Доклад «Воспитание культуры поведения дошкольников»



Скачать 38,59 Kb.
Дата10.06.2021
Размер38,59 Kb.
ТипДоклад

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Гуманитарно-педагогический колледж

ДОКЛАД

«Воспитание культуры поведения дошкольников»

по учебной дисциплине

ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики

Специальность: 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

Выполнила:

студентка группы СДО.19.1А

Туманова Ангелина

Специальность: 44.02.04

«Специальное дошкольное образование»

Преподаватель:

Ефремкина Маргарита Викторовна

Орехово-Зуево,

2021г.

Содержание

  1. Понятие культуры поведения и его содержание.

  2. Компоненты культуры поведения (И.Н. Курочкина)

  3. Условия и методы воспитания культуры поведения.

  4. Возрастные особенности воспитания культуры воспитания.

Список литературы

Воспитание культуры поведения дошкольников.

  1. Понятие культуры поведения и его содержание.

Существует множество определений понятия «культура поведения». Культура поведения составляет важную часть нравственного воспитания, которая представляет целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

В педагогическом словаре культура поведения–это способы и формы повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в которых отражается его этические и эстетические взгляды. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, что будет являться основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, ребенок, слушая чужую речь, усваивает нормы и правила общения. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно позволяет не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, что ведёт к повышению социальной компетенции ребёнка и говорит о его готовности к школе.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей, говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Личная гигиена — это не только средство для сохранения здоровья, но и важнейшее условие для установления с людьми приятных и доброжелательных отношений. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Важно не только убедить ребенка в необходимости и целесообразности личной гигиены, но и хвалить его за добросовестное выполнение гигиенических требований. Закрепление этих навыков проводится более успешно при наличии трех важных факторов: постоянной индивидуальной работы с ребенком, личного примера старших, создания благоприятных условий (наличие в ванной комнате необходимых предметов гигиены, красивого полотенца, игрушечной мочалки и т.п.)

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно. С 5-6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам столового этикета. Этому уделяется большое внимание в детском саду. Задача родителей - соблюдать те же требования к поведению ребенка за столом, чтобы закрепить в детстве правила, которые нужны человеку на протяжении всей его жизни.

Для проявления культуры поведения необходимо соблюдение правил этикета. Знание этих правил способствует тому, что личность приобретает внутреннюю свободу в выборе тех или иных поступков, действий и слов и, наряду с другими личностями, становится созидателем общественного поведения.

2. Компоненты культуры поведения (по И.Н. Курочкиной)

И. Н. Курочкиной выделен ряд основных компонентов, лежащих в основе культуры поведения, а именно:

Вежливость – как совокупность поступков, содержание и внешнее проявление которых соответствует нравственным принципам морали. Это, прежде всего, проявление искренней доброжелательности по отношению ко всем окружающим.

Деликатность – это качество, при котором человек никогда не доставит неудобства окружающим, не станет задавать неуместных вопросов или проявлять излишнее любопытство, боясь чем-нибудь ранить или огорчить людей, с которыми он общается, найдет нужные, подходящие в данных обстоятельствах слова, жесты, мимику.

Предупредительность – это значит, самому догадаться, в какой помощи нуждается человек, и вовремя предложить ему услугу, не дожидаясь, пока он сам обратиться с просьбой.

Уважение – почтительное отношение к человеку, основанное на признании его личности.

Заботливость - проявление внимания к потребностям, нуждам кого-либо с целью их удовлетворения.

Взаимопомощь – помощь друг другу, участие, облегчение каких-нибудь трудностей.

Взаимопонимание - взаимное понимание и согласие.

Благодарность – чувство признательности кому-либо за оказанное добро, внимание, слова, выражающие эти чувства.

Тактичность – способность к ориентированию и соотнесению своего поведения с определенной ситуацией, умение понять чувства и поступки окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те, или иные поступки, развитое чувство меры.

Требования к правилам культуры поведения постоянно усложняются по объему, степени самостоятельности, сознательному выполнению детьми.



  1. Условия и методы воспитания культуры поведения.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. Всё это вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

- правила вводятся постепенно.

Формирование нравственного поведения дошкольника нужно проходить под руководством взрослых. Основная задача - воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями. Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительной стереотип поведения.

Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит культура поведения ребенка. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен уяснить, как надо вести себя с взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. С этой целью, ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками, окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе совместной деятельности. С правилами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста.

По мере взросления ребенка постепенно расширяется круг правил. Тут их знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на улице», «Правила дружной игры», «Правила вежливости», «Соблюдай правила пешехода» и т.п.

Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых условиях, использовать для этого различные поручения, игры, задания. Воспитатель поручает сходить к соседу и спросить что-нибудь. При этом взрослый напоминает ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу.

Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми воспитатель использует речевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека», правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослый разъясняет, что они должны быть предупредительными, вежливыми.

Вводя любое правило надо разъяснять его смысл. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно потребовать от него соответствующих норм поведения.

Ребенку полезно показать способы выполнения правил. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами.

Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведения, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает малышу о соблюдении правил: «Ты помнишь, что надо сделать перед едой?». В старшем возрасте воспитатель использует косвенные приемы, иногда лишь намечают линию поведения, говоря: «Ты большой, и наверное, сам знаешь, как себя вести? Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших дошкольников элементарного самоконтроля, чтобы ребенок примерял и сравнивал свои действия с нормами поведения.

Руководя поведение детей, приходится прибегать к замечаниям. Здесь важны так и доброжелательность взрослого.

Выбирая способы влияния на детей, воспитатель учитывает возраст, индивидуальные особенности, настроение ребенка, конкретную ситуацию. Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а сложные требования не доходят до них, в таких случаях необходимы игровые приемы. Заставит малыша поздороваться или благодарить не всегда удается. Но если взять в руки мишку, и от его имени поздороваться, то он скорее ответит на приветствие. Если в руках у взрослого волшебная палочка, это дает возможность руководить поведением детей. Можно использовать потешки, меткие сравнения из художественных произведений, шутки, загадки, пословицы. Дети воспринимают правила поведения, когда осознанно, когда конкретно обосновывают их. Ребенок не всегда способен связывать нарушение правил поведения с отрицательными последствиями для других. Чтобы помочь ему осознать требования взрослых, полезно оценивать его поступки. Похвала и порицание помогут отличить хорошее от дурного. Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Широко используется в формировании положительного поведения ребенка - пример друзей. «Можно гордиться поведением Жени. Он поступил по-товарищески». Для ребенка немаловажно, что скажет о его поведении товарищ, особенно старшему дошкольнику. Для простого усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, общении со старшеклассниками и взрослыми. Контроль не должен быть навязчивым. В общении детей между собой возникает множество ситуаций, в которых они самостоятельно решают, как поступить. Воспитатель, видя, как ведет себя ребенок, делает вывод, насколько прочно он усвоил правила поведения. Культура поведения ребенка проявляется не только в умении прощаться и извиняться, но в способности быть доброжелательным, уважительно относиться к окружающим.

Таким образом, методы формирования культуры поведения различны. Выбор определяется задачами развития и уровнем сформированности каждого ребенка. Руководя поведением детей, важно творчески подходить к выбору методов и приемов, то есть уметь понимать ребенка и находить решение в выборе средств воздействия, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы.


  1. Возрастные особенности воспитания культуры поведения.

Рассмотрим особенности воспитания культуры поведения в младшей группе. В. Г. Нечаева доказывает, что переход детей двух лет в следующую возрастную группу - большое событие в их жизни. С.В. Петерина указывает: «В этих обстоятельствах малыши на время могут потерять те навыки, которые они приобрели раньше, даже начать скучать. Поэтому педагогу необходимо приложить все старания, чтобы с первых же дней пребывания в новой группе вернуть детям спокойное и доброе настроение. Все, что может доставить им радость, должно быть предусмотрено в обстановке групповой комнаты и на участке. В первые дни дети обычно нуждаются в индивидуальном внимании, ласке воспитателя. Только заботливое отношение воспитателя к каждому ребенку помогает вернуть детям положительное эмоциональное состояние.

В первой младшей группе предусматривает обучение каждого ребенка в отдельности, так как конкретность восприятия мешает малышу отнести к себе указания, направленные ко всем детям. Воспитатель учит выполнять их точно, не допускает отступлений от установленного порядка. Прежде всего, воспитатель разъясняет малышам необходимость вести себя в умывальной, спальне, раздевальной организованно: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не задерживаться подолгу у крана. Надо обращать внимание детей на правильные поступки, поощрять малышей, вызывать желания соблюдать установленные правила поведения, взаимоотношений со сверстниками. Воспитатель учит детей быть организованными: не отвлекаться, не разбрасывать одежду, не шуметь и не шалить, не мешать товарищам. На данной возрастной ступени воспитанию навыков поведения помогают поощрения педагога, пример ребенка, действия которого отвечают требованиям взрослого. Большинство детей в три года выражают протест, когда взрослый делает за них то, что они могли бы или должны делать сами. Следует помнить, что малыши легче всего выполняют необходимые правила, когда у них жизнерадостное настроение. Поэтому все то, что способствует поддержанию нормального психического состояния ребят: соблюдение режима, хорошие взаимоотношения между взрослыми, педагогами и детьми, интересная содержательная деятельность составляет существенное условия предупреждения капризов. Надо воспитывать у малышей доброжелательное отношение к окружающим. 

В средней группе следует учитывать сдвиги и в развитии волевой сферы: дети этого возраста легче реагируют на слуховой и зрительный сигналы, подчиняя им свои действия (остановка, возобновление движения, речевые воздействия и т.д.), постепенно приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Это создает предпосылки для воспитания сдержанности, организованности поведения. Поведение ребенка данного возраста крайне противоречиво. Это проявляется в неуверенности детей в себе и в то же время в стремлении к самостоятельности, в проявлении упрямства и одновременно в податливости воспитательным мерам. Психологи и педагоги считают, что перелом в развитии детей заключается в переходе от деятельности, производимой совместно со взрослыми, к деятельности, осуществляемой самостоятельно. В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности и отрицательные, которые препятствуют установлению дружбы между детьми (неумение и нежелание считаться с другими детьми, стремления подчинить себе товарищей).

Педагогу важно не только прослеживать нравственные ранние проявления детей, но и стремиться укреплять положительные, устранять отрицательные. Предпосылками для развития устойчивого морального поведения, формирования начал коллективных взаимоотношений являются постоянство педагогических требований детского сада и семьи, постоянное воздействие положительного примера взрослых.

Соблюдение детьми общепринятых правил, умения поддерживать порядок в группе, договариваться со сверстниками о предстоящей игре, распределении игрушек, стремления помогать товарищу при затруднении — все это уже начальные проявления коллективных взаимоотношений. Воспитателю важно увидеть их, развивать и укреплять. Продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре, с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, в умении приготовить столы к завтраку, обеду, регулярно ухаживать за растениями и обитателями уголка природы. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, метро, в общественных местах. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду. Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умения дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких. В.Г. Нечаева доказывает, что дети пятого года с готовностью помогают воспитателю, навести порядок в шкафу, вымыть комнатные растения. Важно, чтобы этот труд оставил у детей приятные воспоминания. Большое значение имеет оценка труда детей, поощрения их аккуратности, старания дружно, совместными усилиями достичь результатов. Дети с радостью видят, что и их руками сделана часть общей работы. При этих условиях у детей создается оптимистическое настроение, возникает желание трудится еще лучше. К пяти годам ребенок может и дома принимать участие в стирке некоторых вещей (фартучек, носки, рубашечка младшего брата или сестры), и важно, чтоб воспитатели советовали родителям давать такие поручения, поощряя ребенка, помогать ему советом и практическими действиями. Труд близких людей - родителей и других старших членов семьи, работников детского сада - должен быть в центре внимания ребенка этого возраста. Важно уже в средней группе показать детям общественный характер труда, его направленность на благо других. 

В старшей группе усложняются требования к поведению детей, их взаимоотношениями со сверстниками. Особое внимание воспитатель обращает на осознанность и обязательность выполнения правил детского сада, на формирование у ребенка культуры в самообслуживании, внешнем виде, движениях, отношений со взрослыми и сверстниками (вежливость, внимание). Организованное поведение необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими качествами, прежде всего с активностью и самостоятельностью, т.е. готовностью выполнять требования в сочетании с инициативностью, с умением проявлять самостоятельность в различных ситуациях. Закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения.  Так, воспитатель обращает большое внимание на позу, жесты, мимику ребенка как показатель его сдержанности, подтянутости; дает пример спокойного разговора, без крика и грубых слов, без излишней жестикуляции; приучать смотреть в глаза говорящему, держаться прямо, не смеяться громко и т.д. Такие нравственные качества, как внимательность вежливость, нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным. Дети старшей группы хорошо знают, что нужно здороваться, прощаться, вежливо попросить о чем-то. Реже дети благодарят за услуги, помогают другим без напоминания взрослого, не всегда дети извиняются, если причиняют неприятность, отвечают на обращенную к ним просьбу. Известно и то, что в привычных условиях дети быстрее выполняют правило, чем в условиях новых, непривычных. Для формирования устойчивости, осознанности детских проявлений воспитатель может использовать самые различные моменты детской жизни. «Марина, - говорит педагог девочке, - смотри, у Андрюши разрушилась постройка. Тебе не хочется ему помочь? Андрюше будет приятно, если ты ему поможешь». Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности, - особая задача в работе педагога. Формирование отношений между детьми старшей группы строится на основе взаимных симпатий, привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми. В старшей группе создается больше возможностей для воспитания доброжелательного и заботливого отношения к младшим детям. 

Таким образом, можно определить понятие культуры поведения дошкольника, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; учить доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его дальнейшей жизни.

Взрослый, вовлекая ребенка в совместную деятельность, помогает ему формировать культуру поведения. В этом помогает, с одной стороны эмоциональная включенность взрослого в процессе занятия, что определяет его привлекательность, с другой - целенаправленные вопросы обращают внимание ребенка, на то, что он делает, способствуют осознанию и пониманию собственного поведения. Следовательно, для осознанности поведения, формирование культуры поведения, в первую очередь необходимы поддержка, участие и личный пример взрослого.

Список литературы и Интернет-ресурсов



Основные

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Педагогических заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательский центр «Академия». – 416 с.. 2000

Интернет-ресурсы

  1. Сайт: www.logomag.ru

URL: https://logomag.ru/blog/obsledovanie/663/

  1. Сайт: www.sch1191sz.skobr.ru

URL: https://sch1191sz.mskobr.ru/files/teoreticheskie_osnovy_vospitaniya_u_starshih_doshkol_nikov_kul_tury_povedeniya_v_obwestvennyh_mestah.pdf

  1. Сайт: www.nsportal.ru

URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/04/vospitanie-kultury-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-0

  1. Сайт: www.ped-kopilka.ru

URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksevna-petrova/vospitanie-navykov-i-privychek-kulturnogo-povedenija-doshkolnikov.html

  1. Сайт: www.razvitu.ru

URL: https://razvitum.ru/articles/masters/2017-07-12-05-23-52

  1. Сайт: www.revolution.allbest.ru

URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00864972_0.html

  1. Сайт: www.studwood.ru

URL: https://studwood.ru/1830693/pedagogika/spetsifika_vospitaniya_kultury_povedeniya_doshkolnikov

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница