«Исследование уровня развития рефлексивных способностей учащихся»



Скачать 59,88 Kb.
Дата01.06.2016
Размер59,88 Kb.
#54975
УДК 378.14

«Исследование уровня развития рефлексивных способностей учащихся»

Штоль А.Ф.,

научный руководитель доцент, канд. пед. наук Дулинец Т. Г.

Институт педагогики, психологии и социологии СФУ

В настоящее время на рынке труда требуются конкурентно-способные специалисты, обладающие такими интегрированными способностями, как коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, рефлективность и другими способностями.

Современное образование, с точки зрения компетентностного подхода, предполагает, прежде всего, подготовку учащихся к жизни, возможность применения заложенных в образовательной системе ключевых компетентностей на практике. В контексте модернизации образования интегральным показателем качества подготовки будущего специалиста следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации усвоенные знания и личностный опыт. Профессиональная компетентность специалиста включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную. На необходимость формирования базовых компетентностей, в основе которых лежит рефлексия, указывается в Программе модернизации российского образования, которая на сегодняшний день представлена как современная модель образования на период до 2020 года:


  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к делу, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Все выше сказанное говорит о необходимости создания методического, технологического и др., отвечающего современным требованиям, обеспечения учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в целом и рефлексивной в частности. Разработка такого обеспечения будет конечным результатом нашего исследования. На первом этапе рассмотрим категориальный аппарат и теоретические основы рефлексивной компетентности, родовым понятием, которой является рефлексия.

Существует большое количество теоретических разработок, посвященных рефлексии, рефлексивным способностям и механизмам рефлексивной деятельности. Еще со времен Аристотеля и Платона существуют рассуждения, касающиеся различных сторон того, что мы сейчас относим к рефлексии. Считается, что основные идеи, связанные с рефлексией и рефлексивной деятельностью, зародились благодаря полемике Локка и Лейбница. Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:


  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования, и

  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Существует много подходов к пониманию этого феномена. Так, например, у Фихте рефлексия получила эпистемологический оттенок, (рефлексия знания есть "наукоучение") и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития "жизни". Гегель сделал попытку дать рефлексии имманентное определение в рамках общей картины функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в обосновании философского анализа знания: «при помощи рефлексии человек способен перейти из сферы необходимости в сферу свободы»

Мы будем понимать рефлексию как обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Согласно П. Тейяру де Шардену, благодаря рефлексии, человек выделился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как предметом, а также получил возможность не просто познавать, но познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

По мнению Ю. М. Романенко, рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей. Рефлексируя условия и результаты познания внешнего мира, человек приходит к внутреннему самопознанию.

Различают 3 уровня развития рефлексивной деятельности:


  • низкий (рефлексивные операции при решении мыслительных задач с помощью педагога)

  • средний (рефлексия как способность различать и координировать позиции в групповой работе, подключаться к совместному действию и инициировать сотрудничество)

  • высокий (рефлексия обобщенных способов решения проблем, рефлексия как способность самосознания и личностного саморазвития )

Традиционно, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова, выделяются

4 подхода к изучению рефлексии:



  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.

  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.

  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.

  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Некоторые исследователи рефлексивной деятельности, например, Карпов А. В. и Шаров А. С, выделяют следующие виды рефлексии:

  • ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

  • ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

  • проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

В истории рефлексии как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную стадии эволюции.

  • Эмпирическая связывается с именем Локка. Рефлексия как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта.

  • Логическая связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал рефлексию как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам.

  • Трансцендентальная продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок рефлексии в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю».

С целью теоретического обоснования методического обеспечения нами проведено исследование уровня развития рефлексивных умений учащихся первого курса, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение по отраслям». В исследовании приняли участие 48 человек. Исследование уровня развития рефлексивных умений и навыков проводилось с использованием методики разработанной Ю. В. Кушеверской.

Результаты исследования показали, что в среднем уровень рефлексивных умений и навыков низкий, что еще раз указывает на необходимость разработки специального методического обеспечения, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в целом, и рефлексивной в частности.



В дальнейшем предполагается создание информационно-технологического обеспечения, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего педагога.
Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»

Скачать 59,88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница