Характеристика периода от 14 до 21 года в этот период актуализируются вопросы развития социального



Скачать 276,9 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата29.09.2022
Размер276,9 Kb.
#190402
  1   2   3
Связанные:
2c6c36ee-7e95-4aba-9efd-006e1438b15b



Характеристика периода от 14 до 21 года

В этот период актуализируются вопросы
развития социального
интеллекта
, профессионального самоопределения, образования, самоактуализации, выбора ведущей формы деятельности и др.
Возраст от 14 до 21 года называют периодом юности. Он составляет часть развернутого переходного этапа от
детства к взрослости
, точнее от
подросткового возраста к самостоятельной жизни
. Взрослость в этот возрастной период определяется различными критериями. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная – экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека. Понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.
Физиологически этот возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время чрезвычайно быстрых биологических изменений. Следует отметить, что если в эмбриональный период формирование организма ребенка полностью зависит от опыта и действий родителей, в младенческий период ребенок совместно со взрослыми участвует в процессе своего развития, то в юности ребенок впервые пытается самостоятельно управлять физиологическими и психологическими изменениями, происходящими с ним.
Молодые люди испытывают боль и радость, наблюдая за этим процессом.
Они видят, как их тело преображается, и ощущают сменяющие друг друга чувства очарования, восторга и ужаса, постоянно сравнивая себя с другими и пересматривая образ своего «Я». В течение этого периода молодые люди получают полное представление о понятиях формы, комплекции, существующих идеалах и составляют мнение о своем теле, пропорциях и умениях. В этом возрасте достоинства и недостатки своей внешности оцениваются слишком строго. Некоторые подвергают себя суровой диете, в то время как другие озабочены суровыми тренировками, способствующими улучшению формы и развитию силы тела. Представители обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения, как на реальном знании, так и на идеальных общественных образцах.
То, как взрослые реагируют на физические изменения своих детей,
может оказывать серьезное влияние на дальнейшее развитие подростка.
Биологические изменения, переживаемые в возрасте от 14 до 21 года, обычно сопровождаются интересом к представителям противоположного

пола и потребностью интегрировать свою сексуальность с другими аспектами личности. Поэтому в период юности молодежь начинает формировать отношения, в которых основную роль играет пол. Усвоение мужской или женской роли, а также образца и структуры своего гендерного проявления
(например, для девушки это может быть образ «тургеневской барышни»,
«своей в доску» девчонки или «роковой красавицы») является одной из основных задач данного периода развития.
На переживание подростков по
поводу своей сексуальности влияет их личный опыт физических и
эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками: отношение
уважения, внимания либо манипуляции, которые возникают в ходе этого
опыта.
Наряду с бурными физиологическими изменениями в юношеском возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Идет активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь молодого человека. Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требования к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний. Познавательные интересы обретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.
Возрастная особенность
состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с
выбираемой профессиональной областью. Индивидуальная направленность и
избирательность интересов связана с дальнейшими жизненными планами.
Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем психическом развитии, включая и сферу общения молодых людей. Происходит увеличение времени, выделяемое на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах). Параллельно с расширением сферы общения происходит его углубление и индивидуализация. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные и глубокие.
Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Первая любовь также в определенной мере является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или форму дружбы-любви.
Во всех проявлениях первая любовь – это важное испытание
в юности, во многом влияющее на развитие личностей юношей и девушек.


Еще одна важная жизненная задача данного возрастного периода – это построение системы

Скачать 276,9 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница