Французская школа за границей: уникальная сеть



Скачать 40,71 Kb.
Дата22.04.2016
Размер40,71 Kb.
Французская школа за границей: уникальная сеть
Сеть школ, коллежей и французских лицеев за границей составляет уникальный по своему размаху и качеству образования, а также по степени открытости местному языку и культуре ансамбль.
Эмманюель Тевенон
Что общего между испанским архитектором Рикардо Бофиллом, американской актрисой Джоди Фостер, египетским политиком Бутрос Бутросом Гали и иранской художницей Марьяной Сатрапи? Как 240 000 детей в наши дни, они когда-то являлись учениками одной из 400 французских школ за границей, составляющих уникальную в мире образовательную сеть.
Школы, коллежи, лицеи и институты, расположенные в 133 странах мира от США до Швеции и от Афганистана до Новой Зеландии, зависят от трех организаций. Альянс Франсез, созданная в 1883 г. и ее 1060 комитетов ставят перед собой целью распространение французского языка и культуре во всем мире. Французская светская миссия, основанная в 1902 году, открывает профессиональные школы при крупнейших стройках, которые французские предприятия ведут за границей. В ее цель также входит распространение французского языка и культуры, а также развитие культурного диалога. И, наконец, Агентство преподавания французского языка за границей (AEFE), реорганизованное в 1990 году, осуществляет общее государственное образование вне границ Франции. Агентство, подчиняющееся министерству иностранных дел, располагает сетью из 300 школ в 125 странах (160 000 учеников, в том числе 69 000 французов). 75 школ, коллежей и лицеев впрямую управляются Агентством, остальные – ассоциациями или частными фондами, заключившими с Агентством конвенцию. Все они обязаны давать образование, соответствующее обязательной программе, а также педагогическим целям и правилам организации, применимым во Франции в государственных общеобразовательных школах.
Открытые двери
Основная цель французских школ за границей долгое время состояла в формировании в тех странах, в которых они находились, местной элиты, любящей Францию. С концом колониальной империи сорок лет тому назад эта цель изменилась. Главной задачей AEFE стало предоставление возможности детям экспатриированных работников продолжать за границей то же обучение, которое они могли бы получить во Франции, даже если они живут за тысячи километров. При этом сеть открыта для иностранных учащихся, которые часто составляют большинство. И французы, и иностранцы прежде всего обращаются к французской школе в поисках качественного образования. Результаты говорят сами за себя: в 2002 году 93,42% учеников последнего года обучения получили степень бакалавра (78,8% во Франции!).
Педагогическая система основана на владении французским языком с целью сделать из него средство общения, выходящее за порог школы. Вот почему пользование им поощряется и в школьной жизни, и за ее пределами. Всячески одобряется также обучение языку, культуре и истории той страны, в которой школа находится. Это касается как учеников-иностранцев, так и французов, которые получают таким образом уникальную возможность познакомиться с иной культурой.
Введение международных классов (франко-марокканских, например, или франко-немецких) преследует цель формирования “посредников” между двумя странами, которые были бы полностью двуязычны и хорошо знакомы с культурами и социальной спецификой обеих стран. “Там, где другие настаивали на единой модели, – подчеркивает министр иностранных дел Доминик де Вильпен, – мы стремимся делать из наших школ учебные заведения, открытые для каждого, при строгом уважении к нашим ценностям”. В продолжении той же логики французский коллеж в Бильбао (Испания) выпустил диск о пути к св. Иакову Компостельскому (Испания), а в африканских школах прошел конкурс на лучший детектив, проходящий в вымышленной стране Бостанцим, состоящей из двенадцати стран Восточной и Южной Африки.
Огромное разнообразие
Французские коллежи и лицеи, известные качеством их программ, экзаменационными результатами и открытостью к другим культурам, но также и подчас высокой платой за обучение, всегда считались “элитарными школами”. Поступить в лицей имени Шарля де Голля в Лондоне, лицей имени Сент-Экзюпери в Сантьяго (Чили), Международный лицей Джибути (республика Джибути) или Французскую школу в Варшаве можно только в результате огромного конкурса. “Это уникальный в мире факт – в Марокко, чтобы поступить в детский сад французской школы, был введен вступительный экзамен, позволяющий выбрать из огромного потока заявлений”, – объясняют авторы книги “Французские лицеи Солнечного края”*.
Школы очень отличаются друг от друга, и по количеству учеников – от нескольких десятков в школе Катманду (Непал) до многих тысяч в Бейруте (Ливан), – и историей: лицею в Берлине более трехсот лет, а в Сингапуре школа открылась только в 1999 году. Часто школы предлагают своим ученикам множество кружков и внешкольных занятий: здесь есть медиатека, культурный центр, бассейн и др. Но как сравнить лицей в Лос-Анжелесе, в который ходят дети голливудских звезд и театр которого стоил 2,5 млн. долларов, с лицеями Эстеклал и Малалай в Афганистане? Открытые заново после двадцати лет войны эти бесплатные школы принимают любого ребенка, живущего в том квартале Кабула, в котором они находятся...
* Эффи Целикас, Лиеа Хайун. Французские лицеи Солнечного края. Изд. Отреман. Серия “Мемуары”. Париж. 2004.
Ежегодный бюджет AEFE
350 млн. евро, из которых 290 млн. – зарплаты.

Школьные стипендии: 35 млн. евро.

Помощь школьным учреждениям: 10 млн. евро.

Средняя стоимость школьного обучения ребенка вне Франции: 4740 евро.



Средние выплаты AEFE на ребенка: 1853 евро.
Высокая плата за обучение
Государство выделяет сети школьных учреждений за границей 340 млн. евро. К сожалению, эта сумма не позволяет полностью обеспечить обучение французских детей, и финансовое участие семьи остается необходимым (444 млн. евро в 2002-2003 гг.). Эти расходы составляют в среднем 2000 евро в год и могут подниматься в некоторых странах до 8 000 евро.
Государственные работники и сотрудники французских предприятий зачастую получают помощь от своих работодателей, а семьи с невысокими зароботками получают школьные стипендии. Но стоимость обучения все же остается заметным грузом на бюджете некоторых семей.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница