Э. Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности учащихся [3]



Скачать 28,91 Kb.
Дата04.04.2019
Размер28,91 Kb.
Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

Федосова Надежда Анатольевна,

педагог-психолог,

ГУО «Гимназия №2 г.Бобруйска»
В нынешней системе образования ученики часто принимают участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность расширяет диапазон знаний, активизирует познавательный интерес, развивает умения самостоятельного поиска и анализа информации, контроля и оценки своих действий, формирования собственных суждений.

Можно смело утверждать, что все дети рождаются исследователями. Самыми важными чертами в детском поведении считаются любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, жажда новых впечатлений.

Но исследовательская деятельность является не обязательной, а только добровольной, так как у всех детей разные способности к познавательной активности [1].

Для того, чтобы учащийся смог принимать участие в исследовательском проекте, необходимо самостоятельно размышлять, уметь искать и разрешать проблемы, при этом используя знания из различных областей, также он должен уметь предвидеть, какие результаты получатся и как к этим результатам прийти. Эти умения формируются у детей уже в 3 классе.

Э.Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности учащихся [3].

Жизнь каждого из нас – это движение по пути познания мира. Замечая то, чего раньше не видел или чему не придавал значения, человек обогащается, приобретает новый опыт. Включить ребенка в активный и самостоятельный процесс познания мира и себя в мире – главная задача современного учителя. Она успешно решается при использовании в образовательном процессе учебно-исследовательской деятельности, цель которой – развитие творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация, а также повышение качества обучения [2].

В исследовательской деятельности могут участвовать ребята всех возрастов, поэтому задача педагога-психолога организовать психолого-педагогическое сопровождение от начальной до старшей ступени школы.

Основные формы работы педагога-психолога: диагностика с рекомендациями всем участникам образовательного процесса, индивидуальные и групповые консультации, коррекционно-развивающие занятия.

При создании условий для исследовательской деятельности учащихся проводится подготовительная работа. Все начинается с выявления учащихся, которые могут работать в исследовательском режиме. Ведущая роль здесь принадлежит учителю, так как он может первым увидеть такого ученика, заинтересовать, помочь в выборе темы исследования [5].

Методы, выявляющие исследовательские способности учеников:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа.

Диагностика, проводимая педагогом-психологом, выявляет, прежде всего, психолого-возрастные и личностные особенности школьников, имеющих склонности к исследованиям.

В 1-4 классах изучается мотивация учащихся, диагностика общих интеллектуальных способностей;

в 5-11 классах – диагностика мотивации, тревожности, личностных особенностей учащихся, типа мышления, диагностика способностей, определение профессиональных склонностей учащихся.

Для выявления уровня исследовательских умений и навыков и определения уровня их готовности к исследовательской деятельности может быть использована анкета «Как вы владеете учебно-организационными умениями».

Каким же образом формировать исследовательские и познавательные интересы школьников? Как сделать для них привлекательными самостоятельное исследование, ориентированное возможно, на небольшие, но собственные результаты?

Можно выделить следующие блоки, которые важны для ребенка-исследователя:

1. Организационные умения (как ребенок организует свое рабочее место и планирует работу);

2. Умения и знания исследовательского характера (выбрать тему исследования, уметь выстраивать структуру исследования, искать информацию);

3. Умение работать с информацией (ее структурирование, умение выделить главное, упорядоченное хранение информации);

4. Умение представить результаты своей работы (формы представления результатов, требования к докладу, требования к речи докладчика).

Поговорим об этапах исследовательской деятельности:

1. Для начала выбирается тема и количество учащихся-исследователей.

2. Потом учитель помогает ученикам выбрать ряд проблем для исследования данной темы. У учителя есть возможность рассказать ученикам, где и какую литературу им искать, но возможен и самостоятельный поиск. По итогу ученики должны прийти к решению проблемы, применив необходимые знания, получить результат.

3. Далее распределяются задачи, обсуждаются вероятные методы исследования, происходит поиск информации.

4. Идет самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

5. Необходимо промежуточно обсудить полученные данные.

6. Проекты защищаются.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [6].

Определенные исследовательские умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы, формируются у учащихся в ходе изучения предмета на уроках. А педагоги-психологи, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение учащихся, проводят коррекционно-развивающую работу. Она включает специальные программы и психологические занятия, которые эффективно работают на формирование абстрактного, творческого, позитивного мышления, развитие лидерских способностей.

Программы, направленные на развитие умений и навыков проектно-исследовательского поведения:

1. Программа развития исследовательских способностей школьников Савенкова А.И. На занятиях учащиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска. Развивают умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, классифицировать; создавать тексты и др. [7].

2. Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста Липуновой О. На тренинге повышается уровень исследовательской мотивации и творческой направленности личности, развивается воображение учащихся. Развиваются умения принимать различные ролевые позиции в процессе работы, навыки конструктивного взаимодействия, принятие групповых решений; повышение интереса к самопознанию; развитие наблюдательности, умения анализировать, обобщать, планировать свою деятельность; развивается творческий подход к познанию мира и себя [4].

Педагогами-психологами проводятся развивающие занятия в V классах, направленные на развитие памяти, внимания, мышления; в VI классах – с целью обеспечения продуктивного, психического и личностного развития учащихся, необходимого для творческой самореализации, формирования коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт; в VII классах – с целью определения интересов и склонностей учащихся, развитие навыков рефлексии; в VIII классах – занятия по развитию межличностных отношений с целью формирования коммуникативных компетенций, развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков, а также развития эмпатии; в IX классах – занятия по формированию положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору; в X-XI классах – с целью оказания помощи учащимся в определении своих жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего.

Также проводятся занятия по снятию напряжения перед участием в научно-практических конференциях.

Педагогами-психологами оказывается консультативная помощь участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации учащихся. Тематические групповые консультации также регулярно проводятся для родителей и педагогов, которым необходима психологическая поддержка.

Для того чтобы ученик пожелал пройти нелегкий путь исследователя, он должен видеть, что его учитель тоже в постоянном поиске, в непрерывном развитии.

Исследовательская деятельность учащихся способствует повышению мотивации к учебе, развитию личности ребенка, так как каждый получает возможность реализовать себя, продемонстрировать свою компетентность, добиться успеха [5].

А.И. Савенков выделил правила выбора темы учебного исследования:

1. Ребенок должен быть заинтересован и увлечен темой. Уже говорилось, что исследовательская деятельность возможна и эффективна только в том случае, когда это дело добровольно. Чтобы ребенок желал что-то изучать, объект исследования должен привлекать, удивлять, вызывать интерес.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребёнка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребёнка в данный момент его развития тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго сосредотачивать внимание на одном объекте у младшего школьника ограничена. Учитывая этот факт, необходимо сделать так, чтобы первые исследовательские шаги не требовали длительного времени [7].

Как поддержать каждого ребёнка в стремлении быть исследователем:

1. Нужно учиться совместно с учениками. Учитель не обязан знать ответы на все вопросы. Полезным для формирования дружного, вдохновляющего коллектива является направление учащихся на путь исследования, моделирование их поведения, как поискового. Дети при этом оказывают друг другу поддержку и взаимообучаются.

2. Процесс обучения должен быть обеспечен достаточным количеством ресурсов. Необходимо, чтобы в классе в полном объеме хватало учебных ресурсов, изобилие обучающих методов, ведь детям интересно показывать остальным свои знания различными оригинальными способами.

3. Необходимо всегда следить за тем, чем заняты учащиеся. Педагог обязан непрерывно оценивать учеников, находиться с ними в постоянном контакте, уделять внимание комментариям, вопросам, заданным на индивидуальных и классных занятиях.

4. Следует чаще задавать вопросы и обдумывать ответы на них. Педагоги регулируют учебную деятельность, когда задают вопросы, что поддерживают исследовательскую деятельность.

5. Не нужно ставить учеников во временные рамки, стоит быть терпеливым. Ведь таким образом легко подавить любознательность, которую после будет нелегко вернуть. Поощряется независимость учащихся, их ответственное отношение к своей деятельности. Приветствуется, когда учитель использует неожиданные и порой противоречивые ситуации, возникающие в процессе исследовательской деятельности [8].

Чтобы ребенок хотел развивать свои творческие способности, ему нужна помощь доброго и умного педагога, который поддержит, поможет, посоветует; важна теплая творческая атмосфера в коллективе, доверие и взаимопонимание взрослых и детей; целенаправленное сотрудничество педагогов, психолога, родителей и администрации. А значит, все зависит от нас.



Список литературных источников:

  1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2011. –128 с.

  2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 2005. – 210 с.

  3. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее образование. Екатеринбург: Издательство РГППУ. 2006. – 170 с.

  4. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. –2002. –No4. - 5-17 с.

  5. Мухина, В.А. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.А. Мухина // Народное образование. –2006. –No 7. – 123-127 с.

  6. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Монография. / А. С. Обухов. –М.:Изд-во "Прометей" МПГУ, 2006. –224 с.

  7. Савенков А.И. Как вывести школьника на позицию исследователя / А.И. Савенков // Директор школы. – 2007. – №7.

  8. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. –М.: Педагогика, 2001. –351 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница