Исследовательская работа: Конфликтные ситуации в педагогическом процессе и пути их преодоления



Pdf просмотр
страница1/3
Дата17.01.2021
Размер0,55 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3


1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя РФ И.В. Ткаченко
Исследовательская работа:
Конфликтные ситуации в педагогическом процессе и пути их преодоления.
Выполнил:
Карпухина Анастасия Дмитриевна
Кубинка 2017


2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Конфликт в педагогическом процессе как предмет педагогического исследования…………………………………………………………………………5 1.1. Понятие конфликта ……………………………………………………...5 1.2. Типы конфликтов и основные причины их возникновения………….10 1.3. Особенности развития конфликта в педагогическом процессе……...16
ГЛАВА 2. Основные направления и способы деятельности учителя по профилактике конфликтов в педагогическом процессе…………………………19 2.1. Профилактические меры по предотвращению конфликтов…………19 2.2. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.......24 2.3. Методические рекомендации по предотвращению конфликтов и их последствий………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39


3
Введение.
Начало третьего тысячелетия характеризуется значительной нестабильностью общественной жизни, как в мире, так и в России. Это не может не отразиться на обществе. Соответственно данный процесс сопровождается повышенной психологической и социальной напряженностью.
В свою очередь, психологическая напряженность людей приводит к росту конфликтности в обществе.
Глобальные перемены, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общественной жизни, вызваны постоянно и стремительно меняющимися потребностями общества. В моменты общественных столкновений каждый человек становится агрессивным и нетерпимым по отношению к своему оппоненту. Агрессия и нетерпимость мешают при построении взаимоотношений, морали и продуктивной деятельности людей.
Развитие современной педагогики невозможно представить без учета интересов современных людей. Вследствие чего современный педагогический социум можно отнести к области повышенной напряженности, а, следовательно, и конфликтности.
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями человеческой деятельности. Каждый стремиться к достижению целей, используя свои собственные методы. Но часто люди, связанные узами совместной деятельности сталкиваются в своих интересах, именно так возникат конфликт. Однако, столкновения и конфликты не приводят к разрыву отношений между людьми, поэтому очень важно знать, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
К сожалению, в современном обществе разрушаются системы ценностей, поэтому сейчас, как никогда, важно с ранних лет учить детей сотрудничеству. Для этого необходимо, чтобы каждый педагог владел достаточными знаниями и навыками для предупреждения и преодоления конфликтов. Педагог должен являть собой пример поведения как в обычной жизни, так и в конфликтных ситуациях.
Объект исследования – конфликтные ситуации в процессе обучения в системе
«учитель-ученик»
Предмет исследования – принципы и способы поведения учителя в конфликтных ситуациях, возникших в системе «учитель – ученик»


4
Цель работы – выявление наиболее эффективных методов преодоления и разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
1
Рассмотреть понятие конфликта, основные типы и причины конфликтов.
2
Выявить особенности конфликта в педагогическом процессе.
3
Определить основные направления и способы деятельности учителя по профилактике конфликтов в педагогическом процессе.
4
Сформулировать рекомендации по успешному преодолению конфликтов и по профилактике конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик».


5
Глава 1. Конфликт в педагогическом процессе как предмет педагогического исследования.
1.1. Понятие конфликта.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.
Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Л.Г. Здравомыслов дает иное определение конфликта: «Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». [6, 96].
Мы согласны с определением социального конфликта, который предложил Л.Г. Здравомыслов т. к. при взаимодействии людей друг с другом может возникнуть социальный конфликт из-за разных интересов ценностей, взглядов, и потребностей в жизни.
Ю.Г. Запрудский предлагает сове определение: «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству» [5, 54].
«А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их


6 собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [3, 54].
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом так же, как и автор «Общей теории» конфликта К. Боулдин, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Конфликт (лат. conflictus – столкновение), предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. [12, 325]
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Взаимоотношения в системе учитель-ученик – это взаимоотношения в системе управления. Но какой бы совершенной не была система управления столкновения взглядов, интересов и ценностей является неотъемлемой его частью. В свою очередь это столкновение ведет к появлению конфликтов.
Согласно проведенному нами исследованию (см. Приложение 1) 47 из 50 учителей считают, что конфликты с учениками являются неизбежными. (Рис.1)


7
Рис. 1.
Мы часто слышим то, что конфликт – явление негативное, однако это не всегда так. Конфликты могут носить как отрицательный, так и положительный характер.
Давайте рассмотрим еще одно определение конфликта. М. А. Робер и Ф.
Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию. Конфликт - это генератор новых структур. Из последнего предложения определения нам становится ясно, что конфликт – сила не только разрушительная, но и созидающая.
Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии - конфликтологии - У. Ф.
Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения конфликта: конфликт - это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. В сущности, конфликт – это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически - конфликт интересов.[
13, с.131
]
У. Линкольн отмечал как положительное, так и отрицательное воздействие конфликта. По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
1.
конфликт ускоряет процесс самосознания;


8 2.
под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
3.
способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
4.
приводит к объединению единомышленников;
5.
способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
6.
способствует расстановке приоритетов;
7.
играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
8.
благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
9.
приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
10.
благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное

воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
1.
конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
2.
он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
3.
препятствует быстрому осуществлению перемен;
4.
приводит к потере поддержки;
5.
ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
6.
вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
7.
вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
8.
вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
9.
в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
10.
конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;


9 11.
конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. [
13, c.132-133
]


10 1.2. Типы конфликтов и основные причины их возникновения.
Существует множество классификаций конфликтов. Конфликты подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.
Конфликт сам по себе возникнуть не может. Конфликты возникают в результате общения, это может быть общение, как с окружающими, так и с самим собой. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, внутригрупповым, межгрупповым и социальным.
Внутриличностный конфликт – это столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т.п.
Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения еще недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. [12, с.325]
Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из конфликтующих сторон. [14, с.372]
Конфликт внутригрупповой - конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом. В нем проявляются:
1.
противоположность целей оппонентов, обусловленная в конечном счете их принадлежностью к разнонаправленным микрогруппам;
2.
заинтересованность участников конфликта в сохранении или усилении своего социально-группового статуса, поставленного под сомнение сложившейся конфликтной ситуацией;
3.
неопределенность внутригруппового нормирования процесса взаимодействия, делающего необходимым вовлечение общественного мнения группы в процессе разрешения противоречия. [1, 284]


11
Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.
Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называя социальным конфликтом противоборство между общественными классами.
Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к группе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества «мы», в отличие от «они» или «не - мы». «Мы» — это свои, наши, «они» — это другие, отличающиеся от «нас».
Феномен межгрупповой враждебности описан еще З. Фрейдом.
Предложенные им идеи берут начало из исследований Г. Лебона и У. Мак-
Даугола, которые изучали психологию толпы. Фрейд выдвинул три основных тезиса о психологических причинах, лежащих в основе межгрупповых конфликтов:
1.
неизбежность, универсальность враждебности относительно другой группы в любом межгрупповом взаимодействии;
2.
функция этой враждебности - поддержание стабильности и сплоченности группы (этот тезис подтверждается экспериментами М.
Шерифа, проведенными в детском лагере с группами, стремящимися к одной цели и препятствующими друг другу. Оказалось, что конфликт между группами, возникает очень быстро, но внутри каждой группы значительно возрастает сплоченность.);
3.
механизм формирования враждебности по отношению к другим и привязанности к своим носит неосознанный и глубинный характер.
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Не отступая от традиции, проведем типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта.


12
Можно выделить 10 видов противостояний: 1) ученик — ученик, 2) ученик — учитель, 3) ученик — родители, 4) ученик — администратор, 5) учитель — учитель, 6) учитель — родители, 7) учитель — администратор, 8) родители — родители, 9) родители — администраторы, 10) администратор — администратор. [3, с.58]
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и
«вертикальные», кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, т. е. вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов. [
13, 131
]
Педагогические конфликты относятся к смешанному типу, т.к. в нем представлены как горизонтальные, так и вертикальные составляющие. На высшем уровне противоречий происходят столкновения общества и системы образования. На среднем уровне происходят столкновения в системах
«администрация – учитель», «администрация – родители», «администрация – ученик». На низшем уровне противоречий происходят столкновениями в системах «учитель – ученик», «ученик – родители», «учитель – родители».
(Рис.2)
Высший уровень противоречий
Средний уровень противоречий
Низший уровень противоречий
Рис.2

Каталог: documents -> статьи
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница