I. Методологические проблемы истории и теории политической науки Тема I теория политики



страница1/8
Дата17.04.2016
Размер1,62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Раздел I. Методологические проблемы истории и теории политической науки
Тема I.1. Теория политики

I.1.1. Сущность политики, структура, основные функции.

I.1.2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Политика и мораль.
I.1.1. В научной литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Многообразие определений всегда указывает на сложность описываемого явления, которое не поддается краткой, однозначной интерпретации. Но практически общепризнанно, что политика - это специфическая сфера жизнедеятельности людей. Она складывается по мере усложнения социальных связей и отношений в обществе, появления объективной потребности в дополнительных регуляторах, способных поддерживать целостность социума в условиях нарастающей социальной дифференциации населения. Политика возникает с появлением государства как особой системы властных отношений, призванной осуществлять управление делами общества, обеспечивать согласование интересов различных социальных групп, достижение общих целей. Поэтому не случайным является определение политики как регулятивной сферы общества, обладающей собственными механизмами выработки управленческих решений и обеспечения их реализации.

Но сущность политики не сводится только к такому определению.

Пожалуй, определение сущности политики является самым спорным в политической науке, ибо сам исследуемый феномен многолик.

Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения в политической жизни нескольких позиций и подходов (парадигм).

Рассмотрим три основные парадигмы:

I. Социологический подход (парадигма). В рамках данного направления исследователи подчеркивают, что сфера политики - это сфера целенаправленной деятельности людей; в политике в конечном итоге реализуются какие-то замыслы, общие цели и стремление социальных групп и их лидеров. Ученые пытаются дать ответ на вопрос о социальном смысле, назначении политики.

В поисках ответа в теории сложились два направления:

1. Первое направление интерпретирует политику как сферу общего, объединяющего всех членов общества - главное в политике интеграция, достижение некоего целого через согласие интересов. Платон сравнивал политиков с ткачами, которые из отдельных нитей создают целостное полотно. Искусство жить вместе - такова сущность политики, считал великий философ. Назначение политики в том, чтобы обеспечить жизнь общества как единого целого. Такая традиция понимания политики развивается в Новое время. Т. Гоббс видел задачу политики в установлении в обществе мира, интересы которого умирялись общим согласием.

Государство, по мысли Т. Гоббса, - носитель общего интереса, без него люди могут погибнуть в войне всех против всех. Выдающиеся мыслители XIX века (Гегель), ХХ века (Парсонс) также видели назначение политики в обеспечении достижения общих результатов.

2. Второе направление социологического подхода исследует политику как сферу борьбы, стремление к господству одних над другими. Политика там, где есть различные социальные группы и борьба между ними за власть.

Основоположником конфликтной интерпретации политики считается итальянец Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). С его точки зрения, политика - это господство, деятельность по упрочению господства и подавлению противников субъекта властвования.

Определение политики как борьбы классов, социальных слоев за власть стало устойчивым направлением политической мысли XIX -XX вв. (К.Маркс, В. И. Ленин, немецкие ученые К. Шмидт, Р. Дарендорф и др.).

Сторонники такого подхода определяют политику как реальность, которая существует и меняется на основе не отвлеченных идеалов, а набора реальных сил, реальных социальных и экономических условий, остроты размежевания социальных интересов.

В рамках этого подхода в ХХ в. разрабатываются концепции «конфликта-консенсуса», которые характеризуют политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Таким образом, в социальной парадигме политики выражены совершенно противоположные начала политической жизни: интегративное и дифференцирующее, в их столкновении и взаимодействии оформляются мера свободы и порядка, прав индивида и защиты каждого, формируется и развивается культура компромисса, диалога, согласия.

Достижение полной целостности, т.е. внутренней последовательности, гармонии в рамках одной общности или тем более общества в целом - это утопия, но тем не менее возможны стабильность и устойчивость, признание всеми гражданами определенных норм и целей, определенных ограничений.

Политический успех сопутствует тем, кто находит оптимальную формулу сочетания этих начал. Государственный деятель при решении задач должен видеть конфликты, искать основу для согласия, компромисса, сотрудничества, должен ориентироваться не на разрыв с прошлым, а на критическое отношение к нему, на решение практических задач стабильного развития общества; не апеллировать только к интересам какой-либо группы, противопоставляя ее интересам других групп.

Таким образом, политика упорядочивает, стабилизирует сложившееся положение вещей и одновременно концентрирует массовое недовольство, является сферой поиска путей стабилизации, упорядочения и мобилизации общества. Искусство политики - определить, выявить интересы, определяющие большие группы людей или все общество. Поэтому в любом обществе политика выражает прежде всего общественно значимые интересы.

II. Второй подход - деятельностный. В рамках данной парадигмы политика рассматривается как специфический вид деятельности, как динамичный процесс, имеющий определенные этапы:

1. определение целей деятельности;

2. принятие решений;

3. организация масс;

4. мобилизация ресурсов на их осуществление;

5. осуществление регулирования деятельностью и контроля за реализацией поставленных целей и задач.

Таким образом, согласно этому подходу, политика - это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. Это специфическая форма управления обществом для достижения согласия и искомого порядка, основу которого составляет упорядоченность и согласованность, функциональность и устойчивость, стабильность общественной системы. Творцом политической жизни, согласно деятельностному подходу, является политическая элита: именно она является субъектом политики, только она владеет искусством принятия политического решения.

III. Третий подход - институциональный. Суть подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Наиболее часто политику определяли и определяют как отношение к государственной власти, ее организации, направленной деятельности.

М. Вебер (1864-1920) определял политику как «стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение власти, будь то внутри государства или между государствами».

Классики современной политологии Г. Лассуэл и А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием власти и объемом власти, отсюда при исследовании феномена политики упор делается на деятельность различных политических институтов, политико-правовые нормы, регулирующие их деятельность, публичную политику, разрабатываемую и осуществляемую этими институтами. С точки зрения институционализма, политика - сфера отношений между институтами, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения.

Можно ли однозначно определить одну из парадигм политики как наиболее важную? Конечно, нет. Ни одна из них не исчерпывает все многообразие политики. Только через описание тех или иных признаков, в их совокупности, можно понять сущность понятия «политика».
Таким образом, политика - это способ организации общества с помощью власти и по поводу ее функционирования. Это процесс достижения и поддержания целостности общества и одновременно столкновение разных интересов социальных групп, слоев, классов, индивидов, это отношения между ними по поводу власти, которые выливаются в борьбу и в компромисс, политика - это управление обществом со стороны политической элиты и государства.

При всей многозначности понятия «политика» оно отражает, впитывает в себя особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, их интересов и потребностей.

Политика - это сфера жизнедеятельности людей, сложившаяся в обществе по мере возникновения, развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий.


Значение и роль политики в обществе обусловлены ее функциями.

Наиболее важными из них являются:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами, интегрирует интересы различных слоев населения.

2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности.

Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.

5. Функция политической реализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения политических ролей и функций.


I.1.2. Во всем своем многообразии мир политики - это социальная реальность, которая тесно переплетается, взаимодействует со всеми сферами общественного развития, во многом обеспечивая его целостность, поступательный характер.

Фундаментом всей системы общественных связей является политика и экономика. Именно их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества: политика глубоко опосредована экономикой, экономическими интересами общества; в свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно, в связи с этим теоретически и практически важен вопрос о границах сферы политики, о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Эта проблема актуальна сегодня в современной России.

Вечным и естественным предназначением экономики является ее способность удовлетворять потребности людей: кормить, поить, одевать и т.д. Поэтому государство как выразитель общественно-значимых интересов политическими методами может и обязано создавать условия для более эффективного осуществления этой функции экономики.

Политическое вмешательство в экономику допустимо также в том случае, если оно создает условия для научно-технического и технологического процесса, ведет к росту производительности общественного труда, к гуманизации труда, к стабильности общественного порядка, к гражданскому согласию. Именно государственная власть призвана обеспечить социальный мир, пресекать деятельность преступных групп.

Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Современная история дает нам немало примеров подобного рода. Аналогичная ситуация сложилась в России на рубеже 1980-1990 гг., когда начался переход к рыночной экономике и страна оказалась в жесточайшем кризисе. Его возникновение было обусловлено сложным комплексом причин, важнейшей из которых явилось отсутствие эффективного воздействия политики на экономическое развитие общества.

Начиная с последней трети ХХ в., экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Это является следствием процессов глобализации и интеграции мирохозяйственных отношений.

Одной из форм проявления этих тенденций явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций. Так, например, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня такие международные организации, как ООН, валютный фонд, ЮНЕСКО. На европейском континенте важное место в деле координации политики занимает СБСЕ (Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Существует сложная взаимосвязь политики и культуры. Многие исследователи убедительно доказывают, что смена ценностных ориентаций приводит к коренному изменению системы экономических отношений и взглядов на характер осуществления власти в обществе. Особенно показательна в этом отношении работа немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

С другой стороны, можно найти убедительные примеры, когда правящие слои, используя государственную власть, насаждали и насаждают в массовом сознании определенные ценности и взгляды, демонстрируя тем самым приоритет политики над духовной сферой.

Взаимосвязь между политикой, экономикой, культурой является настолько сложной, что нельзя однозначно признать ведущую роль одной из них. Главное отличие политики не в степени важности для общества, ибо она не может существовать без любой из своих подсистем, а в тех особых функциях, которые она выполняет. Функции политики есть требования, предъявляемые обществом к политике: для чего нужна обществу политика, в какой степени она может обеспечить целостность общества и его развитие, что может дать политика обществу.

Особое место в политических реалиях занимает проблема соотношения морали и политики.

Что общего между политикой и моралью? Совместима ли политика с нравственностью? Актуальность этих «вечных» вопросов не вызывает сомнений. Особенно актуально это звучит для современной России: какой ценой должен быть оплачен ее переход в новое качество?

Существует несколько подходов к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:

1. Единство политики и морали (морализаторский подход).

Уже для Аристотеля (IV в. до н. э.) очевидным было, что в политике должны участвовать достойные. Сенека - свидетель деградации нравственности римских правителей - высказывает мысль об абсолютном первенстве морали над целями и средствами властвования. В Новое время Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж. Ж. Руссо призывал к соединению морали и политики: кто захочет изучить отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой. Что является нравственным злом, является злом и в политике.

2. Политика и нравственность несовместимы.

Основоположником теории разделения политики и морали был Н. Макиавелли. Он считал, что мораль - сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп: «В политике нет морали, есть только интересы». Отсюда для достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть препятствием.

Надо, конечно, выбирать меньшее зло в ситуации конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно, ибо «цель оправдывает средства».

3 . Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.

Речь идет о рациональном (разумном) взаимодействии политики и морали.

М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства. Он глубоко верил, что в социальной деятельности имеет место рациональное (разумное) соотношение целей и средств и побочных следствий.

Каждая из моделей взаимодействия политики и морали имеет свой набор аргументов и доказательств. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Это зависит:



а) от характера господствующей морали и политики;

б) от типа социальных систем;

в) наибольшие противоречия между политикой и моралью возникают в обществе, переживающем модернизацию, когда один социокультурный тип политической воли сталкивается с другим типом нравственных требований.

Это актуально в современной России.

Государственная политика модернизации обществ, как правило, имеет дело с одной моралью: люди различаются во взглядах на нравственные ценности. Но для современного государства неприемлемо безнравственное насильственное утверждение гуманизма, идеи свободы и демократии. С другой стороны, абсолютизация нравственных оценок, нравственный максимализм могут ограничивать понимание сложности социального облика общества, разрушать его ткань, вести к разрыву с социокультурой данного общества. Так, акцент только на правах и свободах, плюрализме, на «выведении» государства из всех сфер общества, видение в старых принципах политической и экономической организации только бюрократического централизма и тоталитаризма способствовали распаду СССР, русские и славяне оказались разделены границами, а российская государственность, а значит, и целостность России, оказались в режиме реального разрушения.

Таким образом, в масштабах общества политические и нравственные отношения сами по себе внутренне противоречивы.

С точки зрения нравственности в политике очень важно добиваться оптимального соотношения между целями - с одной стороны, методами и средствами их достижения - с другой. Гуманна, а значит, нравственна та политика, которая исходит из идеи единства этих двух важнейших звеньев человеческой деятельности: одни и те же люди, выступая в роли средств, являются одновременно и целями политического действия.

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству», - так сформулировал гуманистическую меру соотношения политики и морали И. Кант.


Контрольные вопросы

1. В чем смысл политики, каковы ее функции?

2. Что отличает политику от других сфер общественной жизни?

3. Раскройте соотношение экономики и политики. Изменилось ли соотношение экономики и политики в современное время? Если «да», то каким образом, в каком направлении?

4. Что общего и в чем различия, противоречия политики и морали?

5. Может и должна ли политика быть нравственной?

6. В чем актуальность проблем соотношения «экономика-политика», «мораль-политика» для современной России?
Литература

1. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций /Под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000.

2. Политология: Учебник для вузов /Под ред. М. А. Василика. М., 2001.

3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2004.


Тема I.2 Политология как наука и учебная дисциплина

I.2.1. Объект и предмет, методы, основные категории политологии.

I.2.2. Функции политологии и ее место в системе социогуманитарных наук.

I.2.1. Политология в переводе с греческого - знание о политике. Это знание стало складываться по мере возникновения и развития политики как особого вида жизнедеятельности людей, как особой сферы общества. Следует различать:

а) знание обыденное, основанное на здравом смысле, т.е. сложившееся на личных впечатлениях, наблюдениях, опыте (такими знаниями практически обладает каждый человек);

б) знание научное.

Научное знание о политике является более сложным, комплексным. Оно требует от исследователя особых навыков работы с наблюдаемыми политическими явлениями, владения соответствующим категориальным аппаратом, умения использовать специальный научный инструментарий для познания политики, способностей аналитического осмысления взаимосвязей и взаимозависимостей сложных политических процессов.

Научное знание политики представляет собой систему теорий, концепций, объясняющих и описывающих политику как целостное явление, а также совокупность методов, позволяющих углублять и расширять представления о политике.

Что является объектом и предметом политологии?



Объект науки - это область действительности, на которую направлен научный поиск. В политологии объектом является политика во всем ее многообразии, отдельные ее аспекты в ряду других неполитических объектов.

Предмет науки - это свойства, признаки, которые интересуют науку в данном объекте. Например, историки изучают политические события; психологи - особенности восприятия людьми политических объектов и мотивацию политического поведения и т.д.

Политология стремится к изучению политики как целостной сферы общества, к исследованию всех ее свойств и противоречий, к объяснению причин ее изменения, развития. Она, с одной стороны, интегрирует все виды научного знания о политике, а с другой - вырабатывает свой собственный методологический инструментарий, позволяющий постоянно расширять комплекс научных знаний о самых разных явлениях политического в жизни современного общества. Таким образом, предметом политологии являются свойства политики как сферы общества, тенденции и факторы ее изменения и развития. Политология изучает политику как объективную реальность, существующую в виде устойчивых институциональных отношений, нормативных ограничений и правил политических взаимодействий, в виде сложившихся в обществе представлений о политике, влияющих на восприятие и понимание членами общества происходящего в этой сфере. Политология стремится к объяснению противоречий и тенденций развития политической сферы, выявлению факторов, определяющих содержание и характер происходящих в ней изменений. Ее задачей является также объяснение мотивации и поведения людей, воссоздающих и (или) изменяющих в каждой конкретной ситуации политические институциональные отношения и политическую культуру.



Наука - это особый способ познания и объяснения человеком объективного мира. Объяснение всегда осуществляется путем создания логических конструкций - теорий, а для познания вырабатываются специальные процедуры - методы, помогающие увидеть, собрать, обобщить необходимый материал.

Метод - это способ познания объекта; это совокупность приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных объектов.

Методы предназначены для извлечения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдателю.



В нижеприведенной таблице перечислена лишь часть теоретических методов, используемых в политологии. Причина их многообразия - в сложности и противоречивости феномена политики. Ни один из методов не обладает универсальными возможностями описания всего многообразия политической жизни. Кроме того, внутренний мир, сознание отдельного человека, его мотивация не могут быть описанными в рамках тех же категорий и понятий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций.

Методы политологии

На чем акцентируют внимание

Как изучают политику


1. Институциональный

На взаимодействиях поли-тических институтов: права, государства, политических партий и т.д.

Анализ официальных структур и фор-мальных правил при-нятия решений

2. Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институ-тов в контексте связи прошлого, настояще-го и будущего

3. Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: эко-номики, социальной струк-туры, идеологии, культуры и т.д.

Анализ политики как сферы целенаправ-ленных взаимо-действий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социаль-ными факторами

4. Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Описываются изме-нения в политическом поведении людей, связанные с измене-ниями условий жиз-ни и принятием политических реше-ний и т.д.

5. Психологический

На субъективных меха-низмах политического пове-дения: побуждения, жела-ния, страсти и т.д.

Анализ индивидуаль-ных качеств, черт характера, бессозна-тельных психических процессов, влияющих на политическое поведение




6. Системный

На структурированной целостности политики, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами обще-ства

Исследуют факторы стабильности и из-менчивости поли-тических отношений, каналы взаимо-влияния полити-ческой системы и окружающей среды, механизм функцио-нирования и развития политической сис-

темы





Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница