«Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью»



Скачать 118,17 Kb.
Дата25.04.2016
Размер118,17 Kb.
#34779
«Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью»

Нестерова Вера Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №32»

Россия, Саратовская область, г.Энгельс

(уникальность текста 18%)



Аннотация. В своей работе Вера Викторовна затронула актуальную и значимую в современных условиях проблему. Статья подчинена в контекстуальном отношении формированию мотивации школьников к изучению английского языка. Целью статьи является распространение собственного педагогического опыта по теме. Автор представленной статьи рассмотрела существующие позиции и проанализировала их.

Ключевые слова. Индивидуальный подход, метод проекта, игра, мотивация, презентация.

Введение

Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. «Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности». (ЛеонтьевА.А.) Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека. Существует внешняя – широкая социальная мотивация и три внутренних: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности; 2) коммуникативная мотивация; 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.



язык обучение мотивация

Активизация познавательной деятельности старшеклассников на уроках английского языка

Как показывает опыт, интерес к изучению иностранного языка в старших классах значительно ослабевает. Цель учителя – организовать работу на уроке таким образом, чтобы познавательная активность детей максимально возросла, ведь мотивация и интерес являются важнейшими условиями качественного обучения. Кроме того, очень важным является формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку. Для повышения активизации познавательной деятельности старшеклассников и формирования способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение на данном уроке используются информационные технологии (компьютерная презентация) и интерактивные технологии (индивидуальная работа, работа в парах и группах). Использование информационных и интерактивных технологий позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, основанном на взаимодействии всех участников учебного процесса. Каждый ученик вовлечен в работу и вносит индивидуальный вклад в процесс познания в меру своих возможностей, чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков. Самым главным, с моей точки зрения, является индивидуальный подход. Однако «индивидуальный подход» - это то, что так легко декларировать и так трудно реализовать, ведь есть государственные стандарты, есть программа, есть «наполняемость» группы. Тем не менее считаю, что английский язык -- это тот предмет, при изучении которого реализовать индивидуальный подход немного легче, чем при обучении другим предметам. Во-первых, для обучения иностранному языку класс делится на группы, и мы работаем на уроке не с 25--28 учениками, а с 12--14, на уроках английского языка учащиеся приобретают общие знания: о мировой культуре и культуре страны изучаемого языка, о литературе, искусстве, географические знания, знания по истории и многие другие. Понятно, что ученик неуспешный в каких-то видах речевой деятельности или аспектах языка, может оказаться вполне успешным в других.

Поэтому учителю английского языка достаточно легко выбрать то, в чём каждый конкретный ученик наиболее успешен. Стараюсь внимательно отслеживать успешность каждого и в текущем контроле, особенно, если это устный контроль (то есть контроль в присутствии других учащихся, когда успешность или не успешность -- это ещё и вопрос «места» ребенка в обществе его сверстников), спрашивать именно в той области, в которой этот учащийся наиболее силён. При планировании урока для учащихся любого возраста очень полезно придумывать (находить в методической литературе, заимствовать у коллег) задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. Часто урок начинается с ,,warming up” (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок».

Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. Например: какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов; или кто (или какая группа) построит большее количество предложений (на заданную тему или грамматическое правило); или составить мини-рассказ всей группой (предложение за предложением, ученик за учеником), при этом каждый следующий ученик может быть выбран ведущим (дополнительным условием может быть что угодно: соблюдение какой-то видовременной формы, употребление какой-то структуры и так далее). Также можно превратить рутинное закрепление грамматических структур в увлекательное занятие, если раздать ученикам наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или собрал за определенное время большее количество предложений. После выполнения задания необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, какое именно правило или какая структура были в основе всех предложений. Интерес и удовольствие у многих учеников вызывает такой вид работы, как проект.

Существует много споров по поводу того, что такое «проект». В своей практике я исхожу из того, что проектом может считаться любой вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, при которой происходит поиск дополнительной информации, её сортировка и оформление в любом формате (от открытки, постера или альбома до концертов ). Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников. Всё вышеперечисленное призвано положительно влиять на эмоциональную сферу.


Презентация как средство повышения познавательной активности к изучению английского языка
Какой он, урок 21 века? Конечно же, интересный. Конечно же, информативный. Конечно же, современный. Что может помочь учителю решить эту серьезную задачу? Например, компьютерные технологии. Научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера. Наиболее доступными и эффективными являются презентации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Благодаря ей можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы. Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных – это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти – зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.

Грамматику, фонетику, лексику можно изучать играючи Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти. В рамках школьных занятий английским языком с младшими школьниками наиболее часто используются сюжетно-ролевые игры, где каждый участник имеет свою роль, в соответствии с которой действует.

Дидактические игры рассматриваются как игровой метод обучения и средство всестороннего развития личности ребенка. Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке смотивированы. Этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении английскому языку младших школьников. Достижение активности личности и сохранение этого состояния предполагает также и активизацию резервных возможностей личности ребенка. Каждый урок строится как урок общения, максимально приближенный к естественному, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий.

На уроках используются преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий.

Таким образом, каждое действие, выполняемое ребенком на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив. При организации игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитывается степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а, следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя. Многообразие форм урочной и внеурочной работы в формировании мотивации учащихся к изучению английского языка.


Почему у детей не получается изучать английский язык?
Все факторы, определяющие успешность обучения английскому языку, можно разделить на методические, общепсихологические и индивидуально- психологические. Важнейшим среди общепсихологических факторов считается мотивация. Известно, что положительные эмоции, повышая восприимчивость анализаторов и возбудимость нервных центров в коре головного мозга, оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета.

Английский язык – не исключение! Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно, оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка. Постоянное использование одного лишь учебника, одних и тех же типов упражнений, так или иначе связанных с учебником, первоначально воспринимавшихся как новый вид учебной деятельности, ослабляет положительные эмоции или вовсе их упраздняет. В результате однообразно поступающей информации и однотипных упражнений учащиеся из активных участников учебного процесса становятся пассивными созерцателями его.

Таким образом, делая уроки английского языка увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень. Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний. Дети на начальном этапе обучения не могут осознать необходимость знания иностранного языка. Задача учителя заключается в том, чтобы стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации.

Формирование мотивации учения у учащихся в процессе обучения английскому языку


Безусловно, каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет – на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка . Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике, или быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками. Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит детей к выводу о том, что изучение иностранного языка жизненно важно, то есть он формирует у них устойчивую мотивацию учения. Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме.

Психологические наблюдения показывают, что при наличии у ребенка устойчивых мотивов учения возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируются внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Обобщив все вышеизложенное по проблеме формирования мотивации учения у учащихся на уроках английского языка, можно сделать вывод, что уроки должны быть основаны на следующих психолого-педагогических принципах. 1. "Не навреди" – направленность обучения на личность каждого ученика, создание ситуации успеха, маленьких побед даже у слабоуспевающих учеников. 2. "Услышь меня" – право каждого ученика на ответ, использование учебного диалога на уроках . 3. "Открой мой мир" – погружение в эмоционально обогащенную среду: мини-инсценировки, полилоги на уроке, пословицы и поговорки, стихотворения английских авторов в качестве фонетико-лексической разминки, инсценировка сказок и пьес на общешкольных мероприятиях, письма на английском языке сверстникам за рубежом, мини-сочинения, проекты, творческие работы, презентации). Хотелось бы отметить, что формирование мотивации учения у школьников – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

Список используемой литературы

о

1.     Бим И.Л., Галъскова Н.Д., Сахарова Т.Е. Педагогический вуз: состояние и проблемы//

2.     Воловик А.В. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (из опыта зарубежной методики). Автореф канд. диссерт. – М.: 1988. – 23 с.

3.     Гез Н.И. Текст лекций по курсу «Методика обучения иностранным языкам в высшей школе» (раздел «Аудирование»). – М, 2009. – 66 с.

4.     Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации// Иностранные языки в школе.  М.: Педагогика,  2003.

5.     Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с.

6.     Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. – М., 2005. – 151 с.

7.     Леонтьев А.А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. В кн.: Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17-21. X. 89. – М: РЕМА, МГЛУ, 2002. – С. 93-98

8.     Маркова Т.В. Направления совершенствования программ по иностранным языкам в средней школе. Автореф. канд. диссерт. – М.: 2003. – 16 с.

9.     Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и др. – М.: Высшая школа, 2002. – 373 с.

10. Милъруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5. – С. 13−18, С. 40.

11. Миролюбов А.А. Обучение иностранным языкам в свете реформы школы// Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – С. 3−7.



12. О преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях// Иностранные языки в школе. – 2004. – № 4. – С. 4−6.

13. Обрехт Д. Основы языка и основы обучения языку: необходимость их взаимосвязи. В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып. II. – М.: Прогресс, 2006. – С. 24−31.
Каталог: download -> version -> 1438058238 -> module -> 11881736027 -> name
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Скачать 118,17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница