Эмоциональная адаптация в контексте «возвращения к здоровью» с позиций экологической психологии во многом зависит от того, как человек воспринимает экстремальную ситуацию и свое состояние В



Скачать 76,74 Kb.
Дата07.04.2021
Размер76,74 Kb.
ТипИсследование

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Лебедева Л.Д.1, Музяков В.В.2, Родионов В.В.2

1Московский институт позитивных технологий и консалтинга, г. Москва, Россия

2ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, г. Ульяновск, Россия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экопсихологическая модель эмоциональной адаптации больных раком молочной железы в процессе восстановительной арт-терапии», проект № 11-06-00480а.

Данная статья по тематическому направлению относится к межнаучному проблемному полю экологической психологии, онкологии, арт-терапии и через профессиональную идентичность участников исследования непосредственно связана со сферой образования. Центральной задачей нашего исследования является разработка экопсихологической модели комплексного лечения, включающего коррекцию патологических психоэмоциональных состояний личности, обусловленных пролонгированным стрессом на фоне рака молочной железы, с целью повышения эмоционального статуса и улучшения качества жизни пациенток. Качество жизни пациентов в цивилизованных странах мира относится к числу приоритетных и наиболее перспективных направлений научных исследований. По мнению ученых, разработка системы профилактических и реабилитационных мероприятий для женщин со злокачественным заболеванием молочной железы является не только морально-этической, но и государственной задачей. Рак молочной железы (РМЖ) является одним из самых распространенных заболеваний современности. Поэтому в лечении диссеминированных форм этой болезни на первый план выходит задача максимально длительного сохранения качества жизни женщин, включая его важнейший показатель - психоэмоциональный статус. Эмоциональная адаптация в контексте «возвращения к здоровью» с позиций эколого-психологического подхода предполагает преодоление комплексного влияния «экстремальной среды», ослабление и устранение последствий сильных психотравмирующих переживаний, негативных установок, неуверенности в своих силах, тревожности, страха рецидива болезни и др. Эмоциональная адаптация ведет к развитию эмоциональной устойчивости посредством создания специальных психологических условий, содействующих достижению стабильного положительного эффекта лечения.

В Российской психологии целостная концепция устойчивости личности была предложена Л.И. Божович (1966). Современные исследования в контексте близкородственных понятий (жизнестойкость, сопротивляемость, психологическая выносливость, резистентность) выполняются на уровне интеграции научного знания (И.А. Баева, 2002; Д.А. Леонтьев, 2002; А.Г. Маклаков, 2001; В.И. Панов, 2001, 2004; В.Б. Стрелец, 2004). Различные аспекты эмоциональной устойчивости изучали К.К. Платонов и Л.М. Шварц (1948), Л.М. Аболин (1987), Л.П. Баданина (1996), Ф.Е. Василюк (1984), Л.Г. Дикая (2002), А.И. Захаров (1995), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990), Н.Д. Левитов (1964), В.Д. Небылицин (1976), Я. Рейковский (1979), Л.С. Славина (1966), Л.М. Шварц (1948) и др. В публикациях по проблематике психоонкологии аргументировано влияние эмоциональных переживаний на патогенез злокачественных опухолей (А.В. Гнездилов, 2002; В.Я. Семке, 2003).

Связь между вегетативной (симпатической) и иммунной системами с участием энодкринной системы, объясняет, почему стресс и неоптимальные функциональные состояния приводят к нарушению иммунной системы и к онкологическим заболеваниям [2]. В работах Ю.А. Александровского подтверждено влияние психотравмирующей ситуации на прорыв адаптационного барьера индивида [1]. В.И. Панов, развивая методологию экологической психологии, акцентирует влияние пространственно-предметных свойств окружающей среды на психические состояния и сознание человека, подчеркивая, что напряженность жизненной среды приводит к повышенной напряженности психического состояния индивида [3].

В ряде зарубежных публикаций показано, что эмоциональное напряжение онкобольных сохраняется на долгие годы и характеризуется субъективно переживаемым беспокойством, озабоченностью, нервозностью (Clarke, 1995, D. Spiegel, 1989; U. Veronesi, J. Martino, 1978). Многие исследователи отмечают эффективность арт-терапии в поддержке онкобольных (Дж. Аллан, С. Бах, Р. Гудман, Э. Кюблер-Росс, М. Наумбург, Б. Соуркис, Г. Ферс). В частности, Д. Шаверьен (2006) подчеркивает, что достаточно «материализовать с помощью живописи, музыки и тиражировать» некоторое патологическое явление, как наступает облегчение текущего состояния. Отечественные специалисты в области арт-психотерапии (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.И. Копытин и др.) также считают, что игнорирование в клинической картине оценки эмоционального состояния личности отдаляет достижение положительного результата в лечении.

Из общих закономерностей течения стрессовых реакций (Ф.З. Меерсон, 1981) следует, что длительные изменения нервно-психического статуса организма (эмоциональная депривация; депрессии, неврозы и др.) способствуют развитию или прогрессированию онкозаболевания, лечение которого оставляет глубокий след в сознании женщин на долгие годы. Постоянные воспоминания о перенесенной болезни и радикальной операции вызывают тяжелые эмоциональные переживания, сопровождающиеся чувствами беспомощности, отверженности, потери женственности, неполноценности, ущербности, страхом возможной социальной изоляции и распада семьи. По данным межнаучных исследований, только 15% онкобольных женщин могут самостоятельно справляться с эмоциональными трудностями, а 85% - нуждаются в эффективной помощи. Поэтому, наряду с современными формами медикаментозного лечения, необходима сопутствующая психокорреция эмоционального состояния онкобольных адекватными средствами, в числе которых арт-терапия. Именно это направление психотерапевтической работы позволяет деликатно, экологично, опосредованно через художественные образы получить доступ к переживаниям и установить психотерапевтический контакт с пациентом. Использование воображения и невербальных средств предоставляет клиенту альтернативный путь для самоисследования и самоисцеления. По словам Н. Роджерс, этот процесс является мощной интегрирующей силой. «…Переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия … искусством» [4]. Доказано, что неотъемлемая часть переживаний онкобольных женщин – страх, который ярко выражен во всех периодах заболевания: при обнаружении опухоли, постановке диагноза, операции, страх за будущее (прогноз на продолжительность жизни, стабильность семейных отношений, социальную востребованность и др.). Поэтому немаловажную роль в психокоррекции эмоционального состояния больных РМЖ играет арт-терапевтическая работа с установками и личными легендами (например, болезнь как результат чьего-то воздействия («сглаз», зависть, месть) или «линия судьбы» (плохая наследственность, «кара», «наказание» и т.п.).

Профессиональная деятельность в системе образования усиливает чувство изоляции, поскольку в педагогическом коллективе не принято открыто обсуждать личные темы, а тему онкозаболевания тем более. По данным исследования, изо­ляция, которая наступает у больных, особенно отчётливо проявляется в личностной сфере (до 80% женщин скрывают факт своего заболевания). А поскольку переживание может быть воплощено в художественных образах, задачей арт-терапии становится развитие навыков самоуправления эмоциональными состояниями, оптимизация эмоционального статуса и эмоционального фона деятельности (аттракция, эмпатия, сочувствие, сопереживание, «эмоциональное напряжение»), усиление жизнестойкости и стрессоустойчивости, изменение отношения к себе и своей проблеме.

Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплиментарным средствам, способствующим активизации внутренних психоэмоциональных и креативных резервов личности. Использование воображения и невербальных средств не только открывает путь к самоисследованию и самопомощи, но и является своеобразным предиктором эмоциональной адаптации личности.

Литература:

1.Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М: Litterra, 2010. 272 с.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Уч. издание. М.:Аспект пресс, 1998. 372 с.

3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 196 с.



4. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. URL: http://www.trialog.ru/library/scipubl/951132.htm (дата обращения: 14.06.2011).
Каталог: sites -> default -> files -> modnikov 2011
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
modnikov 2011 -> Эмоциональная реабилитация женщин раком молочной железы в процессе восстановительной арт-терапии
modnikov 2011 -> Когнитивно-бихевиористская модель музыкопсихотерапии тревожных невротических расстройств у онкологических больных
modnikov 2011 -> Синдром эмоционаольного выгорания. Как с ним бороться?
modnikov 2011 -> Психологические аспекты реабилитации женщин, перенесших лечение по поводу рака молочной железы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница