Ерофеева дарьяна Игоревна Особенности интернет-дискурса выпускная квалификационная работа по направлению «Журналистика»



страница1/30
Дата09.04.2021
Размер1,74 Mb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»



На правах рукописи

ЕРОФЕЕВА Дарьяна Игоревна

Особенности интернет-дискурса

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению «Журналистика»

(научно-исследовательская работа)


Научный руководитель –

старший преподаватель

А. А. Малышев

Кафедра речевой коммуникации

Очная форма обучения

Вх. №______от__________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I. Лингвистические подходы к изучению понятия «дискурс»

9

    1. Появление понятия «дискурс» в лингвистике…………………………..

9

    1. Основные подходы к изучению дискурса…………………………….....

11

    1. Определения дискурса в лингвистике…………………………………...

14

    1. Типология дискурсов……………………………………………………...

17

    1. Структура дискурса……………………………………………………….

20

    1. Анализ текста и дискурсивный анализ…………………………………..

21

    1. Междисциплинарные подходы к дискурс-анализу……………………..

23

Выводы к I главе………………………………………………………………

26


Глава II. Особенности интернет-дискурса……………………………….

29


2.1 Определение и функции интернета………………………………………

30

2.2 Гуманитарные подходы к изучению интернета…………………………

32

2.3 Основные направления изучения языка интернета……………………..

33

2.4 Коммуникативный и дискурсивный подход к изучению интернета…..

36

2.5 Лингвистические теории изучения интернет-дискурса………………...

37

2.6 Основные особенности интернет-дискурса….………………………….

38

2.7 Особенности интернет-дискурса на примере блогов…...………………

44

2.8 Особенности интернет-дискурса на примере чатов…………………….

46

2.9 Особенности интернет-дискурса на примере форумов ………………...

49

Выводы ко II главе…………………………………………………………….

53


Глава III. Речевые особенности интернет-дискурса в социальных сетях……………………………………………………………………………

55


3.1 Основные жанры текста в социальных сетях………………..………….

56

3.2 Виды контента в социальных сетях……………………………………...

59

3.3 Комментарий в социальных сетях………………………………………..

61

Выводы к III главе…………………………………………………………….

69







Заключение……………………………………………………………………

73

Список использованной литературы……………………………………......

76

Приложение…………………………………………………………………...

80


Введение
Данная работа посвящена изучению коммуникативных особенностей самого популярного на сегодняшний день средства коммуникации – сети Интернет. Интернет представляет собой всемирную компьютерную сеть, которая дает множество уникальных и широких возможностей для распространения разного рода информации. Таким образом, интернет считается главной информационной системой в настоящее время.

В числе всех многочисленных форм влияния Интернета на повседневную жизнь его пользователей одной из самых важных считается его влияние на язык. В интернете зарождаются новые особенности и формы общения, многие из которых впоследствии укореняются и в бытовом языке. Интернет создает особые условия коммуникации, которые влияют на структуру языка и его лексику. Такие перемены происходят с очень высокой скоростью, поэтому сетевому общению стало уделяться особое место в лингвистической науке. Кроме того, эта тема становится все более популярной и среди широкой непрофессиональной аудитории, на которую также ориентируются лингвисты. Одним из последних примеров тому служит выпущенный в 2016 году «Словарь языка интернета.ru»1 под редакцией М. А. Кронгауза, профессора, заведующего лабораторией лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ, в котором авторы исследовали самый употребительный сетевой лексикон.

Говоря о сетевой коммуникации, лингвисты выделяют такое понятие, как интернет-дискурс. Это особый вид дискурса, который имеет ряд отличительных черт на морфемном, лексическом, синтаксическом и семантическом уровнях. Тип интернет-дискурса принято выделять в соответствии с типологией дискурсов по каналу передачи информации2. В такой типологии различают также устный и письменный дискурс. Интернет-дискурс, в связи с его речевыми особенностями, о которых пойдет речь далее, можно поставить между устным и письменным, так как он сочетает в себе черты и того, и другого.

Многие исследователи интернет-дискурса, такие как Н. Г. Асмус3 и Е. Н. Галичкина4 сходятся в мнении, что одной из главных особенностей языка интернета является смешение стилей устной и письменной речи. Такое смешение связано с ключевой функцией устной и сетевой коммуникации – фатической (контактоустанавливающей). Эта функция определяет большинство жанров интернет-коммуникации: чат, блог, микроблог, форумы. Говоря о жанрах интернет-дискурса, стоит отметить, что чаще всего типология жанров в сети определяется типологией интернет-площадок, на которых происходит коммуникация. Так, блоги породили особый жанр постов в блоге, форумы – особый жанр общения на форуме, а социальные сети и сайты интернет-СМИ – жанр комментария. В зависимости от тематической направленности общения и особенностей площадки, на которой оно происходит, участники коммуникации образуют в интернете специфические субкультуры со своими особенностями языка. Первые субкультуры в российском интернете начали появляться в начале 2000-х годов (среди самых известных – «кащениты», «падонки», «геймеры»). Многие из них продолжают существовать до сих пор, некоторые потеряли популярность в связи с появлением новых жанров коммуникации (социальные сети), но отдельные особенности их языка до сих пор активно используются в сетевом общении.

В данной работе мы сделаем обзор основных речевых особенностей интернет-дискурса на самых популярных площадках – блогах, форумах, социальных сетях и чатах. Мы будем основываться на работах исследователей, которые занимались этой темой. Среди них будут труды вышеупомянутых отечественных исследователей Е. Н. Галичкиной и Н. Г. Асмус, а также Е. И. Горошко, Е. В. Гориной, М. А. Кронгауза и других лингвистов, специализирующихся на изучении интернет-дискурса.

Более подробно мы разберем коммуникацию в социальной сети «ВКонтакте», основываясь, в первую очередь, на таком жанре, как комментарий. Выбранные нами для рассмотрения материалы умещаются в хронологические рамки с апреля по май 2017 года. Мы полагаем, что комментарии в социальных сетях наиболее явно демонстрируют специфические особенности интернет-дискурса. При этом данный элемент интернет-коммуникации в настоящее время мало изучен лингвистами. Это связано с тем, что социальные сети – относительно новое явление. Они появились позже, чем блоги, чаты и форумы, но в последнее десятилетие стали одной из самых популярных интернет-площадок благодаря своей многофункциональности.

Таким образом, объектом данного исследования являются речевые особенности сетевого дискурса в российском интернете. А в качестве предмета исследования мы будем рассматривать комментарии в социальных сетях с точки зрения построения дискурса на такого рода площадках.

Интернет способен также порождать совершенно новый лексикон. Многие единицы интернет-жаргона, которые появились в России в 2000-х вместе с зарождением сетевых субкультур, в настоящее время вошли в нашу бытовую речь и создали, таким образом, новый пласт общеупотребительной лексики. Что касается сегодняшней ситуации в рунете, некоторые исследователи говорят о существенных изменениях в механизме порождения интернет-лексики. Из-за большой вовлеченности людей в сетевую коммуникацию их устный язык стал смешиваться с языком интернет-общения. Теперь гораздо сложнее определить, где зародилась та или иная лексическая единица, получившая распространение в интернете – в самой сети или в устной речи. Стоит добавить также, что многие популярные в интернете слова и выражения пришли из журналистской среды, в которой язык также стремительно меняется под воздействием новых средств коммуникации.



Актуальность данной работы определяется злободневностью рассматриваемой в ней темы, храктеризующейся высокой скоростью развития. В своем исследовании мы намерены исследовать механизмы построения дискурса в интернете, чтобы выяснить, в том числе, каким образом в нем сочетается устный и письменный стиль речи. В настоящее время мы часто можем наблюдать процесс изменения бытового языка под влиянием интернета. Данная работа может помочь раскрыть механизмы смешения устной и письменной речи.

Цель нашей работы состоит в изучении особенности интернет-дискурса на различных сетевых площадках.

Для достижения цели мне потребуется выполнить ряд задач, в соответствии с которыми определена структура данной работы:



  1. Рассмотреть основные концепции и понятия дискурса.

  2. Разобрать методы дискурсивного анализа, которые используются в лингвистике и других науках.

  3. Рассмотреть основные речевые особенности интернет-дискурса в целом и его отличительные черты на разных интернет-площадках – блогах, чатах, форумах.

  4. Проанализировать социальные сети (на примере сайта «ВКонтакте») как отдельную интернет-площадку для коммуникации со своими речевыми особенностями.

Теоретико-методологической основой для исследования послужат работы ученых в области теории дискурса (М. Фуко, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Н. Д. Арутюнова, М. Л. Макаров), сетевого дискурса (Е. Н. Галичкина, Е. И. Горошко, М.  Ю. Сидорова, М. А. Ульянова, М. А. Кронгауз) и теории речевых жанров в интернете (С. А. Федорова, Е. Ю. Распопова).

В данной работе будут использоваться такие общенаучные теоретические методы, как анализ и синтез, общенаучные эмпирические методы – сравнение и интервьюирование, а также лингвистические методы (дискурсивный анализ, структурный анализ, стилистический анализ).




Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Модели манипуляторов для автоматизации сборочных операций кулаков Феликс Михайлович д т. н., профессор
11701 -> Problems of professional motivation of employees in the sphere of education on the example of a pedagogical collective Выпускная квалификационная работа по направлению
11701 -> Личностные особенности влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках
11701 -> Результаты эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов
11701 -> Основная образовательная программа «общая психология и психология личности»
11701 -> Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология
11701 -> Основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»
11701 -> Кафедра эргономики и инженерной психологии
11701 -> Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница