствен­ные способности, мотивы), а не просто разведение рядоположенных способ­ностей, является предметом настоящего исследования.

При исследовании структуры творческих способностей, мы наблюдали существование двух противоположно действующих групп мотивационных факторов, Одна из которых как бы активизи­рует умственные способности (последние выступают как Conditio sine qua поп — непре­менное условие творческих способностей), другая же «блокирует» их активное проявление. Вот, кстати, почему бессмысленно говорить о каких-то «творческих способностях» в отличие от «просто способ­ностей».

Первая группа факторов — это внутренние мотивы творческой деятельности. Это, прежде всего, доминирование познавательной мотивации, заинтересованность в деле, а не в своем успехе. Буквально: "цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех". (Пастернак Б., 1965). Второй тип мотивации выступает психологическим барьером для проявления творческих способностей. Сюда относятся внешние по отношению к познанию мотивы.



Оказывается, что «является ли личная жизнь личной по форме и общественной по существу, или она является обществен­ной по форме, но личноэгоистической по существу» не­безразлично для самого процесса познания. Доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эго­истических тенденций в личности — все это становится тормозом в познавательной деятельности. Барьер создается самой личностью. В противном случае человек более способен к бескорыстному познанию. Мудрая мысль Франкла в нашем эксперименте оказывается доказанной: «…он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания».

Изложенное понимание творчества позволяет объяснить, казалось бы парадоксальные факты, когда при высочайших умственных способностях мы не наблюдаем проявления творческих способностей, или то, что при одинаковом уровне способностей люди различаются по своему творческому потенциалу.
Каталог: cogsci04 -> science -> cogsci04
cogsci04 -> Регуляция внимания у детей 5-7 лет
cogsci04 -> Опыт потока в ходе опосредствованных интернетом групповых ролевых игр
cogsci04 -> Функциональная организация процесса решения мыслительных задач
cogsci04 -> Ээг при лобной дисфункции
cogsci04 -> Взаимосвязь уверенности в решении сенсорной задачи и когнитивного стиля «поленезависимость»
cogsci04 -> Когнитивные карты в деятельности человека
cogsci04 -> Риторический феномен семантической расплывчатости
cogsci04 -> Ирония, юмор, язык: эволюционная гипотеза


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница