Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи»



Скачать 279,5 Kb.
страница1/5
Дата11.02.2016
Размер279,5 Kb.
#846
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5


МБОУ СОШ с УИОП № 47 Октябрьского района города Кирова

Исследовательская работа по теме:

«Жизненные ценности

и ориентиры

современной молодёжи»

Выполнила:

ученица 10 «Б» класса

Орлова Дарья

Руководитель:

Жукова Ольга Владимировна



Киров 2014
Содержание
Введение. Стр.3-6
Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы. Стр.6-8
Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры». Стр.8-9

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование. Стр.9-12


2.3. Влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи. Стр.12-14
2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи. Стр.14-15
3. Социологическое исследование. Стр.15-19
4. Выводы. Стр.19-20
5. Приложения. Стр.21-24
6. Список использованной литературы. Стр.25
7. Тезисы исследовательской работы. Стр.26

Введение
Тема проекта: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи»
Актуальность темы: Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.

В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него. Неспособность активно отстаивать жизненную позицию, недостаточная подготовленность молодежи к самостоятельной жизни в современном обществе, может привести к нежелательным последствиям. Такого быть не должно.

Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследова-тельность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. Именно поэтому в настоящее время уделяется особое внимание исследованию процесса становления личности у молодых людей, их месту и роли в социальной структуре общества.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительско–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.
Проблема: Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма.
Историография вопроса: Проблема ценностей и ориентиров активно разрабатывалась и разрабатывается учеными. Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах»:

1) как значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (Владимир Александрович Василенко - один из инициаторов выдвижения и разработки проблемы ценности в советской философии; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями);

2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (Клайд Клакхон, американский социальный антрополог, один из первых давший определение понятию ценности: «Ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия"; с точки зрения Вадима Борисовича Ольшанского, российского социолога: «Ценности являются своеобразными маятниками, помогающими заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека»);

3) как разновидность установок (Андрей Григорьевич Здравомыслов, доктор философских наук, опубликовавший книгу «Потребности, интересы, ценности»; Флориан Знанецкий, американский социолог, полагавший, что основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир);

4) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Эрих Фромм, немецкий психолог, рассматривавший проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей; Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии, рассматривавший ценности как не зависящие от прихотей человека, познаваемые, постигаемые, но не изобретаемые, и приравнивал их к потребностям).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими компонентами структуры личности, обусловливающими её направленность, активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д. Будучи основополагающими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности.


Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.
Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Цели исследования:

  1. Определить, что является наиболее ценным для современной молодёжи.

  2. Раскрыть сущность и особенности ценностей молодого поколения.

  3. Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.


Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».

  2. Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.

  3. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.

  4. Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.

  5. Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

  6. Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.

  7. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.

  8. Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей.


Научная новизна исследовательской работы состоит в следующем: 1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. 2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи. 3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.
Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.

Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Профессиональная ориентация учащихся в классах естественнонаучного профиля
uploads -> Что такое деньги
uploads -> Креймер Оксана Александровна учитель русского языка и литературы
uploads -> «Сила слова»
uploads -> В мире существует одна невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова
uploads -> Исследовательская работа по теме: «Музыкальная символика в «Токкате и фуге ре минор»
uploads -> -
uploads -> Разработчик
uploads -> Юлия Юрьевна Горст педагог-библиотекарь
uploads -> Конкурс исследовательских работ «Эврика 2015» секция «математика»

Скачать 279,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница