ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»
Факультет: физико-математический
Кафедра: теоретической физики и
методики преподавания физики
Дипломная работа
Подготовка студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников по физике.
студентки 552гр. Малышевой Е.Г.
Руководитель: доцент кафедры ТФ и МПФ, кандидат пед. наук Янюшкина Г.М.
Петрозаводск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования творческой деятельности студентов педагогического вуза 5
1.1. Понятия творчества и творческих способностей 6
1.2. Концепции творчества 20
1.3. Творческая деятельность студентов педагогического вуза и ее особенности 30
ГЛАВА 2. Подготовка студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников по физике 36
2.1. Формы и способы подготовки студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников по физике 36
2.2. Возможности содержания спецкурса по теории и методике обучения физике для подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей школьников 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ВВЕДЕНИЕ
Потребность понять природу творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. В настоящее время проявляется огромный интерес к проблемам педагогики и психологии творчества в социальной и экономической, материальной и духовной сферах жизни. Проблемы творчества обсуждаются государственными институтами и нарождающимися представителями рыночной экономики. Несмотря на то, что творчество изучалось и ранее, оказалось, что, в современных условиях, в развитие его педагогических и психологических аспектов можно еще многое добавить.
Проблема творчества в целом рассматривается в естественной связи с теми огромными социальными и психолого-педагогическими задачами, которые решает наше общество в подготовке талантливой молодежи, готовой к решению творческих задач в современных непростых условиях. На современном этапе развития науки, техники, производства обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни.
Одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является его гуманистическая направленность, которая проявляется в «личностно-ориентированной» модели взаимодействия, в развитии личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Определяя направления своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в образовании, стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию креативности. К сожалению, данные анкетирования родителей и учителей, показывают, что большинство родителей и учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о неосведомленности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с этой проблемой. Нужно заметить, что программы по диагностике и развитию творческих способностей разрабатываются медленно, и в данный момент их существует немного. Тому есть несколько причин. Учителя, как правило, ориентированы на среднего ребенка, и в круг их проблем не входит развитие творческих способностей. Учебная программа направлена скорее на развитие памяти, чем мышления, тем более творческого.
Отсюда вытекает основное положение: обозначившаяся потребность общества в воспитании творческих людей требует новых подходов к организации педагогического процесса обучения в образовательных учреждениях, а, следовательно, и соответствующей подготовки будущих педагогов. Следовательно, особое значение приобретает процесс подготовки педагогических кадров, способных обеспечить высокий уровень развития творческих способностей ребенка в учебном процессе. Это обстоятельство порождает противоречия между следующими сторонами:
-
возрастанием сложности профессиональных функций учителя, повышением внимания к роли учителя в творческом развитии личности ребенка и недостаточной подготовленностью будущих педагогов в этом вопросе;
-
необходимостью качественных изменений в обучении студентов руководству творческой деятельностью школьников и отсутствием разработанной дидактической системы, соответствующей новым возросшим требованиям.
Основываясь на вышесказанном, целью данной работы является проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую и методическую литературу, касающуюся проблемы творчества, выявить возможные формы подготовки студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности, а также разработать спецкурс «Развитие творческих способностей школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности» по теории и методике обучения физике для студентов педагогического вуза физико-математического факультета.
Объектом исследования является подготовка студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников по физике.
Предметом – содержание спецкурса «Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности».
В работе поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть проблему творчества в трех аспектах: педагогическом, психологическом и методическом;
-
определить значение творческих задач;
-
рассмотреть виды творческих задач;
-
рассмотреть приемы педагогической техники, способствующие развитию творческих способностей учащихся.
Новизна исследования заключается в разработке спецкурса «Развитие творческих способностей школьников на уроках физике и во внеурочной деятельности».
Теоретическое значение работы заключается в том, что на основе анализа методической, педагогической и психологической литературы, посвященной проблеме творчества, творческой деятельности, сделана попытка выявить возможные формы подготовки студентов педагогического вуза к организации творческой деятельности школьников по физике.
Практическое значение исследования состоит в разработке спецкурса «Развитие творческих способностей школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, 3-х приложений.
Поделитесь с Вашими друзьями: |