2 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА САМООЦЕНКИ
1.1. Основные подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению самооценки 1.2. Виды самооценки 1.3. Свойства самооценки 2. МЕТОД КПТ В ИССЛЕДОВАНИИ ДИНАМИКИ ФЕНОМЕНА САМООЦЕНКИ В
РАМКАХ КРАТКОСРОЧНОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2.1. Организация и этапы исследования 2.2.
Методы и методики исследования и их последовательность 2.2.1. Опросник самооценки Мелани Феннелл…………………………...21 2.2.2. Методика самооценки Дембо – Рубинштейн……………………...22 2.2.3. Шкала депрессии А. Бека 2.2.4. Шкала тревоги А. Бека 3. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ В КОГТИТИВНО-
ПОВЕДЕНЧЕСКОМ ПОДХОДЕ МЕТОДОМ
МЕЛАНИ
ФЕННЕЛ………………………………………………………………………..26 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА САМООЦЕНКИ И ЕЕ ДИНАМИКИ В
ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ В КРАТКОСРОЧНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ 5. ВЫВОДЫ 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ВСТУПЛЕНИЕ: ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ Проблема феномена самооценки личности, как важнейшего компонента самосознания, в
последние десятилетия очень сильно привлекает к себе внимание всех исследователей человеческого Я, клинических психологов, психиатров, специалистов разных направлений, в том числе, когнитивно- поведенческих терапевтов. Выбор феномена самооценки в
качестве предмета исследования обусловлен особой значимостью этого психологического феномена и его ролью в процессе психологической адаптации. Самооценка является одним из
важнейших психологических образований, отражающим уровень развития самосознания, и непосредственно участвует в регуляции поведения и деятельности. По мнению ряда исследователей (Ананьева Б. Г,
1948; Jourazd S., I967; Липкина АИ Абдрахманова 3. Б, 1975;
Nisbett
R., Wilson Т, 1977; Corey G, 1990, Бороздина Л. В, 1992; Branden, (1994);
Бучкина И. П, 2003; Бернс Р, 2007 и др, выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием
организации индивидом своего поведения, деятельности, отношений, в том числе, и поведения, направленного на разрешение проблем. Другими словами, самооценка играет важную роль в
регуляции использования тех или иных стратегий совладания с жизненными трудностями. Очевидно, что самооценка и механизмы совладания выступают во взаимосвязи. Изучение этих взаимосвязей представляется актуальными может иметь как теоретическое, таки практическое значение,
способствуя развитию представлений о взаимодействии психологических факторов при депрессии и тревожных расстройствах.