Если ребенок становится «трудным»



Дата27.03.2022
Размер54,5 Kb.
#134580

ЕСЛИ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ «ТРУДНЫМ»...
«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей, - писал В.А. Сухомлинский, - все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым неясным, что есть в природе, - с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным становится именно в этом возрасте - от года до семи-восьми лет».
Наблюдения родителей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, специальные научные исследования показывают, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте могут возникать отклонения в нравственном развитии и поведении детей.
Изучая явление педагогической запущенности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы исходим из определения, данного И.А. Невским, что педагогически запущенные дети - это дети, имеющие отклонения от нормы в сознании и поведении, обусловленные педагогическими причинами. Какие же это отклонения?

  1. Неуспешность в игровой, учебной, трудовой деятельности.

  2. Отставание в развитии памяти, воображения, мышления; эмоционально-волевых свойств, черт и качеств личности; неразвитость, неподготовленность к школе.

  3. Отклонения, искажения в отношении к себе, своим сверстникам, родителям, воспитателям, окружающим; неумелое, неправильное поведение; конфликтность, замкнутость, агрессивность.

Большинство педагогически запущенных дошкольников не обладают такими существенными для предстоящего обучения в школе свойствами и качествами, как дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие, умение вести себя в коллективе сверстников, усидчивость. У половины детей не привита любовь к школе.
Среди дошкольников почти нет детей, отрицательно относящихся к предстоящему учению, но в отличие от всех детей, которым очень хочется учиться, стать учениками, среди педагогически запущенных детей есть такие, которые к учению относятся равнодушно. Уже в подготовительной группе детского сада они обнаружили на учебных занятиях свою невосприимчивость к обучению, повышенную утомляемость, отсутствие любознательности.
Эти дети плохо справляются с заданиями на занятиях по развитию речи, математике, родному языку, конструированию, рисованию. Наибольшие результаты достигают на занятиях по физкультуре, музыке, лепке. Если говорить о нравственной стороне личности педагогически запущенных дошкольников, то можно заметить в их поведении такие черты, как недисциплинированность, упрямство, несамостоятельность, рассеянность, грубость, лживость и леность, пассивность. Эти дети, к сожалению, бывают иногда несправедливыми, скрытными, злопамятными.
Общение педагогически запущенных детей своеобразно. Ребенок предпочитает играть в группе, но не пользуется авторитетом у сверстников, либо предпочитает играть один, хотя дети не отказываются от общения с ним. В совместных играх одни из них предпочитают роль исполнителя (больше половины детей), а другие - лидеров.
Конечно, причиной возникающих у детей трудностей в учебе и поведении являются, прежде всего, условия семейного воспитания. В неблагополучных семьях, с низким педагогическим и культурным уровнем родителей, такие дети встречаются чаще. Другой причиной является неправильная позиция родителей, которые уверены в том, что их роль ограничивается лишь удовлетворением материальных потребностей ребенка. В таких семьях дети имеют много «ценных» вещей, но их общение с родителями ограниченно, бедно, у детей нет книг, игровых уголков, они не бывали в музеях, театрах и пр. Такие родители не заботятся об интеллектуальной, эмоциональной, нравственной готовности детей к школьному обучению, что и приводит их в разряд «трудных».
Вполне понятно, что, придя в школу, в новый детский коллектив, где от него требуется выполнение новой социальной роли, педагогически запущенный ребенок сразу попадает в неравные условия со своими сверстниками. И естественно, что число педагогически запущенных младших школьников не уменьшается, а увеличивается. По-прежнему подавляющее большинство из них - мальчики.
В начальных классах у некоторых детей появляется отрицательное отношение к учению, увеличивается (по сравнению с дошкольниками) количество равнодушных к этому ведущему виду деятельности. Исследование мотивов отношения этих младших школьников к учению показало, что для многих из них характерны общественно значимые мотивы учения: принести больше пользы людям, чтобы наш класс был лучше всех, чтобы много знать и уметь. Но некоторые учащиеся руководствуются эгоистическими побуждениями: чтобы мне покупали красивые вещи, чтобы мне ставили хорошие оценки, чтобы меня все хвалили.
Учителя начальных классов отмечают, что большинство педагогически запущенных младших школьников пришли в школу слабо подготовленными. Результаты их учебной деятельности значительно ниже, чем у остальных одноклассников. В связи с этим у них либо низкий уровень притязаний в учебной деятельности, либо они переоценивают свои возможности и под влиянием родителей считают, что к ним несправедливо относятся в школе. Эти учащиеся обычно хотят учиться в другом классе, у другой учительницы, делают вид, что им безразличны неуспехи, предпочитают другие виды деятельности и имеют более интересные увлечения.
По сравнению с дошкольным периодом у этих детей при стечении неблагоприятных обстоятельств следует отметить расширение и углубление признаков педагогической запущенности. Дети, слабо подготовленные к школе, пассивные и рассеянные, нелюбознательные, становятся неработоспособными, невосприимчивыми к обучению, ненаблюдательными. У младших школьников, не приученных в детском саду к труду, самостоятельности, развивается пассивность, несамостоятельность, леность, недобросовестность. Недисциплинированное поведение приобретает у большинства таких детей устойчивый характер.
В результате неуспешности обучения, недостатков в поведении, неавторитетности в глазах учителя положение педагогически запущенных младших школьников в детском коллективе тяжелое. Как правило, многие из них конфликтуют с классом, не имеют общественных поручений.
Сами учителя отмечают, что данная категория детей более восприимчива к таким методам и приемам педагогического воздействия, как одобрение, ласка, поощрение и т.д.
Особо следует сказать о родителях педагогически запущенных младших школьников. В силу того, что многие из них не готовят ребенка к школе, т.е. совершенно не занимаются им, большое значение имели бы предварительная совместная работа детского сада и школы по повышению педагогической культуры родителей будущих первоклассников, индивидуальная работа с семьей, ее активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс.
Активному участию родителей в совместной работе по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей мешают следующие недостатки: недооценка отдельными педагогами воспитательного потенциала семьи и возможностей его восстановления. Недостаточная индивидуальная работа с семьей часто приводит к тому, что значительная часть родителей не помогают педагогам в решении воспитательно-образовательных задач, не выполняют рекомендаций по преодолению негативных проявлений у детей. Отсутствие взаимопонимания семьи и школы приводит к тому, что родители не видят недостатков в воспитании своего ребенка, идеализируют его либо объясняют причины педагогической запущенности только внесемейными факторами.
Необходимость тесного взаимодействия детского сада, семьи и школы в предупреждении педагогической запущенности детей может осуществляться в следующих направлениях:

  • совместная методическая работа учителей, воспитателей с родительским активом по проблеме педагогической запущенности;

  • повышение педагогической культуры родителей будущих первоклассников, индивидуальная работа школы с неблагополучными семьями;

  • осуществление преемственных связей в организации индивидуальной работы с педагогически запущенными дошкольниками и младшими школьниками.

Большую помощь воспитателям и учителям оказали лекции «Психолого-педагогические основы преемственности в работе детского сада и школы по нравственному воспитанию детей», «Содержание и формы совместной работы детского сада и начальной школы по подготовке детей к обучению, предупреждению педагогической запущенности». Специальные методические рекомендации, библиографический указатель литературы по проблеме послужили основой для организации практической работы на местах.
Особый интерес педагогов вызвали семинарские занятия «Трудное детство, его причины, признаки и формы проявления», практикумы по анализу характеристик дошкольников и младших школьников, семинары по обмену опытом совместной работы по профилактике трудновоспитуемости детей.
Зазвенит первый в жизни школьный звонок для выпускников детского сада. Начнется новая школьная жизнь. Каким станет наш первоклассник, легко ли войдет он в класс, найдет ли себе в нем настоящих друзей, станет ли хорошим учеником, который постоянно тянется к знаниям? Или... Это во многом зависит от тесного сотрудничества детского сада, семьи и школы, которое необходимо, прежде всего, в интересах ребенка.

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
особенностей
младший школьников


Каталог: psiholog
psiholog -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
psiholog -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
psiholog -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1
psiholog -> Развитие нравственной сферы личности дошкольника 19. 00. 13 психология развития, акмеология
psiholog -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
psiholog -> Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы
psiholog -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
psiholog -> Общая характеристика работы актуальность темы исследования
psiholog -> Программа модуля «Психология и педагогика развития учащихся»
psiholog -> Книга предназначена для психиатров и специалистов смежных дисциплин


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница