Характеристика конфликта как социального явления



страница1/9
Дата13.09.2021
Размер83,5 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: Характеристика конфликта как социального явления

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1) Понятие конфликта, его сущность и структура.

Конфликт (от лат. conflictus) — это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне эмоций.

В психологии конфликт — это:

• столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида — внутриличностный конфликт;

• в межличностных взаимодействиях индивидов, групп людей столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными эмоциями.

Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, жизненные важнейшие установки, властные полномочия, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.

Конфликт в коллективе может быть рассмотрен как поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении целей.

Для понимания природы конфликта выделим его основные признаки, которые также являются необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта:

• наличие противоположно направленных мотивов или суждений;

• наличие состояния противоборства субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Ситуация, в которой имеются несогласованные интересы и накопившиеся противоречия, связанные с социальным взаимодействием субъектов и создающие почву для реального противоборства между ними, называется конфликтной ситуацией.

Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта, она включает в себя причины и условия, предшествующие конфликту и вызывающих его, участники конфликта и та причина, из-за которой оппоненты вступают в конфликт.

Все причины, приводящие к конфликтам, условно можно разделить, на три группы:

1) организационные (разные подходы к деятельности и ее оценке);

2) ценностные (различия в нравственных оценках происходящих событий);

3) эмоциональные (различия в настроенных и эмоциональных оценках друг друга).

Также причины конфликта можно разделить на следующие.

1. Объективные причины включают в себя действия, не имеющие своей задачей целенаправленную провокацию конфликта, но, в конечном счете, приводящие к нему (нечеткое распределение обязанностей, излишняя нагрузка, принуждение к неофициальному исполнению дополнительных служебных обязанностей, несоответствие требований руководителя и коллектива и т.д.).

2. Субъективные причины включают в себя действия, целенаправленно провоцирующие конфликты (конфликтная личность, т.е. человек, который постоянно создает вокруг себя конфликты и конфликтные ситуации и вовлекает в них окружающих; лица, находящиеся в состоянии стресса, аффекта, утомляемости, и т.п.).

3. Объективно-субъективные причины заложены в антиподности субъектов конфликта. Данные субъекты не ставят перед собой задачи целенаправленно провоцировать конфликт между собой, но занимают такие жизненные позиции, что в итоге конфликт неизбежен. Объективно-субъективными причинами объясняется большая часть конфликтов между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами.

В каждом конфликте выделяют структурные компоненты конфликта:

• стороны (участники, субъекты) конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;

• объект конфликта — это конкретная причина, мотивация, движущая сила или то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решение, новая должность и т.д.;

• предмет конфликта — противоречие, из-за которого разгорается конфликт;

• конфликтная ситуация и ее образ, т.е. отображение предмета конфликта в сознании субъектов социального взаимодействия. Сама по себе конфликтная ситуация может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным необходим повод.

• инцидент, как правило, является началом конфликта. Это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Большое значение в вопросе разрешения конфликта приобретает умение отличать повод от причины;

• мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, убеждений, идеалов);

• позиции конфликтующих сторон — то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

В деятельности и общении работников правоохранительных органов И.Б. Пономарев выделял следующие психологические компоненты конфликта:

• познавательные — взаимное восприятие, интеллектуальный уровень обработки информации, степень включенности личности в конфликтную ситуацию, уровень самоконтроля, опыт работы с людьми и профессиональная подготовка, объективность самооценки;

• эмоциональные — совокупность переживаний его участников;

• волевые — совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей

• мотивационные — сущность несовпадения позиций участников противоборства.

2) Субъекты конфликта и их характеристика.

Стороны (участника) конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Иногда их называют субъектами конфликта. Или могут быть такие цепочки: человек – человек; человек – группа; человек – часть группы; часть группы – часть группы; группа – группа.

Важно отметить, что поскольку стороны конфликта – то всегда люди, постольку сам конфликт представляет собой сугубо социальное, «человеческое» явление. При этом условимся понимать, что субъектами конфликта являются не просто человеческие индивиды, а личности, наделенные сознанием, волей и способностью к активным и осознанным действиям. Если обобщить сказанное, то можно сделать вывод о том, что субъекты конфликта должны обладать (или проявлять) активностью. Если активность отсутствует, то конфликтные действия не производятся. Активность возникает, как следствие осознания наличия противоречия и потребности в ее преодолении. Даже если активность у личности присутствует, то нет осознания противоречия, как проблемы, требующей решения, то психологически конфликта не существует.

Участники конфликте обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации (например: «начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы и дети»). Переход участников конфликта непосредственно к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них. Поэтому участник конфликта, проявляющий инициативу, называется инициатором конфликта.

Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт. Предмет конфликта отличается многообразием, он охватывает все сферы человеческой деятельности: экономику, семью, идеологи, образование, быть. Сам по себе предмет конфликта может иметь четкое представление (форму) или нечеткое (размытое) представление или отсутствие представления. Таким образом, предметом конфликта может быть конкретный объект, конкретная возможность, или некоторое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, а также соблюдение или несоблюдение каких-то правил. Предмет конфликта становится в дальнейшем объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет почти всегда связан с целями участников, однако не все их цели связаны с предметом.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Важно отметить, что мы разделяем близкие понятия – «конфликт» и «конфликтная ситуация». Дадим определение второму понятию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Образы конфликтной ситуации у участников конфликта как правило, не совпадают. В психологии  выделяют две группы факторов, оказывающих влияние на развитие конфликтной ситуации:

Социокультурные факторы включают культурные формы  протекания и разрешения конфликтов;

Ситуационные факторы определяют направленность конфликта на ужесточение или смягчение, они учитывают как собственные характеристики участников конфликта, так и действия третьих сил.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, суждений). Более подробно они будут рассмотрены нами ниже, при изучении основных причин конфликтов.

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия.
3) Причины и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это совокупность конфликтных и иных взаимоотношений между участниками избирательного процесса, отражающих их интересы, соотношение их сил и ресурсов, а также весь комплекс иных взаимодействий в определенный период времени Понятие конфликта часто ассоциируется с агрессией, угрозами, ссорами, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его, по возможности, следует избегать. Такое отношение к конфликту прослеживается в рамках школы научного управления и в классической школе. В рамках этих школ считалось, что наличие четкой иерархической системы, рациональное распределение задач между подразделениями и сотрудниками в организации, разработка процедур и правил устранят условия для появления конфликтов. В рамках школы человеческих отношений конфликт также считался нежелательным явлением. Он рассматривался как результат неэффективного руководства организацией. Считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут исключить возникновение конфликтов. Современная точка зрения заключатся в том, что конфликт в организации не только возможен, но часто и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер. Например, человек может спорить на совещании только потому, что не спорить он не может. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта, что может снизить удовлетворение их потребностей власти и причастности, а также эффективность организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и 3 власти. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш», т.е. к взаимному удовлетворению интересов обеих сторон конфликта.

В зависимости от того, кто выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа и т. д.), различают четыре типа конфликтов:

1.  Внутриличностный.

2.  Межличностный.

3.  Конфликт между личностью и группой.

4.  Межгрупповой конфликт.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница