Характеристика невербальных компонентов коммуникации



Дата01.06.2016
Размер48,6 Kb.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ
Эм Е.А., Мыгаль Т.А., ФГБОУ «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается А.А. Бодалёвым [5], В.А. Лабунской [44], Р.Е. Бёрдвистл [74], P. Ekman [78], Бейтс Е.[75] которые гласят, что слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем (В.А. Лабунская) [44]:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или около речевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех.

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).



Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения – поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики ребенок передает эмоции.

Мимика бывает разная:

1. Сильно подвижная мимика - свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей.

2. Малоподвижная мимика - указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении.

3. Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности.

4. Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности. [81]

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг на друга не более 10 секунд. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние:

- указательные - направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

- подчеркивающие (усиливающие) жесты - служат для подкрепления высказываний.

- демонстративные жесты - поясняют положение дел.

- касательные жесты - при их помощи хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.

Различают также:

- произвольные жесты - это движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.

- непроизвольные жесты - это движения, совершаемые бессознательно. [10]

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Во-вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Именно благодаря голосу часто, как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

Голос, как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком, при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок. Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос, воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Основной приметой голоса является его тембр.

Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, то есть совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи.

Интонационная оформленность, складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно, их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе, или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов. [14]


Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. – 324 с.



2. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально перцептивный подход). - Ростов н/Дону, 1986. -136 с.

3. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у ребёнка // Вопросы психологии. - 1998. № 2. – С. 137-149.
Каталог: WordDocs
WordDocs -> Влияние диалога в учебном процессе на интеллектуально-личностное развитие школьника
WordDocs -> Хмелёва Е. В. Минатуллаева А. К. Проблема психологической готовности ребёнка к школьному обучению
WordDocs -> Информационная поддержка инновационных процессов в образовании
WordDocs -> Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Валиева Зема Ираклиевна
WordDocs -> Современные тенденции и инновации в обучении теоретической грамматике
WordDocs -> Пренатальная педагогика как инновационное направление в образовании
WordDocs -> Влияние личности руководителя на формирование организационной культуры
WordDocs -> Методика интенсивного обучения иностранному языку
WordDocs -> В процессе социореабилитации заикающихся
WordDocs -> Специфика обучения взрослых в системе дополнительного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница