История человечества есть история взаимодействия мужчин и женщин в различных сферах их жизнедеятельности



Дата06.04.2021
Размер82 Kb.




Историко-правовая характеристика развития института равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы1
Д.Е. Зайков, старший юрисконсульт федерального автономного

учреждения «25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации», капитан юстиции


В статье рассматривается генезис института равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы в России.
Прохождение военной службы, равенство мужчин и женщин, генезис
Равенство относится к числу особых общественных явлений, представление о которых меняется в ходе исторического развития2. Поэтому научное исследование правовых явлений и процессов не может ограничить себя их состоянием лишь на данный момент «наличного» существования, иначе будет утрачена причинно-следственная связь в историческом развитии права3.

Изучение института равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы в конкретный исторический период позволяет выявить динамику и основные направления развития данной категории, раскрыть необходимость ее существования, содержание, современное состояние и перспективы дальнейшего развития.

Зарождение и развитие института гендерного равенства, которое целесообразно рассмотреть с точки зрения особенностей прохождения военной службы военнослужащими женского пола, при прохождении военной службы началось в первые годы советской власти, когда Декретом СНК РСФСР 15 января 1918 года «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии»4 в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии был открыт доступ для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. До указанного времени в условиях существования в течение сотен лет догмы о несовместимости женщин и ратной службы, с появлением в последующем возможности разрешительного поступления женщин на военную службу на единичные, связанные практически полностью с решением тыловых вопросов должности, каких-либо предпосылок для возникновения института равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, не возникало.

Вопрос о необходимости прохождения военной службы женщинами активно обсуждался. Николай Подвойский и Александра Коллонтай считали воинский труд женщины средством обеспечения ее фактического социального равенства. «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней как о равноправном и равноценном члене государства», - подчеркивала Коллонтай, которая в годы Гражданской войны была начальником политотдела Крымской армии5.

Привлечение женщин на военную службу осуществлялось на основе принципа добровольности, однако ст. 19 Конституция РСФСР 1918 года и постановлением «Об организации Красной Армии»6 была законодательно закреплена всеобщая воинская повинность трудящихся граждан.

Аналогичная по содержанию норма была закреплена и в Конституции РСФСР 1925 года, положения которой в части привлечения женщин на военную службу в обязательном порядке нашли развитие в Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1925 года7, но только в военное время. Право привлекать трудящихся женщин для специальной службы в обязательном порядке в военное время предоставлялось Совету Народных Комиссаров СССР по представлению Народного Комиссара по Военным и Морским делам.

В соответствии с Законом СССР «Об обязательной военной службе» 1925 года в мирное время на началах добровольности могли приниматься на военную службу трудящиеся женщины не моложе 18 и не старше 34 лет – на одинаковых с мужчинами условиях. На добровольную военную службу не принимались лица обоих полов, состоящие под судом и следствием, приговоренные по суду к поражению прав, до восстановления их в правах, а также негодные к службе по состоянию здоровья. Принятые на добровольную военную службу граждане обязаны были прослужить в кадровом составе частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии не менее одного года.

По итогам переписи свыше 80% состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии принадлежало мужчинам и женщинам до 29 лет (женщин участвовало в переписи всего 65836 человек, или 2,2% от всех учтенных военнослужащих)8. При этом среди женщин – военнослужащих было представлено 16 национальностей, но преобладали русские, украинки и еврейки9.

Статьей 23 Закона СССР от 13 августа 1930 года № 42/253б «Об обязательной военной службе»10 народному комиссариату по военным и морским делам было предоставлено право устанавливать в мирное время учет трудящихся женщин, которые могли привлекаться в военное время для несения специальной службы.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года значительно ограничил участие женщин в защите Отечества – не было прямо предусмотрено, как ранее, их право на поступление на военную службу в добровольном порядке. Однако данное обстоятельство было обусловлено не отстранением лиц женского пола от военной службы вообще, а определялось сложившейся военно-политической обстановкой, угрозой начала войны, в связи с чем, само понятие добровольной службы кануло в лету, уступив место исключительно призыву.

При этом Народному Комиссару обороны и Народному Комиссару Военно-Морского Флота предоставлялось право брать на учет и принимать на службу в армию и флот женщин, имеющих медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку, а также привлекать их на учебные сборы.

По отбытии срока действительной службы военнослужащие женского пола в возрасте от 19 до 50 лет зачислялись в запас, в военное время женщины, имеющие указанную подготовку, могли быть призваны в армию и на флот для несения вспомогательной и специальной службы.

Женщины наравне с мужчинами поступали в военно-учебные заведения: академии химической защиты, механизации и моторизации, военно-политическую, военно-морскую, военно-воздушную, электротехническую инженерную, артиллерийскую академии и др.

Большой приток женщин в армию наблюдался в годы Великой Отечественной войны. С началом которой, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, началась мобилизация. С учетом чрезвычайных обстоятельств было принято решение о массовом наборе женщин в Красную армию. Для фронта было подготовлено 300 тыс. медсестер, 300 тыс. санитарок, 222 тыс. снайперов, связисток и других специалистов. Женщинами укомплектовывались не только отдельные подразделения специальных родов войск; из них были сформированы отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый полк, а также несколько истребительных и бомбардировочных авиационных воинских частей: 586 истребительный полк, 587 полк пикирующих бомбардировщиков и 588 ночной бомбардировочный полк. В Великой Отечественной войне принимали участие почти 800 тыс. женщин - военнослужащих.

Совершенствование военного законодательства в послевоенный период характеризовалось развитием норм, касающихся прохождения военной службы военнослужащими женского пола. Это было обусловлено рядом причин: развитием научно-технического прогресса, снизившего значение физических усилий, в связи с чем, значительно сократилось число профессий, традиционно относившихся к «мужским»; расширением сферы участия женщин в социальной, политической и экономической жизни общества; влиянием «внешнего фактора», в частности опыта многих стран НАТО, где количество военнослужащих слабого пола традиционно составляло значительный процент от общей численности вооруженных сил. Впоследствии демографические и экономические причины, новые подходы к принципам комплектования вооруженных сил привели к установлению тенденции увеличения женщин на военной службе и заставили пересмотреть точку зрения на роль женщин в армии11.

Так, например, в Инструкции по медицинскому освидетельствованию граждан, призываемых на действительную военную службу, военнослужащих и военнообязанных, введенной в действие приказом Военного министра СССР 1951 года № 130, слово «женщина» встречается 16 раз, при этом достаточно подробно регламентированы особенности медицинского освидетельствования лиц женского пола. Сравнительная характеристика рассматриваемого правового акта по указанному критерию с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2003 года № 200, не в пользу последнего.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 года устанавливал, что женщины – граждане СССР в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, могли быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке не действительную военную службу, при этом в военное время по решению Совета Министров СССР женщины могли быть призваны в Вооруженные Силы СССР для несения вспомогательной или специальной службы.

Указанным правовым актом впервые была осуществлена дифференциация военнослужащих по срокам их нахождения в запасе не только в зависимости от присвоенного воинского звания, но и по половому признаку.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины состояли в запасе Вооруженных Сил СССР: мужчины - до 50-летнего возраста; женщины - до 40-летнего возраста.

Прапорщики, вне зависимости от пола, находились в запасе до 50-летнего возраста.

Предельный возраст состояния офицеров-женщин в запасе вне зависимости от присвоенных им воинских званий был установлен в 50 лет (для военнослужащих мужского пола указанный возраст варьировался от 50 до 65 лет).

Однако предельный возраст нахождения на военной службе как у военнослужащих мужского, так и женского пола (вне зависимости от занимаемой должности и присвоенного воинского звания) был одинаков.

При этом необходимо отметить, что различий по гендерному признаку в части предельного возраста пребывания на военной службе Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 года не делал.

В 1980 году в указанный закон было внесено важнейшее дополнение, явившееся большим шагом на пути юридического закрепления равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, которое предусматривало, что на женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (офицеров - женщин были единицы), распространялись права и обязанности, льготы и преимущества, предусмотренные действующим на тот период законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей. Несмотря на то, что указанное прямо не затрагивало военнослужащих женского пола, занимающих должности офицеров и прапорщиков (мичманов), каких-либо ограничений их прав, льгот и преимуществ по половому принципу (по сравнению с указанными категориями военнослужащих мужского пола) законодательство не содержало.

Военнослужащие женского пола могли назначаться на должности офицерского состава, прапорщиков и мичманов исключительно в соответствии с утверждаемыми Министром обороны СССР перечнями12. При этом, согласно ст. 9 Инструкции о порядке применения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, введенной в действие приказом Министра обороны СССР 1985 года № 275, вакантные должности прапорщиков (мичманов) комплектовались женщинами лишь в случае невозможности их замещения военнослужащими срочной службы.

В 1985 году, в связи с увеличением количества женщин, занимающих должности офицеров, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года № 2053-XI основания увольнения с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, были дополнены таким основанием, как досрочное увольнение офицеров - женщин по семейным обстоятельствам. При этом из Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 года была исключена норма, предусматривающая возможность призыва женщин на военную службу в военное время, что явилось одним из основных этапов, разительно разделивших правовые статусы военнослужащих мужского и женского пола, и направивших их по различным путям развития и совершенствования:

важнейшими функциями военнослужащих – женщин признавалась репродуктивная и воспитания детей, что обусловило вторичное значение для них основной функции военнослужащих - поддержания постоянной боеготовности воинских частей и распространение на военнослужащих указанной категории всех льгот и привилегий, предоставляемых женщинам в соответствии правовыми актами об охране труда, материнства и детства;

в соответствии со сложившимися историческими традициями важнейшей функцией военнослужащих мужского пола вне зависимости от их семейного положения являлось поддержание постоянной боеготовности воинских частей и выполнение в полном объеме, без каких-либо ограничений, должностных и специальных обязанностей, в том числе, непосредственное участие в боевых действиях.

В связи с увеличением количества военнослужащих женского пола, необходимостью более детальной регламентации особенностей прохождения ими военной службы впервые была предпринята попытка раздельного законодательного закрепления порядка прохождения военной службы и статуса военнослужащих на основании гендерного признака. Однако данное положение касалось исключительно женщин, поступивших на военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин. По всей видимости, по причине незначительного количества офицеров - женщин и прапорщиков (мичманов) – женщин законодатель не видел необходимости издания соответствующих отдельных правовых актов. По нашему мнению, указанный подход, несмотря на аналогичные примеры в армиях зарубежных государств (например, в Швеции и Финляндии), не имеет под собой веских оснований и его нельзя признать удачным. Основополагающие положения порядка прохождения военной службы и статуса военнослужащих никоим образом не зависят от пола субъектов военно-служебных отношений, а имеющиеся особенности вполне могут найти отражение в едином правовом акте.

Положение о порядке прохождения военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке в Советскую Армию и Военно-Морской флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенное в действие приказом Министра обороны СССР 1976 года № 286, устанавливало отдельные отличительные особенности порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола.

Так, на действительную военную службу в добровольном порядке на должности солдат, матросов, сержантов и старшин могли быть приняты:

незамужние бездетные женщины в возрасте от 19 до 40 лет включительно, (для мужчин верхний порог устанавливался в 35 лет) годные по состоянию здоровья и имеющие образование не ниже 8 классов;

жены военнослужащих, кроме имеющих детей дошкольного возраста - в воинские части по утвержденному перечню.

Существовал запрет на комплектование военнослужащими женского пола воинских частей, находящихся за границей.

Кроме возможности предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, военнослужащие женского пола не привлекались к несению гарнизонной, караульной и внутренней служб (кроме суточного наряда по женскому общежитию), не подлежали направлению в дисциплинарный батальон, им разрешалось в свободное от службы время вне расположения воинской части ношение гражданской одежды; также военнослужащие женского пола освобождались от выполнения служебных обязанностей (занятий) для ухода за больным ребенком.

Кроме того, дополнительно к основаниям, предусмотренным для увольнения военнослужащих мужского пола, женщины - военнослужащие могли были быть досрочно уволены с военной службы:

в связи с вступлением в брак с военнослужащим – при переводе мужа в другой населенный пункт, если по новому месту службы мужа для военнослужащей - женщины не имеется вакантной должности, а также при увольнении мужа с действительной военной службы и при убытии его к новому месту жительства;

в связи с вступлением в брак с гражданским лицом – при убытии мужа на постоянное место жительства в другой населенный пункт;

в связи с рождением ребенка – по их просьбе;

при невозможности дальнейшего исполнения ими своих служебных обязанностей по занимаемым должностям – по решению командования.

Указанные положения свидетельствуют, с одной стороны, о достаточно лояльном отношении к военнослужащим - женщинам, их второстепенном значении для обороноспособности государства, с другой стороны – о менее защищенном и более зависимом от воли командования положении.

Интересен анализ воинских уставов Вооруженных Сил СССР, утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Так, ни Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, ни Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил СССР термина «военнослужащие - женщины» не знали.

Хотя Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР устанавливал отдельные особенности правового статуса военнослужащих женского пола. В частности, он не предусматривал для военнослужащих - женщин, находящихся на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, дисциплинарного поощрения «присвоение сержантам и старшинам сверхсрочной службы очередного воинского звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности».

Кроме того, указанный правовой акт ограничивал дисциплинарную власть командиров (начальников) по отношению к подчиненным военнослужащим – женщинам следующими дисциплинарными взысканиями, применяемыми к военнослужащим мужского пола:

арест с содержанием на гауптвахте (однако, как показывает анализ соответствующих правовых норм, под данное ограничение не подпадали военнослужащие женского пола, проходящие военную службу на должностях прапорщиков (мичманов);

предупреждение о неполном служебном соответствии (не применялось только к военнослужащим женского пола, находящимся на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин);

лишение сержантского (старшинского) звания с увольнением в мирное время в запас.

Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» внес неоднозначный вклад в развитие гендерного равенства при прохождении военной службы. Граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет получили право заключить первый контракт о прохождении военной службы (мужчины могли заключать контракт с 18 лет), при этом основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы гражданами женского пола могло служить наличие у них ребенка в возрасте до 8 лет, вне зависимости от состояния их в браке. Указанная формулировка, конечно же, являлась, говоря современным языком, коррупциогенной, что не создавало достаточных гарантий для реализации права на заключение контракта о прохождении военной службы женщинами, имеющими детей.

Также были установлены особенности увольнения военнослужащих - женщин с военной службы. Так, предельный возраст пребывания их на военной службе был установлен в соответствии с присвоенным воинским званием, но не более 50 лет; подзаконным правовым актом13 было установлено дополнительное основание для досрочного увольнения (расторжения контракта) женщин-военнослужащих – смена места жительства вслед за мужем при отсутствии вакантных должностей по новому месту службы (работы) мужа.

Воинские должности, которые могли замещаться военнослужащими женского пола, определялись в перечнях, утверждаемых Министром обороны Российской Федерации (министерством, государственным комитетом или ведомством, в котором законом была предусмотрена военная служба).

Именно указанное положение в течение всей истории развития гендерного принципа равенства при прохождении военной службы сначала в советской, а затем и в российской армии, являлось одной из самых злободневных, но в тоже время решенных однозначно на практике, проблем - определение воинских должностей, на которые могли назначаться военнослужащие женского пола.

Традиционно женщины занимали в основном тыловые, хозяйственные и административные должности: врачей, фельдшеров, начальников складов и хранилищ, связистов, телефонистов, планшетистов, финансистов, переводчиков, юристов, делопроизводителей, операторов, большое количество представительниц слабого пола несли и боевое дежурство, в частности, в воинских частях РВСН.

Военнослужащие женского пола были значительно ограничены в выборе военно-учетной специальности и воинской должности, что, соответственно, делало невозможным получение ими ряда льгот и привилегий, обусловленных спецификой отдельных воинских должностей и соответствующими им особыми функциями и задачами, аналогичная ситуация сохранилась и в настоящее время.

Существенный откат в развитии принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации произошел в 1997 году – с 1 января 1998 года был запрещен прием женщин в военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (кроме войск связи и медицинских специальностей)14. Хотя в образовательные учреждения профессионального образования других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба, прием лиц женского пола не прекращался. Указанный запрет был снят только в 2006 году и в настоящее время в большинство военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации осуществляется обучение лиц женского пола.

Проводимая законодателем политика постепенного закрепления особенностей правового статуса военнослужащих женского пола, их совершенствование под влиянием норм международного права, трудового права и права социального обеспечения, юридическое уравнение в правах, гарантиях и преимуществах с военнослужащими мужского пола, более «льготный» комплекс выполняемых обязанностей (не позволявший как ранее, так и сегодня говорить о всеобъемлющем характере гендерного равенства при прохождении военной службы), явились необходимыми предпосылками достаточно быстро осуществляемой феминизации армии.

Если до 1985 года численность военнослужащих - женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в разы и составила в 1996 года примерно 70 тыс. чел. человек.



На начало 2000 года только в Министерстве обороны Российской Федерации проходило службу около 84 тыс. женщин, в 2007 году – порядка 86 тыс. чел. – около 9% от общей численности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (из них более 5 тыс. - офицеры, более 26 тысяч – прапорщики (мичманы), остальные матросы, солдаты, сержанты и старшины15) и продолжает увеличиваться, несмотря на сокращение общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации.

1 Рецензенты: Корякин В.М., доктор юридических наук; Кудашкин А.В., доктор юридических наук, профессор.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 108-109.

3 Керимов Д.А. Методология права. М., 2000. С. 110.

4 СУ РСФСР. 1918. № 17. ст. 245.

5 См.: Рыков С.Л. Слабый пол в сильной армии. http://nvo.ng.ru/history/2000-03-03/5_womeninarms.html.

6 Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. М., 1939. С. 88 – 89.

7 СЗ СССР. 1925. № 62. ст. 463.

8 Итоги переписи Красной Армии и Флота 28 августа 1920 г. (Серия 1, выпуск 1 работ Отдела Военной статистики). М., Б.д. С. 18-19.

9 Жиромская В.Б. Демографическая характеристика армии и общества по переписям 30-х годов // Армия и общество. 1900-1941 годы. Статьи, документы // Отв. ред. В.П. Дмитренко. Институт российской истории РАН. 1999. С. 189.

10 СЗ СССР. 1930. № 40. ст. 424.

11 См.: Стренина Е.А. Женщины в Российской армии: история и развитие законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 7. С. 10

12 Постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1981 года № 927 «О комплектовании должностей офицерского состава, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов женщинами, принятыми в добровольном порядке на действительную военную службу».

13 Статья 60 Временного положения о прохождении военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 30 марта 1993 года.

14 Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года № 397 «О мерах по подготовке к реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».


15 В Российской армии за последние 10 лет вдвое увеличилось количество военнослужащих-женщин // http://www.newsru.com/russia/06mar2007/army_woman.html.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница