Игры и игровые приёмы в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста



Скачать 114,5 Kb.
Дата21.04.2016
Размер114,5 Kb.
ТипМетодическая разработка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 комбинированного вида »

г. Луга


Методическая разработка

Тема: Игры и игровые приёмы в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Автор: Овсянникова Ирина Александровна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад

№ 9 комбинированного вида»


2014 г.


Игровые приёмы в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.

А.С. Макаренко
ВВЕДЕНИЕ
Анализ ситуации
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Игры делятся на подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические. Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий. Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. У детей с дефектом речи преобладает наглядно-действенное восприятие, т.е показ предмета или картинки, его обозначающей действует на ребенка сильнее, чем слово.

Перед логопедом и воспитателем, который осуществляет руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления.

В настоящее время существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают поиск наиболее интересных и разнообразных приемов в работе с детьми дошкольного возраста, чтобы процесс автоматизации нового звука в речи прошел для ребёнка быстро, эффективно, но неутомительно для него.

В методической копилке каждого педагога имеются интересные сюжеты занятий. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых игровых приемов.

С грустью приходится констатировать тот факт, что те дидактические игры, которые имеются в продаже, зачастую содержат значительное количество ошибок или не отвечают гигиеническим требованиям, или подобранный в них материал не отвечает уровню развития данного контингента детей. Поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры, отдавая предпочтение многофункциональным, как правило, не имея  достаточных материальных и технических средств для воплощения своих идей.
Цель, которая ставилась при написании теоретической части данной разработки следующая: обобщение имеющегося опыта по использованию дидактических игр и игровых приемов в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения.

1.       Исходя из вышесказанного, определены задачи:

2.       Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе.

3. Модифицировать общеизвестные игры для работы по коррекции над звукопроизношением.

4.    Описать систему работы по коррекции звукопроизношения с применением игр и игровых приемов;

Описанный опыт по использованию игровых приемов на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов и с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения.



ГЛАВА 1. Значение игры в логопедической и воспитательной работе с детьми
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. Игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников. [44]

Известно, что поведение детей с речевыми нарушениями в игре характеризуется рядом особенностей. По наблюдениям Г.В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей наблюдается робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушениями речи. Знание особенностей  игровой деятельности детей с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.



ГЛАВА 2. Разнообразие игр и игровых приемов в устранении нарушений звукопроизношения у дошкольников
2.1 Характеристика различных видов игр
В словаре-справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого детская игра определяется как один из основных видов деятельности и важнейшее средство физического, умственного и нравственного воспитания детей, особенно младшего возраста; особая форма отношения ребенка к окружающей действительности. [46]

Разновидности игровой деятельности:

- манипулятивная — первоначальная форма игры с пред­метом, возникающая на основе связи ребенка с ухажи­вающим за ним взрослым;

- предметная — овладение ребенком различными спосо­бами употребления окружающих предметов;

- ролевая — совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.) в специ­ально создаваемых ими сюжетных условиях;

- подвижная или спортивная — проводится обычно в виде соревнования участников и характеризуется большим раз­нообразием движений, выполняемых в различных соче­таниях, высокой интенсивностью мышечной деятель­ности, непрерывно меняющимися условиями, требую­щими от участников инициативы и находчивости при решении возникающих задач, коллективными действи­ями, подчиненными общим интересам команды, высо­кой эмоциональностью;

- символическая — воспроизведение ребенком реальности в виде символов, знаков, выполнение действий в абст­рактной, символической форме;

- сюжетная — воспроизведение ребенком сюжетов из ре­альной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.;

- умственная (разновидность — дидактическая) — содер­жание, методика и правила разрабатываются педагога­ми для развития познавательной активности детей;

- компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые) компьютерные игры расширяют кругозор уча­щихся, стимулируют их познавательный интерес, фор­мируют различные умения и навыки (игровые трена­жеры), способствуют психофизическому развитию. Од­нако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.

Особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Использование дидактических игр позволяет:



  • научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.

  • обобщить и дифференцировать предметы, явления, понятия;

  • научить планировать свою деятельность;

  • научить детей самоконтролю;

  • развить познавательные способности каждого ребенка;

  • создать положительную мотивацию обучения;

  • развить волевую сферу ребенка;

  • создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка.

Проведение дидактических игр включает:

• ознакомление детей с содержанием игры;

• объяснение хода и правил игры;

• показ игровых действий в процессе, которого учитель-логопед, воспитатель или родитель учит детей правильно выполнять действие;

• определение роли взрослого в игре. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи;

• подведение итогов игры.

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), познавательной деятельности (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные),  игровому материалу (см. таблицу 1).

Таблица 1



Дидактические игры


по содержанию

по дидактическому материалу

по характеру игровых действий

по познавательному интересу

математические

словесные

игры-путешествия

интеллектуальные

сенсорные

настольно-печатные

игры-предположения

эмоциональные

речевые

с предметами и игрушками

игры-поручения

регулятивные

музыкальные




игры-загадки

творческие

природоведческие




игры-беседы

социальные

для ознакомления с окружающим










По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки;

- Лото - уточняют знания детей, обогащают словарь

- домино - в игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

2) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.


В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т.д.

Как видно из таблицы речевые игры рассматриваются исключительно как дидактические. Логопеды-практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те (в том числе подвижные), которые можно использовать с целью развития различных сторон речи. Далее подробно рассказывается о том, как можно использовать подвижные, сюжетно-ролевые, компьютерные и другие игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.


2.2 Система авторских игр, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей
Я работаю учителем-логопедом дошкольного учреждения в группе, состоящей из 12 детей, У 100% детей имеются тяжелые нарушения в речи - общее недоразвитее речи, стертая дизартрия, когда страдают все компоненты языковой системы (полиморфные нарушения звукопроизношения, плохо развит фонематический слух, бедный словарный запас, множественные грубые аграмматизмы, нет связного высказывания. 90% из детей имеют ниже среднего уровень координации движений, у 60% слабо развиты мышцы мелкой моторики рук.), поэтому мне приходится постоянно изучать методическую литературу, а также использовать другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.

В формировании речи у детей принимают участие двигательный, слуховой, зрительный и др. анализаторы, наиболее важными являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы и отвечает за это левая височная доля головного мозга. Именно здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка- фонемы. Нарушения в любой части этих анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности.

Научить правильной речи и преодолеть недостатки в развитии речи лучше всего в дошкольном возрасте, так как этому способствуют высокая пластичность головного мозга (способность быстро и легко переключаться), повышенная подражательность взрослому, способность превращать все в игру с применением речи, стремление овладеть звуками речи.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушение развития речи, показал, что у них наблюдается изменения в психической сфере (раздражительность, негативизм, возбудимость и т.д.) они стараются отстраниться от совместной деятельности, так как боятся показаться смешными, хотя им понятно, что надо сделать и как. Даже в игре они чаще всего выступают зрителями, или берут на себя “подчиненные” роли или уходят заниматься своими делами.

Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, большую помощь мне оказывает проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов. Игры способствовуют развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т.д.), внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.

На начальном этапе работы над развитием артикуляционного аппарата, когда необходимо заинтересовать детей, разнообразить артикуляционные упражнения, внести в них положительную эмоциональную окраску мне помогают следующие игровые приемы:

1.Кукла-помощник «»Клоун».

Цель: развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.

Материал: кукла- клоун с тряпочным языком, плоскостное изображение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [с], а также изображение сомкнутых губ.

Вариант 1. Взрослый показывает положение языка одновременно рассказывая артикуляционную сказку.

Вариант 2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и дублирует положение языка с помощью макета.

2. Игра «Логокуб»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений.

Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.
Согласно исследованиям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Для усиления эффективности коррекционного воздействия, я решила объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременно тренировкой тонких движений пальцев рук и игровых приемов массажа, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах.. Таким образом, пальчиковые игры и упражнения при умелом включении в контекст различных занятий, в том числе и по закреплению звуков в слогах позволяют достичь наибольшего обучающего эффекта.

При систематическом проведении массажа с использованием массажных мячей, су-джок терапии, массажа прищепками улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают слоги, слова, текст.

На следующем этапе коррекционной работы, дидактические игры и упражнения, предлагается соединить проговаривание звука с движением рук, что ускорит закрепление звуков в речи. Ребенок выполняет пальчиковые упражнения, синхронно произнося слог.

Представлю основные виды игр и упражнений с детьми на начальном этапе коррекционного воздействия:

1.  Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки , наружной стороны кисти, а также предплечья или использовать для массажа «умные пальчики», массажные мячики, массаж прищепками., су-джок терапия. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть серьезные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2.  Игры с камушками Марблс, мозаика — также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческиес пособности.

3.  Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию.

4.  Шнуровки – отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребенок овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

5.  Игры с бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
6. Фишки, счетные палочки, разноцветные картинки. Палочки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Все занятия я предлагаю сопровождать проговариванием слогов, текста. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

«Колючие мячики» (массаж пальцев)

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  массажные мячики или су-джок

Ход игры:

Ребенок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и нажимая на «колючие пальчики» все пальцы с большим  по очереди (сначала одной руки, затем другой, далее обеих рук).

Каждый пальчик нажимаем

Звуки (слоги) четко повторяем

«Шнурочки»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  разноцветные шнурочки

Ход игры:

Ребенок произносит слог одновременно наматывает шнурок на пальцы (сначала одной руки, затем другой).

На пальчик шнурочки   завяжем

Звук (слог) правильно скажем

Пианино

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  вырезанные из разноцветной бархатной бумаги круги, приклеенные на полоску картона

Ход игры


Взрослый называя автоматизированный слог, предлагает ребенку, шагая указательным и средним пальцами по кружкам , произносить автоматизируемый слог.

По всем клавишам пройдем

Звуки (слоги) четко назовем

«Пальчики здороваются»

Цель: автоматизация звука в слогах

Ход игры

Ребенок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и соединяя все пальцы с большим по очереди (сначала одной руки, затем другой, далее – обеих одновременно).

Пальчики мы загибаем

Звуки (слоги; слова) четко повторяем



«Массажный мячик», «Массажное кольцо»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование: массажные мячи, кольцо

Ход игры


1 - ребенок сжимает мячик или кольцо, одновременно произнося звуки (слоги; слова) (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).

Мячик (кольцо) сильно мы сжимаем

Звуки (слоги) четко повторяем

2 – ребенок катает мячик по столу, одновременно произнося слог (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).             

Мячик по столу катаем

Звуки (слоги) четко повторяем



«Собираем мозайку» или игры с камушками Марблс

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: разноцветная мозайка.

Ход игры


Ребенок собирает мозайку, повторяя автоматизированный слог за педагогом.

  Разноцветную мозайку мы красиво соберем

Звуки (слоги) повторяем, четко все произнесем

«Заплети Алёнку»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: трафарет «барашек», шнурок.

Ход игры


Ребенок четко произносит слог и одновременно шнурует игрушку.

Звуки (слоги) четко повторяем

Мы Алёнку заплетаем.

«Счетные палочки»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры


Ребенок произносит слог, слова одновременно собирая разные фигуры из палочек.

«Дерево», «Кошелек». «Торт»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование: шнурок, дерево (фрукты); торт (свечки); кошелек (монетки).

Ход игры


Произнося автоматизированный слог ребенок, одновременно шнурует (наряжает)    дерево.

Украсим наше деревце листочками и грушей

Звуки (слоги) мы произнесем, внимательно послушай

Предложенные игры помогут удержать внимание, развить мелкую моторику ребенка. Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук, так как подобные движения пальцев способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.

На следующем этапе работы появляются игры на автоматизацию звуков в словах и предложениях. Игры для работы не столько приобретались, сколько специально изготавливались. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований. Многие из изготовленных игр являются известными, но их «изюминка» заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей детей, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров.

1. Игра «Разрезные картинки»

Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.

Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.

2. Игра «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

3.Игра «Фишкодвижение» Ребенок передвигает фишку по инструкции логопеда, каждый раз называет картинку, на которой оказалась фишка. После нескольких ходов логопед просит рассказать по порядку весь путь.

Вариант 2. То же, но используются те карты, где подобраны картинки на смешиваемые звуки.



.4. Игра «Поймай рыбку»

Цель: автоматизация звуков на материале слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Вариант 1. В коробку кладутся картинки, в названии которых есть необходимый звук с прикрепленными к ним скрепками. Ребенок ловит «рыбку, правильно называет картинку и определяет место заданного звука.»

Вариант 2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые требуют дифференциации. Ребенок ловит «рыбку», определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).

Вариант 3.После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».

5. Игра «Замочная скважина»

Цель: автоматизация звуков в словах, фразах, развитие зрительного восприятия.

Материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.

Ход игры. Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.



6 . «Делал или делала?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов прошедшего времени женского и мужского рода,  расширять словарный запас, автоматизировать звук Л, учить составлять предложение по картинке, распространять его, составлять сложные предложения с союзом И.

Вариант 1.Логопед называет действия, а ребенок показывает.

Вариант 2.Ребенок самостоятельно отбирает парные карточки и называет только глаголы.

Вариант 3. Ребенок получает одну картинку из пары, составляет предложение (логопед следит, чтобы глагол в предложении был употреблен в прошедшем времени), затем получает вторую карточку и повторяет то же предложение, но так, чтобы оно подходило ко второй картинке.

Вариант 4. Затем логопед предлагает сделать предложение красивее, добавить еще одно слово (распространение предложения), либо составить предложение по двум картинкам одновременно (сложное предложение с союзом И), предварительно ребенку дается образец.


Много игр можно придумать, используя обычные картинки. Их можно выкладывать лесенкой, конструировать различные предметы и т.п.

Ряд интересных игр с описанием представлены в фото-презентации.

Описанные выше игры могут оказать большую помощь при обследовании детей, которые с трудом идут на контакт.

В последнее время появилось большое количество компьютерных программ по развитию речи, например «Учимся говорить правильно», «Мир звуков», «Игры для тигры». Они не могут заменить традиционных занятий, но могут помочь педагогу разнообразить занятия. Так как программы можно использовать только в качестве дополнения к занятиям, а также с целью соблюдения гигиенических требований при работе на компьютере желательно проводить такие занятия одни раз в неделю преимущественно в вечернее время. Благодаря этому у детей не будет возникать вопросов и просьб поиграть в утренние часы.

Большие возможности по использованию игровых приемов предоставляют фронтальные  занятия, так как на этих занятиях помимо дидактических можно использовать и подвижные игры. Особенно хорошо, если детям знакома игра и они могут произносить речевки самостоятельно. В этом случае логопеду необходимо следить за правильным звукопроизношением. Интересным приемом, позволяющим развивать слуховое внимание, является предъявление заданий в стихотворной форме.


ГЛАВА 3. Взаимодействие с родителями и педагогами как необходимое условие широкого применения речевых игр

В ходе коррекционно-педагогической работы логопед стремиться вовлечь как можно большее количество людей в этот сложный и трудоемкий процесс (родителей, воспитателей группы). От того насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят дальнейшие успехи ребенка. Поэтому помимо информирования родителей и педагогов об уровне речевого развития детей, сбора анамнеза следует не только рассказать о причинах и основных этапах работы по коррекции речевых нарушений, но и помочь им активно участвовать в этом процессе.

Помимо теоретических сведений родителям и педагогам сообщаются конкретные приемы работы, а также обязательно приводятся примеры игр для закрепления того или иного навыка.

В первые же дни после начала коррекционной работы родителям в ходе семинара-практикума или на индивидуальной консультации даются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Мною разработан буклет для родителей «Нескучная артикуляционная гимнастика», при помощи которого они дома выполняют с детьми упражнения в занимательной игровой форме. Также разработана «Домашняя игротека логопеда», которая представляет собой стендовую информацию с подборкой словесных дидактических и пальчиковых игр по изучаемой на этой неделе лексической теме. Записи домашних заданий обязательно дополняются игровыми заданиями, направленными не только на закрепление приобретенных навыков, но и на развитие различных психических функций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр, наглядного материала, информационных стендов и многое другое, что так необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. А как приятно слышать просьбы детей: «Возьмите меня на занятие!», и, в последствии, их чистую красивую речь.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1.В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим).

2.Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3.При изготовлении игр отдавать предпочтение многофункциональным, позволяющим решать разнообразные задачи.

4.Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитанию таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

5.Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.



Обобщив имеющийся опыт по использованию игр и игровых приемов в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения, были решены поставленные задачи. Все описанные игры и приемы приведены с учетом этапов коррекционной работы. Применяя такой комплексный, творческий подход к коррекции нарушений речи у детей, активно используя различные игровые методы и приемы, я получаю высокий результат своей работы, о чем свидетельствуют данные мониторинга и результативности проделанной коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.

  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2005. – 96с.

  3. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.

  4. Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, «006, № 5. - С. 43 - 46.

  5. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед, 2006, № 1. - С. 65 - 74.

  6. Борисова Е.А. «Четвертый лишний» не бывает лишним // Логопед, 2006, № 3. - С. 68 - 70.

  7. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2. - С. 69 - 71.

  8. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук // Логопед, 2005, № 6. - С. 58 - 60.

  9. Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2. - С. 74 - 75.

  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ: Преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург. 2004.

  11. Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика, 2008, № 2. – С.19 – 26.

  12. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004. - 112с.

  13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004.

  14. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6. - С. 89 - 92.

  15. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.

  16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007. - 128с.

  17. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2008, № 2. - С. 74 - 77.

  18. Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте // Логопед, 2004, № 5. - С. 64 - 67.

  19. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

  20. Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2004, № 5. - С. 58 - 64.

  21. Лопухина И.Г. Логопедия. Звуки, буквы и слова, СПб, 2001.

  22. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. - 159с.

  23. Печинина С.И. Универсальная игра «Познавай-ка» // Логопед, 2007, № 4. - С. 90 - 92.

  24. Подобед С.О. Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопед, 2004, № 5. - 67 - 71.

  25. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.

  26. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. - СПб, 2006. - 256с.

  27. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996. – 192 с.

  28. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры - сказки // Логопед, 2008, № 2. - С. 66 - 73.

  29. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. - С. 49 - 62.

  30. Савчук О.В. Непокорный звук [л] //Логопед, 2006, № 2. - С. 72 - 76.

  31. Самусикова Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям //Логопед, 2004, № 2. - С. 65 - 69.

  32. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук – М., 2002. –М., 2002.

  33. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2001.

  34. Сергеева Т.В. Игровые рифмовки //Логопед, 2006, № 1. - С. 61 - 64.

  35. Словарь-справочник по педагогике /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – 448с.

  36. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М., 203. - 272с.

  37. Харебашвили Ю.А., Пичугина Г.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР // Логопед, 2006, № 3. - С.64 - 67.

  38. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008. – 186 с.

  39. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2006, № 5. - С. 41 - 42.

  40. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. - С. 61 - 63.

  41. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. – 64с.

  42. Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед. 2005, № 6. - С. 51 - 58.

  43. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5. - С. 96 - 99.




Каталог: files -> pages
pages -> Выпускных квалификационных работ
pages -> Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в магистратуру по специальности «6М051400 Связь с общественностью»
pages -> Программа курса «Художник без кисти»
pages -> Специальность 280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»
pages -> Специальность 08050265 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Аннотация учебной дисциплины
pages -> Программа практики направления 030300. 62 «психология»
pages -> Методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
pages -> Г гордость (первый звук, буква)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница