Глоссарий. Цена "запретительная" – цена, при которой объем спроса на благо равен нулю;
денежная – ценность товара, выраженная в денежной форме (в определенном количестве денег);
директивная – значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;
капитальная – величина платы за покупку фактора производства;
лимитная – цена, устанавливаемая картелем для предотвращения вступления в отрасль конкурентов;
относительная – ценность товара, выраженная в определенном количестве некоторого блага;
предложения – минимальное количество денег, за которое производитель согласен продать благо;
прокатная – величина платы за использование фактора производства в единицу времени;
равновесия – цена, при которой объем спроса равен объему предложения;
рыночная – цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей при их стремлении к достижению своих целей;
спроса – максимальное количество денег, которое потребитель готов заплатить за благо.
Ценность предельного продукта фактора – ценностное выражение предельной производительности фактора производства.
Ценовая дискриминация – продажа гомогенного товара по различным ценам на рынках несовершенной конкуренции;
второй степени – продажа отдельных партий товара по различным ценам;
первой степени – продажа каждой единицы товара по ее цене спроса;
третьей степени – продажа товара по различным ценам на отдельных сегментах рынка.
Ценообразование за лидером – разновидность ценообразования на олигопольном рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающем максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.
Эквивалентное изменение дохода – максимальная сумма денег, которую готов заплатить потребитель за предотвращение роста цены блага.
Экзогенные параметры – используемые при построении экономических моделей показатели, значения которых известно до построения модели.
Эндогенные параметры – используемые при построении экономических моделей показатели, значения которых определяются в ходе решения модели.
Эффект дохода по Слуцкому – разность между общим изменением объема спроса на благо при изменении его цены и эффектом замены по Слуцкому;
дохода по Хиксу – изменение объема спроса на благо при заданном номинальном доходе потребителя и изменении его реального дохода из-за изменения цены на данное благо;
замены по Слуцкому – изменение объема спроса на благо при изменении его цены и сохранении покупательной способности потребителя на исходном уровне за счет соответствующего изменения номинального дохода;
замены по Хиксу – изменение объема спроса на благо при изменении его цены и сохранении благосостояния потребителя на исходном уровне за счет соответствующего изменения номинального дохода; выражается в том, что в указанных условиях потребитель увеличивает (уменьшает) спрос на подешевевшее (подорожавшее) благо за счет сокращения (увеличения) спроса на другие блага;
масштаба – отношение между темпом изменения выпуска и одинаковым для всех факторов производства темпом изменения объема их использования;
подражания – однонаправленное изменение объема спроса на благо одним потребителем в ответ на изменение объема спроса других потребителей;
сноба – противоположно направленное изменение объема спроса на благо одним потребителем в ответ на изменение объема спроса других потребителей.