Э. Н. Богданова Единство традиций и инноваций в современном образовании: философский аспект



Скачать 187,91 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата22.02.2021
Размер187,91 Kb.
  1   2


Э.Н. Богданова
Единство традиций и инноваций
в современном образовании:
философский аспект
Будущее не импровизируется, его можно по-
строить лишь из материалов, унаследованных
нами из прошлого. Наши самые плодотворные
инновации состоят чаще всего в том, что мы от-
ливаем новые идеи в старых формах, которые до-
статочно частично изменить, чтобы привести в
гармонию с новым содержанием.
(Эмиль Дюркгейм)
Образование играет исключительно важную роль в современной жизни нашей цивилизации. Это важнейшая сфера социальной жизни, от функционирования которой зависит экономическое, политическое, интеллектуальное, культурное и нравственное состояние общества.
Стремление к образованию, к знаниям, к эффективному накоплению и использованию человеческого капитала во всем развитом мире призна- но сегодня важнейшими факторами национального богатства. Какой же должна быть современная система образования, чтобы обеспечить кон- курентоспособность и эффективное использование интеллектуального потенциала? Ответ на это вопрос невозможен без философской рефлек- сии и глубокого самопознания.
Целью статьи является попытка осмыслить единство традиций и инноваций в процессе развития системы образования, а также обосно- вать значимость культурных традиций в образовании человека.
Настоящий период времени характеризуется переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция» [2; 4].
Образование имеет несколько разных аксиологических измерений, ко- торые меняются в ходе исторического развития человеческого обще- ства. В зависимости от ответа, который дается человеком (обществом) о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования. Ценность образования можно рассматривать с разных точек зрения: как ценность государственную, общественную, личностную. Первые две ценности образования отражают коллектив- ную значимость этого культурного феномена. Заметим, что в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время при- оритет отдается личностной ценности образования, а образовательный

процесс понимается как создание условий для саморазвития, само- движения конкретной личности. Считается, что отношение человека к уровню и качеству своего образования стало более пристрастным и мо- тивированным. Образование рассматривается как фундамент будущей карьеры, как «ключ» к успеху, как залог конкурентоспособности. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства, то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на ин- тересы каждого обучающегося как отдельной личности, его саморазви- тие, на создание условий для реализации им своего потенциала. Таким образом, происходит смещение, перестановка акцентов.
Бесспорно, что формирование современной модели образования должно быть сориентированным на интересы будущего. Но вместе с тем, образовательная парадигма должна существовать на основе всеоб- щих традиционных норм и ценностей. Таким образом, в своей профес- сиональной деятельности преподаватель оказывается в противоречивой ситуации. С одной стороны, он вынужден отвечать на требования внеш- ней среды, которая требует от него готовить профессионалов для ди- намично меняющейся действительности, а, следовательно, предвидеть изменения и быть новатором. С другой стороны, он должен воплощать преемственность культуры, сохранение и воспроизводство ее ценно- стей, а, следовательно, исповедовать и здоровый консерватизм. Такая позиция соответствует двойственности самого образовательного про- цесса, включающего в себя одновременно традиционализм и новизну, сохранение и развитие, созерцание и активность.
Обоснуем приоритетный характер традиционного в образовании человека. Становление новых образовательных структур невозможно вне действия культурных традиций, так как именно они являются осно- вой для воспроизводства системы образования. Говоря о значение куль- турной традиции для образования, отметим, что она не только отражает ценностные установки, прошедшие практическую апробацию, задает общую направленность педагогическим стереотипам, но и служит ори- ентиром для дальнейшего развития. Здесь проявляется дуалистичный характер педагогической традиции: с одной стороны она выступает, как фактор стабилизации и сохранения образовательных норм, передавае- мых из поколения в поколение, с другой, – как база для изменений, нова- ций. Разделяем точку зрения тех исследователей, которые считают, что образовательный кризис во многом определяется недопониманием этой диалектики развития в российском образовании [1; 4; 5]. Отказ от учета

педагогического опыта предшествующих поколений, небрежное отно- шение к прежним традициям неизбежно приведут к сложностям, ошиб- кам, рискам и неудачам. Целенаправленное изменение действительно- сти предполагает изучение традиций и опору на них. Воспроизведение, сохранение, приращение педагогического опыта является необходимым условием развития образовательной системы.
Безусловно, в ХХI в. образовательные ориентиры стали иными, чем в традиционной системе. Развитие инновационной политики в об- разовании, информатизация образовательного пространства, социаль- ное партнерство, компетентностный подход, гуманистический подход, государственно-общественный подход к управлению образованием, развивающее обучение – все эти тенденции способствуют созданию среды для развития индивидуальности каждого [5].
Одной из глобальных характеристик социального прогресса яв- ляется доминанта инновационного способа развития. Способность к нововведениям – вот чем характеризуется современная конкуренция в мире, а не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностя- ми. Инновационный тип мышления позволяет выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений. Новаторство стало и своеобразным индикатором эффективности современного об- разования. Некоторые авторы определяющим признаком новаторства считают преодоление сложившихся стереотипизированных программ деятельности и созидание оригинальных культурных форм в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества [5].
Педагогическая инновация рассматривается современными учены- ми как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в со- держании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повы- шение их эффективности. Инновации в образовании считаются новше- ствами, специально спроектированными, разработанными или случай- но открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содер- жания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание опре- деленной новизны; новые эффективные образовательные технологии; выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Ново- введения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений пе- дагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта [2].
Изучение природы инноваций позволяет утверждать об их тесной связи с традициями, и рассматривать новаторство и традиционализм

как неразрывно связанные и взаимообусловливающие элементы це- лостного процесса познания. Обучение в своей концептуальной фор- ме предполагает два одинаково значимых обстоятельства: знакомство с прошлым и умение превзойти прошлое (ученик должен превзойти своего учителя).
Если мы рассмотрим сущность традиции в онтологическом смыс- ле, то увидим, что традиция — это нечто постоянное внутри перемен, абсолютное в относительном, вечное во временном. Традиция – это фундамент, на котором «строится» новое в образовании: идеи, подходы, методы, технологии и др. И это новое должно нести в себе прогрессив- ное начало, позволяющее эффективно решать задачи обучения, воспи- тания, образования в изменяющихся условиях.
Противопоставление традиционализма новаторству нам кажется неправомерным, так как такое противопоставление имеет относитель- ный смысл. Это становится очевидным, если рассматривать образова- тельный процесс в динамике: любая инновация постепенно превраща- ется в традицию, идет непрерывный процесс изменения и преобразо- вания одних традиций и отмирания других. Весь этот процесс можно рассматривать как адаптационный, связанный с необходимостью соот- ветствовать изменяющимся условиям среды, поэтому на протяжении многих поколений могут удержаться и утвердиться только такие тра- диции, которые отвечают условиям жизни. Инновационное, если оно принято обществом, уже перестает быть новым, и трансформируется, фиксируется наследием и одновременно изменяет его. Таким образом, в единстве «традиция-инновация» вопросы целенаправленного прогрес- сивного изменения действительности.
Интересно, что современные исследования подтверждают тот факт, что временные процессы культурно-исторического пространства дви- жутся не только от прошлого к настоящему, но и наоборот. Объясняется это постоянным накоплением культурно-исторической информации о прошлом. На протяжении веков удерживаются и работают только такие традиции, которые отвечают условиям современной жизни. Основная особенность традиции заключается в том, что данный феномен высту- пает механизмом селекции поведенческих инноваций (в том числе и об- разовательных), обеспечивающим их адаптацию и регуляцию в челове- ческом социуме.
Традиция и инновация не изолированы одна от другой, они взаимо- дополнительны, едины. Инновация, конечно, не в возобновлении старо- го (по принципу «новое – это хорошо забытое старое»), а порождение нового смысла, другого содержания, иного предназначения. Взаимос-

вязь инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики очевидна, но эта связь редко бывает сбалансированной: в каждый кон- кретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Как отмечает В.В. Краевский, «Инновации и традиции – это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в раз- витии педагогической науки и практики. Однако если поляризация мне- ний, взглядов и концепций «зашкаливает», становится запредельной, то приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Одной из ха- рактеристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций»
[3: 43].
В заключение можно сделать следующие обобщения:
1. Образование и социокультурные ценности – понятия неразде- лимые. Образование является ценностью государственной, обществен- ной и личностной.
2. Изучение традиций – необходимый этап целенаправленного изменения действительности. В общности «традиция-инновация» за- ключены вопросы преемственности, передачи, наследия и прогресса человеческого опыта, т.е. вопросы целенаправленного изменения дей- ствительности.
3. Новаторская деятельность в образовательном процессе предпо- лагает выделение критериев для определения новизны. Педагогическая традиция выступает в качестве критерия отбора тех новаций, которые могут обеспечить развитие современной педагогики и положить начало вариативным в ней течениям.
4. Не все инновационное может быть полезным, носить развива- ющий, позитивный характер. Органичной частью педагогической дея- тельности могут считаться только те инновации, которые работают на ее стабилизацию и развитие. Чтобы стать ступенью в прогрессивном развитии науки, инновация должна быть опосредована синтезом с су- ществующей традицией.
5. В процессе осуществления модернизации образования, в каж- дом направлении необходимы учет и разумное соотношение наработан- ного в образовании опыта и изменившихся условий жизни общества.

Каталог: upload -> iblock -> efd
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
efd -> «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница