И. В. Соловьева психология творчества. Детский рисунок как художественно педагогический проект



Дата01.04.2021
Размер87,5 Kb.
#110751

УДК 745/749

И.В.Соловьева

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Аннотация: В статье рассмотрены психология творчества и особенности развития художественных задатков детей, проявляющихся в детских рисунках.
Детский рисунок несет в себе отпечаток личности автора, его восприятия мира, настроения и эмоционального состояния. Детский рисунок как продукт творчества, как продукт изобразительной деятельности может быть показателем психического развития ребенка. Историческое развитие художественной культуры XX века рассматривает творчество и творческий процесс как целостное проявление психики, как проявление специфики специальных способностей, как фактор, развивающий творческий потенциал личности. Психология рассматривает детский рисунок как проявление художественно-творческих задатков ребенка, где проявляются особенности возраста и индивидульного развития детей в разных видах искусства, креативность и особенности детского мировосприятия.

В конце XIX века детский рисунок становится объектом научного изучения педагогов и психологов. В этот период выделяется детская психология, и детский рисунок привлекает к себе внимание одновременно в Германии, Англии, Польше, Франции, России и Италии и в других странах Европы.

Детский рисунок изучали: Г. Кершенштейнер, К. Бюлер, В. Креч, В. Штерн, О. Краутер, Д. Селли, Ж. Люк, С. Шуман и другие. В России первыми исследовали детский рисунок: В.М. Бехтерев, С.А. Левитин, Ю.Н. Болдырев, Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский, Н.А. Рыбников, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Г.В Лабунская, В.И. Кириенко и другие.

Многие исследователи по-разному отвечали на вопрос о роли изобразительной деятельности в психологическом развитии ребенка. Так А.В. Запорожец считал, что изобразительная деятельность позволяет глубже осмыслить действительность, В.С. Мухина рассматривала изобразительную деятельность ребенка как форму усвоения социального опыта, Р. Арнхейм выделял внутренний источник смены стадий в процессе изобразительной деятельности. Д.Н. Узнадзе рассматривал продукты изобразительной деятельности с точки зрения проявления в них способностей восприятия и представлений ребенка.

Теоретический анализ детского изобразительного творчества имеет сложную историю и взаимосвязан с различными направлениями в психологии. Согласно различным психологическим концепциям, детское творчество и детский рисунок можно трактовать как:

-как символ определенных понятий ( Г. Кершенштейнер, В. Штерн, Ж. Люк, Д. Селли, Л.С. Выгодский, В. Креч, К. Бюлер, Ж. Пиаже) в процессе творчества ребенок рисует в своих работах не то, что видит, а то, что знает, поэтому он искажает изображаемый объект.

-как проявление особенностей восприятия (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Кофка, Г. Бритт, Р. Арнхейм ) ребенок рисует то, что видит.

-как выражение подсознательных импульсов ( З.Фрейд., А. Фрейд) в процессе творчества ребенок рисует то, что чувствует. З. Фрейд полагал, что в основе творчества, так же как и в основе сна, фантазии, лежат неудовлетворенные желания, которые вытесняются в бессознательное. В процессе творчества происходит процесс сублимации, то есть превращение сексуальной энергии.

-как проявление коллективного бессознательного (Г. Юнг) которое в архетипах проявляется в рисунках детей.

Ж. Пиаже (7) утверждает, что рисунок являлся продуктом образно символического мышления. И детский рисунок он рассматривает как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. В детском рисовании происходит воплощение символов, образовавшихся путем интериоризации подражательных действий, имеющих личный, индивидуальный характер.

Д.Н. Узнадзе(7) интерпретирует стабильность детских рисунков с точки зрения проявления в них особенностей восприятия и представлений ребенка. Он считает, что на всех ступенях схематического рисования ребенок неодинаково относится к натуре. По его мнению, ребенок в рисунке соединяет ряд аспектов – то, что видит и то, что знает о предмете. Эту особенность он объясняет слабостью способности к синтезу у ребенка, то есть ребенок плохо видит обобщенную форму предмета и рисует отдельные части, соединяя их механически.

Таким образом, Д.Н. Узнадзе подчеркивает, что особенность детского рисунка заключается в особенностях восприятия ребенка, и в рисунке происходит актуализация примитивного восприятия, при котором целое видится лишь в определенном аспекте.

Р. Арнхейм (1) отмечает, что процесс рисования является видом моторного поведения человека. Личностное развитие ребенка и влияние окружающей среды являются причинами стадий развития детского рисунка.

Можно считать, что смена стадий изобразительной деятельности обусловлена и психическим развитием.

Детский рисунок можно рассматривать, по мнению М.В. Осориной(8) как модель создания мира, когда ребенок самостоятельно через изобразительный язык отражает собственное миропонимание и мироустройства.

Е.С. Романова (9) считает основными следующие функции рисунка как защитную и информационную.

В современной психологической и педагогической литературе поднимается вопрос изучения одаренности детей и процесса творчества. Исследования Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Н.С. Лейтеса выявляют проблему прогноза развития одаренного ребенка, и процесса творчества.

Так А.В. Бакушинский в 20-30–х годах ХХ столетия в своей лаборатории отстаивал идеи искусства, творческого процесса, отстаивал идеи биогенетической теории. Психолог, педагог, искусствовед А.В. Бакушинский, рассматривал художественно-творческое развитие детей, говоря о важности процесса изобразительной деятельности и художественного творчества. Он выявил значение искусства в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии детей.

Н.Н.Фомина, современный ученый-исследователь, известная в России и за рубежом, рассматривает историю художественного образования в России по трем направлениям: как эволюцию содержания и методов художественного образования, как историю науки, изучающей теоретические вопросы эстетического воспитания, как часть истории художественной культуры 20 века. Она считает, что взгляд на историю художественного образования сквозь результат детского творчества, как наиболее достоверный источник информации о нем, который дает возможность сохранить целостность видения эстетического развития детей и подростков в исторической эволюции ( с 6, История художественного образования в России-проблемы в культуры XX века)

Так что же такое творчество и творческий процесс? Творчество –это универсальный механизм психического развития личности. Творчество и творческий процесс проявляются через креативность. В Психологическом словаре под креативностью понимаются -творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, в определенных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Создание креативного продукта зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации .Специфическими свойствами креативного процесса является оригинальность, состоятельность, адекватность задаче


Креативный процесс является специфическим, он имеет временные рамки и определенные этапы; важной составляющей которого является инсайт и роль бессознательного. Креативность невозможна без воображения, где под воображение понимается способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер. Воображение является психологической основой  творчества, которое обеспечивает историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

Творческое воображение- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Художники, скульпторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. В этих образах отражаются личность художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Именно воображение позволяет творческим личностям создавать произведения искусства, воображение позволяет людям создавать уникальные художественные произведения.

Один из основоположников советской психологии Л.С.Выготский внес огромный вклад в разработку культурно-исторической концепцией в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.

Л.С.Выготский, считал, что высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, сделал вывод о ведущей роли обучения в психическом развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».

Российская школа психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев) в начале 20-х годов ХХ века рассматривала творчество, через теорию деятельности, где основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Деятельность характеризуется определенной структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления. С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется. Центральное положение теории деятельности С.Л. Рубинштейна занимает тезис о том, что в процессе деятельности в ней и через нее устанавливаются действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Другой психологической категорией выступает визуальное мышление , которое определяется как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает нагляднодейственное и нагляднообразное мышление, где развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров и художников. Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые появился в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне: «Самореализация — осуществление возможностей развития Я». [38

В психологическом и психоаналитическом словаре дается следующее определение: «Самореализация — сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей»

Условия развития творческой личности должны включать, не только отслеживание результатов деятельности одаренного ребенка, создания банка данных, оценивающих качество результатов по различным видам творческой деятельности, но и создание инновационной образовательной программы.

Основной задачей модернизации российского образования является задача обновления содержания образования. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленное на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка, необходимо индивидуальное развитие одаренного ребенка. Особенно в области художественного творчества.

Детский рисунок рассматривается с двух позиций: как показатель развития индивидуальности ребенка и как результат творческого процесса, в котором проявляется одаренность ребенка. Цель художественного образования и воспитания реализуется путем решения следующих задач: развитие творческого потенциала ребенка; личностное развитие ребенка средствами искусства изобразительной деятельности; формирование потребности самовыражения средствами искусства; развитие одаренности в изобразительной деятельности.

Ставится задача поддержки творческой активности ребенка, как одного из фактов развития одаренности ребенка, как педагогами, так и родителями. Это может осуществляться разными приемами: педагог, родитель поощряет успехи ребенка и не задерживает его внимание на неудачах, которые рассматриваются как социальный опыт ребенка. Одной из важных задач в развитии одаренности становится задача саморазвития ребенка.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно отметить сложность выявления, диагностики и развития творчества. Необходима индивидуальная и коллективная система обучения, которая позволила бы творческому ребенку свободно проявлять и развивать свою одаренность. Перед художественной педагогикой выдвигается задача разработки оптимального процесса развития и обучения, раскрытия художественного потенциала одаренного ребенка. Когда специфика художественной одаренности накладывает свой отпечаток на развитие индивидуальности и личности ребенка.

Рассматривая психологию цвета можно отметить, что ее предметом является взаимосвязь цвета и психики, влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов. Так В.Кандинский в своей работе «Язык красок» рассматривает воздействие цвета, и считает, что существуют два фактора, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате рождаются четыре возможных «звука» красок

Цвет воздействует на деятельность Центральной нервной системы и вегетативную нервную систему человека. Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов

Ученые считают, что достаточно много факторов, влияющих на цветовое предпочтение. Часть из них связана с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя.

Так М. Люшер (30) выделяет 4 основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и 4 вспомогательных цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый).

По мнению А.А.Мелик-Пашаева (33), “…выдающиеся мастера изобразительного искусства, принадлежащие к разным его направлениям, относятся к цвету, как к сильнейшему средству выражения внутреннего содержания своих картин, в первую очередь – создания соответствующей эмоциональной атмосферы” ( 33,С. 9). Его вывод о неразрывности цвета и чувства полностью разделяется и Ю.А.Полуяновым (1988).

При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета. Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека.

Цвет представляет собой уникальный феномен, когда предпочтение определенного цветового тона проявляются в индивидуальных особенностях личности, взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностными чертами детей, занимающихся художественной деятельностью

Эмоциональный интеллект как интегративная способность человека к пониманию эмоций и управлению ими рассматривается многими учеными как фактор успешности жизнедеятельности человека. В процессе актуализации эмоционального интеллекта для детей, занимающихся изобразительной деятельностью значимыми являются следующие личностные черты: экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. Личностные черты проявляются различно по степени выраженности их у разных детей в их творческих работах.

В исследовании мы изучали эмоциональный интеллект и его влияние на развитие личностных черт детей, занимающихся в изостудиях Дворца творчества детей и молодежи города Магнитогорска.

В исследовании принимали участие 45 детей, возраст от 10-12 лет, с использованием следующих методик: Уровнь Эмоционального Интеллекта(Н. Холла),«Характеристики эмоциональности» (Е.Ильин), 16PF- факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн (Д.В. Люсин), ОСТ (В.М.Русалов)

Подводя итог экспериментальному исследованию можно отметить следующие положения, полученные в результате исследования:

Полученные результаты позволяют говорить о том, что нам удалось выявить 2 группы с преобладанием межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом.

В результате проведения опросник ЭмИн Д.В. Люсина У группы с преобладанием внутриличностным эмоциональным интеллектом шкала управление эмоциями выражена ярче, это свидетельствует о том, что они способны контролировать свои эмоциональные реакции, понимание эмоций у них выражено также высоко, это проявляется в легкой узнаваемости эмоций, понимании их направленности. В группе с преобладанием межличностным интеллектом имеет ниже выраженные данные шкалы, что говорит о сложности в управлении своими эмоциями, у них также немного снижен уровень способности и потребности управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

В результате проведения самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» Е.Ильина. первая группа МЭИ характеризуется высоким уровнем эмоциональной возбудимости, что свидетельствует о проявлении вспыльчивость, раздражительность, которая отражает общую возбудимость нервной системы, , также охарактеризуется высокой степенью и интенсивности протекания эмоциональных реакций что говорит об эмоциональности как интегральное свойство личности, которое будет проявлять ярче при высокой степени выраженности эмоциональной возбудимости, что способствует большей интенсивность возникающих эмоций и дольше их сохранности в течение определенного промежутка времени. По второй группе ВЭИ свидетельствует о низкой степени эмоционального возбуждения это говорит о эмоциональной устойчивости, обеспечивающей целесообразное поведение в различных ситуациях, что также проявляется в способности подавлять эмоциональные реакции, которые проявляются в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности творческой деятельности. По параметру- отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения ребята по данным.

В результате проведения методики Н. Холла можно сделать вывод о том, что 2 группа, с преобладанием внутриличностного эмоционального интеллекта имеет высокие показания по шкале управление своими эмоциями, что свидетельствует о поддержке, благоприятствует оптимальной эмоциональной атмосферы внутри группы, так и внутри самой личности. дети ,что способствует к продуктивной творческой деятельности.

В результате проведения опросника ОСТ В.М. Русалова можно сделать вывод о том, что1-ая группа МЭИ легко переключается с одного вида деятельности на другой, меньше эмоционально затрачивают свои ресурсы, ребята стремятся к постоянной смене разнообразных, образных форм поведения, что способствует разнообразию их эмоционального поведения . 2 группа ВЭИ - также легко вступает в социальные и коммуникативные контакты, но для них в большей степени важна эмоциональная привязанность к данной группе и положительная эмоциональная сфера.

В результате проведенный корреляционный анализ между эмоциональным интеллектом, его компонентами и личностными чертами выявил 13 значимых корреляционных связей. Обратные связи между собой с уровнем в 1% значимости эмоциональным интеллектом и фактором I, с уровнем в 5% значимости эмоциональным интеллектом и фактором N, Q1, М, фактором MD, эмоциональным интеллектом и пониманием эмоций, эмоциональной осведомленностью и эмоциональной возбудимостью. Прямая корреляционная связь в 5% значимости эмоциональным интеллектом и эмоциональностью, распознаванием эмоций и интенсивностью эмоций распознаванием эмоций и фактором А, J ,Е, эмоциональной осведомленностью и фактором H, эмоциональной осведомленностью и интенсивности эмоций, эмоциональной осведомленностью и темпом, скоростью, эмоциональным интеллектом фактором N.

В результате проведения 16PF- факторного личностногоп опростника Кеттелла -было выявлено, что группа ВЭИ она менее общительна, обладает некоторой регидностью, подвержена влиянию обстоятельств, в то же время благожелательна по отношению к другим людям, отличаются откровенностью, более спокойны в себе, уверены в себе, ей свойственны более конкретность и некоторая регидность мышления. Эта группа более жизнерадостна, социальные контакты также значимы, как и для группы МЭИ. Индивиды в ней более активны в социальных контактах, в тоже время могут проявлять мягкость и устойчивочть, более высокой способности к эмпатии, сочувствии, сопереживании

Наличие в результате нашего исследования значимых прямых и обратных связей между эмоциональным интеллектом (его компонентами) и личностными чертами подтверждает нашу гипотезу о наличии взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и личностными чертами.

Анализируя теоретические труды психологов XIX, XX, XXI века, можно сделать следующий вывод: изобразительная деятельность детей позволяет использовать рисунок как метод изучения внутреннего «Я», собственной картины мира ребенка. Для детей рисование является одним из ведущих видов деятельности, поэтому рисование представляет, естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления

Когда ребенок создает работу, он эмоционально переживает сам процесс, сопереживает изображаемому, таким образом изобразительная деятельность выступает как способ достижения своих возможностей и окружающего мира, способствует моделированию взаимоотношений с миром, и выражению своих эмоций как положительных, так и отрицательных.



Таким образом, художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка. Успешность, неповторимость, целостность развитие творческой личности ребенка, проявление его способностей в изобразительной деятельности и одаренности обеспечивается одаренным учителем, оригинальными программами.
Библиографический список

        1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.:Пер. с англ.-М.:Прогресс, 1974.- 386 с.

        2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.-М-П.: Спб, 1910.-50с.

        3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: Кн. для учителя.-М.: Просвещение,1991.-93с.

        4. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Школа-Пресс,1996.- 336 с.

        5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М.: Учпедгиз, 1961.- 210 с.

        6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика,1981.-240 с.

        7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.- Спб.: Питер,1999.- 288 с.

        8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии.-Спб.: Речь, 2001.-416 с.

        9. А.А. Мелик–Пашаев Психологические основы способности к художественному творчеству: Автореф.дис. …д-ра псих.наук.-М.: 1994.

        10. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

        11. А.И. Савенков Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.- 272 с.

        12. И.В. Соловьева Развитие изобразительной деятельности детей // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Психологическое обеспечение различных сфер деятельности человека : Сб.статей.- Магнитогорск: МаГу, 2003.

Каталог: file -> membership
membership -> Дополнительное образование детей в современной школе
membership -> «Творческое развитие личности в контексте теории решения изобретательских задач»
membership -> Ребенок, изо и компьютер
membership -> «компьютерная графика» Н. Ю. Останина
membership -> Формирование композиционных умений младших школьников на уроках тематического рисования
membership -> Развитие творческих способностей посредством компьютерных технологий на специальностях «Изобразительное искусство» и «Реклама» ппк
membership -> Проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта с цветовыми предпочтениями детей, занимающимися в изобразительной студии является важной и значимой в силу того
membership -> Методические рекомендации для занятий по рисунку в дши с. 9-33 Планы-конспекты по рисунку с. 34-51
membership -> Внедрение информационных технологий в процесс изучения истории изобразительного искусства
membership -> Духовно-нравственное воспитание семейных ценностей через изобразительное искусство


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница