К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Витун В.Г., Витун Е.В.
ОГУ, г. Оренбург
Введение в учебный процесс вузов образовательных стандартов нового поколения изменило содержание обучения. Это привело к повышению требований к студентам, к увеличению объема информации и интеллектуальной нагрузки.
В связи с тем, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе, особенно тяжело приходится первокурсникам. Сложность начального этапа заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Ведь под адаптацией понимают приспособление организма к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [1].
Сегодняшние первокурсники в значительной степени отличаются от студентов прошлых лет, это касается как умственного развития, так и физического, и функционального состояния их организма. Современная молодежь характеризуется другими жизненными позициями и ценностями, у них другое отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Попадая в высшее учебное заведение, вчерашние школьники пребывают в некоторой растерянности. Они не сразу понимают разницу между требованиями школы и вуза.
А.Г. Мороз выделяет три формы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза:
1. Адаптация формальная, касающаяся познавательного информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям.
2. Общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграции этих же групп со студенческим окружением в целом.
3. Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [2] .
В отличие от школы в результате обучения в вузе студенты получают специальность.
Целью современного профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, работающего по специальности, на уровне мировых стандартов.
В связи с тем, что современное высокоразвитое производство требует повышенного напряжения умственных, психических и физических сил, дополнительных нагрузок на все функциональные системы организма, специфических характерологических особенностей личности специалиста, к современному специалисту предъявляются очень большие требования в обществе, он должен обладать помимо превосходных знаний еще и хорошим здоровьем.
Современными учеными отмечено, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих готовности к профессиональной деятельности [3,6,7].
Многочисленные исследования доказывают, что физическая культура и спорт являются важными компонентами в адаптации человека к различным видам деятельности. С помощью средств и форм физического воспитания можно направленно изменять целый ряд показателей не только физического и функционального состояния человека, но и развивать различные психические качества, состояния и свойства личности [3,7].
На наш взгляд, несмотря на то, что забота об эффективном сокращении периода адаптации студентов в вузе лежит на всем педагогическом коллективе, особая роль в этом процессе отводится преподавателям кафедры физического воспитания.
Следует отметить, что формировать интерес к дисциплине «Физическая культура» необходимо начиная с первой встречи преподавателя со студентами. От того как доходчиво преподаватель разъяснит необходимость образовательной подготовки по физической культуре в современных условиях будет зависеть доверие и взаимопонимание студентов и преподавателя, что в значительной степени облегчит дальнейшую работу.
Преподаватели должны создать у студентов общее представление о физической культуре, познакомить с целью и задачами дисциплины «Физическая культура». Дальнейшая работа должна вестись по всем разделам дисциплины: теоретическому, методико-практическому, учебно-тренировочному.
Теоретический раздел предусматривает программный лекционный курс по дисциплине «Физическая культура», а также беседы, проводимые преподавателями в учебных группах.
Методико-практический раздел включает в себя учебные занятия по видам рабочей программы: общая физическая подготовка, легкая атлетика, спортивные игры, плавание и т.д. Кроме того, студенты должны овладеть навыками самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Учебно-тренировочный раздел должен включать в себя ознакомление студентов с простейшими методами оценки своего физического и функционального состояния, экспресс-оценку уровня здоровья, умение составлять для себя мини-оздоровительные программы. Также желательно участие студентов в спартакиаде «Первокурсник», и других мероприятий, проводимых кафедрой физического воспитания.
Задачи нашего исследования, в свете изложенной проблемы будут следующие:
- создание психолого-педагогических условий для ускорения процессов адаптации первокурсников к обучению в вузе;
- изучение личностного адаптационного потенциала студентов.
В процессе нашего исследования мы оценивали личностный адаптационный потенциал (ЛАП) студентов с использованием многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова.
Адаптивность – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды [1].
В опросе принимали участие 30 первокурсников дневного отделения факультета экономики и управления ОГУ. Все опрашиваемые – юноши. Средний возраст студентов 1 курса – 17,2 года. Тест был проведен на пятой неделе первого семестра 2012-2013 учебного года.
Опросник включает в себя 165 утверждений и имеет следующие шкалы: достоверность, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность.
Студентам необходимо было внимательно прочитать каждое утверждение опросника. Если они согласны с утверждением, поставить в бланке ответов напротив номера утверждения знак плюс («+»), если не согласны, – знак минус («–»).
Обработка результатов осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из пяти шкал: достоверность, адаптивные способности, поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость, самооценка, наличие социального одобрения со стороны окружающих), коммуникативные способности, моральная нормативность.
Результаты всех шкал, кроме шкалы «достоверность», выражались в процентах и интерпретировались в соответствии со следующими нормативами: 0 – 40 % - высокий уровень выраженности показателей, высокий уровень развития адаптивных способностей; 40 – 60 % - средний уровень; 60 – 100 % - низкий уровень.
Оценку личностного адаптационного потенциала (ЛАП), являющегося важной интегральной характеристикой психического развития можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.
В результате проведенного опроса были получены следующие данные.
Установлено, что показатели поведенческой регуляции студентов 1 курса принимают значения высокого уровня выраженности. Как известно, поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Это значит, что студенты 1 курса имеют адекватную самооценку, высокий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) и располагают социальным одобрением (поддержкой) со стороны окружающих людей (таблица 1).
Таблица 1 – Уровень поведенческой регуляции
Уровень
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
%, кол-во человек
|
3,3% (1 чел.)
|
3.3% (1 чел.)
|
93,4% (28 чел.)
|
Коммуникативный потенциал человека является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.
Выяснено, что коммуникативный потенциал студентов 1 курса соответствует средней выраженности данного признака (таблица 2).
Таблица 2 –Уровень коммуникативного потенциала
Уровень
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
%, кол-во человек
|
16,7 % (5 чел.)
|
53,3 % (16 чел.)
|
30 % (9 чел.)
|
Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Установлено, что показатель моральной нормативности опрошенных студентов соответствует среднему уровню (таблица 3).
Таблица 3 – Уровень моральной нормативности
Уровень
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
%, кол-во человек
|
16,7 % (5 чел.)
|
43,3 % (13 чел.)
|
40 % (12 чел.
|
Интегративной характеристикой адаптации является уровень адаптивных способностей. Согласно шкале, данное значение соответствует зоне средней выраженности изучаемого параметра (таблица 4).
Таблица 4 – Уровень адаптивных способностей
Уровень
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
%, кол-во человек
|
6,7% (2 чел.)
|
70 % (21 чел.)
|
23,3 % (7 чел.)
|
Таким образом, анализ данных тестирования помог выявить студентов, испытывающих затруднения в процессе адаптации.
Были определены индивидуально-психологические качества первокурсников, на которые следует обратить внимание в процессе социально-психологического обеспечения их профессиональной адаптации.
Подводя итоги изложенному выше, мы считаем, что в целях ускорения и усовершенствования процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе в рамках дисциплины «Физическая культура» преподавателям необходимо:
- создавать условия для познавательно-информационного приспособ-ления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;
- знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;
- способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;
- готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Список литературы
-
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592с.
-
Мороз, А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза / А.Г. Мороз // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. – Ереван, 1993. – С.104-109.
-
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 216с.
-
Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А. Бодалев. – М., 1995. – 271с.
-
Большая энциклопедия психологических тестов – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
-
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. высш пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.
-
Физическая культура и физическая подготовка: Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования /под ред. Кикотя В.Я., Барчукова И.С./ – Изд-во «Юнити-Дана», 2007. – 431 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |