Дезадаптации



Скачать 496,63 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата12.03.2021
Размер496,63 Kb.
ТипИсследование
  1   2


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3 1
© 2007-2009 Московский городской психолого-педагогический университет
Клиническая психология
Экспериментальное исследование предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6

7 лет
Биктина Н. Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета (biktina@rambler.ru)
В статье рассматривается проблема предупреждения и коррекции ранних проявлений школьной дезадаптации у дошкольников в условиях Центра психолого-медико- социального сопровождения детей с целью предотвращения их формирования в устойчивые проявления социально-психологической дезадаптации.
Школьная дезадаптация рассматривается как мультифакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Предупреждение ранних проявлений школьной дезадаптации возможно при создании определенных психолого-педагогических условий: комплексной диагностики предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации, разработки и реализации комплексной программы предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации, профессиональном взаимодействии субъектов коррекционно- развивающего процесса, эффективном сотрудничестве специалистов, родителей и детей.
В работе представлены методы и результаты исследования предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации, результаты апробации комплексной программы предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации.
Ключевые слова: дезадаптация, показатель адаптированности, анализ заболеваемости, школьная незрелость, уровень тревожности, зрительно-моторная координация.
Произошедшее в последнее десятилетие значительное ухудшение состояния здоровья детей различных возрастных групп может свидетельствовать о снижении их адаптационных возможностей. По данным разных исследователей, в России число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, варьируется от 1 до 30 %. Но при самых благоприятных данных – более 2/3 числа всех детей нездоровы [1].
Говоря о сохранении здоровья детей, необходимо выделить такое растущее социально- средовое явление как школьная дезадаптация или феномен неуспешности ребенка в сфере обучения, формирующейся в результате несоответствия социопсихологического или


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3 психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации (В. В.
Гурьева, 2004). Перед обществом встает вопрос о зрелости ребенка, сформированности у него предпосылок для учебной деятельности. Сегодня педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «готовностью» вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Основная проблема заключается в низком уровне функциональной готовности - так называемой «школьной незрелости», что в дальнейшем может стать основой возникновения дезадаптивных нарушений [6]. Поэтому создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе является на сегодняшний день приоритетным в совершенствовании технологий современного образования (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 –
2010 годы). Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать программу
«Предшкольное образование» в рамках учреждений дополнительного образования и пр.
Предшкольное образование должно быть ориентировано на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и предупреждение ранних проявлений школьной дезадаптации.
Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Даль Йоно Насвинете,1994; Т. А. Дорофеева,
2001, Л. С. Иванова, 2003; В. В. Гурьева, 2004; Л.В.Замулина, 2006). Модель краткосрочного проблемно-ориентированного сопровождения школьников с проявлениями дезадаптации представлена в исследовании Л.С.Ивановой. Программа создания особой «переходной» развивающей психолого-педагогической среды – «Школы будущего первоклассника», обеспечивающей инновационные условия для дифференцированного и индивидуализированного формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к учению разработана - апробирована Н. Е. Бочкаревой (2004). Рекомендации по предшкольной психодиагностике готовности детей 5 – 7 лет к школьному обучению с позиции комплексного подхода даны в исследовании Л. В. Замулиной (2006).
При всей безусловной значимости упомянутых исследований до настоящего времени нет ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет; недостаточно обозначен приоритет профилактической направленности в решении вопроса дезадаптации. В литературе практически не представлены специальные исследования по предупреждению ранних проявлений школьной дезадаптации в условиях Центров психолого-медико-социального сопровождения. Необходимость предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет с целью предотвращения их формирования в устойчивые проявления социально-психологической дезадаптации обуславливает актуальность настоящего исследования.
Н. Г. Лусканова и И. А. Коробейников под школьной дезадаптацией подразумевают некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения [9]. Несмотря на наличие признаков, характеризующих вполне самостоятельный феномен, школьную дезадаптацию мы рассматриваем как частное явление по отношению к общей социально-психологической дезадаптации, в структуре которой она (школьная дезадаптация) может выступать как в роли следствия, так и в роли причины. Наряду с явными проявлениями дезадаптации широко распространены и ранние ее признаки у первоклассников, такие, как повышенная школьная тревожность, низкая


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3 самооценка, нарушенные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, снижение учебной мотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности, которые в силу «завуалированности» не привлекают к себе внимание со стороны педагогов и психологов.
Школьную дезадаптацию мы рассматриваем как мультифакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.
Изучение особенностей школьной адаптации – дезадаптации привело нас к осознанию того факта, что в этом процессе начальная стадия – стадия предпосылок школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет, которая Л. С. Ивановой называется нулевым уровнем – преддезадаптацией.
На начальной стадии развития школьной дезадаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации в период поступления ребенка в школу и психофизиологическими возможностями, потребностями, способностями ребенка. Такое понимание ранних проявлений школьной дезадаптации позволяет рассматривать их как составную, неотъемлемую часть процесса адаптации/дезадаптации – преддезадаптацию, в которой ярко выражены противоречия между внешним состоянием среды и внутренним состоянием будущего школьника, противоречия между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.
Ранние проявления школьной дезадаптации являются следствием неразрешенных дошкольных проблем ребенка. К таковым относятся: снижение адаптационных механизмов организма, длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; низкий уровень готовности к школе или «школьная незрелость» [3; 4; 10].
В нашем исследовании к предпосылкам ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет мы относим функциональную незрелость организма (биологическая зрелость), высокий индекс напряжения регуляторных механизмов, низкие резервные возможности дыхательной системы, нарушения произвольного внимания и работоспособности, нарушения зрительно-моторной координации, высокий уровень тревожности.
В нашем исследовании мы поставили перед собой следующую цель: выявить предпосылки ранних проявлений школьной дезадаптации у дошкольников накануне поступления в школу, выявить их прогностическую значимость в плане развития школьной дезадаптации и предупредить ранние проявления школьной дезадаптации. Мы предположили, что предупреждение ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий: комплексной диагностики предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации, разработки и реализации комплексной программы предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет, профессиональном взаимодействии субъектов коррекционно-развивающего процесса, эффективном сотрудничестве специалистов, родителей и детей.
Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков «Вита» города Гай Оренбургской области. Нами был обследован 251


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3 ребенок 6 – 7 лет (дошкольники, посещающие и не посещающие дошкольные образовательные учреждения, из них 110 мальчиков и 141 девочка).
Медицинская и психологическая диагностика детей 6 – 7 - летнего возраста, поступающих в школу, проводилась на основании санитарно- эпидемиологических правил № 2.4.2 782-99 п.
2.9 и приказа городского отдела образования «О проведении комплексной диагностики будущих первоклассников».
При определении физического развития ребенка и состояния физиологических функций организма измерялись такие медицинские показатели как биологический возраст, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила правой и левой руки (динамометрия), нарушения осанки, структурные компоненты заболеваемости.
Психологическая диагностика школьной зрелости включала в себя:
1) определение уровня адаптации по индексу функционального напряжения (по В.П.
Казначееву);
2) определение готовности к школе по тесту Керна-Йерасека;
3) изучение качества зрительно-моторной координации по гештальт-тесту Бендера;
4) изучение особенностей внимания, скорости переработки информации и работоспособности по тесту Тулуз-Пьерона;
5) оценку уровня тревожности по тесту Тэммл, Дорки, Амен.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что многие дети по медицинским или психофизиологическим параметрам не отвечают критериям школьной зрелости; наряду с элементами акселерации у будущих первоклассников все больше отмечаются элементы ретардации (замедленного развития): 24,3 % детей 6 – 7 лет не отвечают критериям биологической зрелости. Анализ результатов антропометрического обследования выявил, что лишь у 18 % детей уровень физического развития по показателям веса и роста соответствует современным региональным возрастным нормативам. Средний рост детей 6
– 7 лет составил 121,4 см, средний вес – 22,4 кг.
Для оценки функциональных возможностей организма ребенка, при учете одного из ведущих его свойств – адаптивности, был рассчитан индекс функционального напряжения
(ИФН) по результатам электрокардиограммы. Большая часть детей 6 – 7 лет имела индекс напряжения ниже нормы адаптации. Выявлено с напряжением механизмов адаптации – 29,7
% детей; с неудовлетворительной адаптацией – 48,7 % детей; со срывом адаптации – 7,8 % детей. Следовательно, 86,2 % будущих первоклассников нуждались в охранительном режиме в школе. Полученные нами результаты отчасти перекликаются с результатами других исследований состояния адаптации и уровня школьной зрелости первоклассников
(Сетко Н. П., Шереметьева Э. М., Лебедева И. В., 1999), где показатель адаптированности
(ИНФ), соответствующий удовлетворительной адаптации, наблюдался у 27,6 % детей, пограничной адаптации – у 54,2 % детей [11].
Полученные результаты измерения резервных возможностей дыхательной системы свидетельствуют о том, что жизненная емкость легких ниже нормы у 21,8 % детей.
Анализ результатов динамометрии свидетельствует о том, что сила кисти рук ниже нормы у 43,9 % детей.


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3
Анализ заболеваемости среди детей 6 – 7 лет, поступающих в школу, показал, что среди структурных компонентов заболеваемости первое место занимают заболевания сердечно- сосудистой системы (50,4 %), на втором месте заболевания дыхательных органов: 38,6 %. В литературных источниках упоминается выражение «школьные болезни», к которым относят нарушения осанки и миопию, то есть эти заболевания дети приобретают, обучаясь в школе. Диагностика позволила констатировать, к сожалению, что дети, еще не пришедшие в школу, имеют эти заболевания. В результате обследования установлено, что 30 % детей имеют нарушения осанки, хотя нарушения осанки медики относят к
«школьным болезням», 8,9 % будущих первоклассников имеют пониженную остроту зрения. Следовательно, полученные результаты соответствуют литературным данным. По свидетельству Г. Кумариной, у первоклассников наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере (до 54 %), нарушения зрения (45 %), осанки и стопы (38 %), заболеваний органов пищеварения (до 30 %) [7].
При оценке функциональной готовности к школьному обучению по ориентировочному тесту школьной зрелости Керна-Йерасека, были получены следующие результаты: неудовлетворительную степень готовности к школьному обучению имели 9,5 % детей.
Изучение особенностей внимания, скорости переработки информации и работоспособности проводилось по тесту Тулуз-Пьерона. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты обследования по тесту Тулуз-Пьерона число детей, чел. показатель 1. скорость переработки информации
(v) % показатель 2. точность выполнения k
% патоло гия слаба я норм а хороша я высока я патоло гия слаба я нор ма хор. выс.
251 10,5 13,4 50,6 23,6 1,9 6,3 3,5 25,9 29,5 34,8
Из табл.1 видно, что показатель «скорость переработки информации» или работоспособность имеет уровень патологии у 10,5 % детей, показатель «точность выполнения теста», характеризующий развитость произвольного внимания, в особенности способность к произвольной концентрации внимания, имеет уровень патологии у 6,3 % детей. Данные показатели являются основанием для диагностики у детей функциональных отклонений в деятельности мозга (ММД). Слабый уровень развития произвольного внимания и работоспособности выявляется у 3,5 % и 13,4 % (16,9%) детей 6 – 7 лет.
Изучение качества развития зрительно-моторной координации и уровня тревожности у дошкольников проводилось по гештальт-тесту Бендера и тесту Тэммл, Дорки, Амен.
Результаты представлены на табл.2


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3
Таблица 2
Результаты обследования по Гештальт - тесту Бендера и тесту тревожности Тэммл, Дорки,
Амен. число детей, чел.
Зрительно-моторная координация
(гештальт-тест Бендер)
%
Уровень тревожности
(тест Тэммл, Дорки, Амен)
% значит. нарушения слабый средний хороший низкий средний высокий
251 40,5 42,4 14,8 2,3 2,3 70,7 27
Из табл. 2 видно, что значительные нарушения зрительно-моторной координации регистрируются у 40,5 % детей, слабый уровень формирования зрительно-моторной координации – у 42,4 % детей. По свидетельству Л. Я. Ясюковой, значительные нарушения зрительно-моторной координации связываются с различными поражениями теменных отделов головного мозга (ММД) [13]. Так, 82,9 % детей с нарушениями зрительно-моторной координации отнесены нами к «группе риска» по формированию школьной дезадаптации.
Результаты, полученные по тесту Тэммл, Дорки, Амен, характеризуют уровень тревожности ребенка перед поступлением в школу. Из 251 опрошенных детей 6 – 7 - летнего возраста средний уровень тревожности выявлен у 70,7 % детей; высокий уровень тревожности – у 27 % детей.
Корреляционный анализ обнаружил значимые корреляции между медицинскими и психофизиологическим признаками школьной зрелости (р< 0,05). Установлена положительная корреляционная связь между следующими признаками: силой кисти правой руки и левой (r=0,80), силой кистей рук и ростом (r=0,33), весом и силой кистей рук
(r=0,32), силой кистей рук и жизненной емкостью легких (ЖЕЛ) (r=0,31), силой кистей рук и осанкой (r=0,28), осанкой и ЖЕЛ, ростом и весом, весом и ЖЕЛ, ростом и ЖЕЛ.
Положительная корреляционная связь существует между признаками «внимательность» и
«скорость переработки информации» (r=0,14), «скорость переработки информации» и
«зрительно-моторная координация» (r =0,27), с отрицательным знаком коэффициент корреляции между внимательностью и жизненной емкостью легких (r=

0,13). Готовность к школе отрицательно связана с осанкой, положительно – с весом и отрицательно связана со зрительно-моторной координацией (коэффициент корреляции между показателями соответственно равен –0,12; 0,12;

0,14).
Методика неоднородной последовательной статистической процедуры распознавания по
Е. В. Гублеру позволила выделить наиболее информативные, с точки зрения прогностических возможностей предпосылки ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет с вероятностью ошибки 18 %. Наиболее информативными в плане прогнозирования ранних проявлений школьной дезадаптации стали признаки:
«внимательность»,
«скорость переработки информации»,
«зрительно-моторная координация», «тревожность», «индекс напряжения», «жизненная емкость легких (ЖЕЛ)».
Для внимательности коэффициент информативности составил 0,97; для скорости переработки информации – 1,09; для зрительно-моторной координации – 0,20; для


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3 тревожности – 0,81; для индекса напряжения – 0,02; для жизненной емкости легких (ЖЕЛ) –
0,26.
В результате факторного анализа в структуре школьной зрелости выделено три значимых фактора предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации: «фактор физического здоровья», «фактор психофизиологических школьно-значимых функций»,
«фактор готовности руки к письму».
По результатам исследования нами условно выделены три группы детей с предпосылками ранних проявлений школьной дезадаптации.
1.
Дети с нарушениями физического здоровья и морфофункционального развития.
2.
Дети с нарушениями внимания и зрительно-моторной координации, с низким уровнем функциональной готовности к школе.
3.
Дети с высоким уровнем тревожности и высоким индексом напряжения (со срывом адаптации; с высоким напряжением адаптационных механизмов).
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать выводы.
1) Результаты диагностических методик, направленных на исследование физиологических и психологических функций или школьной зрелости дошкольников, указывают на то, что уже к началу школьного обучения у ребенка 6

7 лет имеются предпосылки ранних проявлений школьной дезадаптации:

функциональная незрелость (24,3 % детей 6

7 лет не отвечают критериям биологической зрелости, 18 % детей с низким уровнем физического развития, 43,9
% детей с низким уровнем резервных возможностей дыхательной системы, 30 % детей с нарушениями осанки);

неудовлетворительная степень готовности к школе (9,5 % детей);

высокий уровень напряжения регуляторных механизмов (неудовлетворительная адаптация или срыв адаптационных механизмов у 86,2 % детей);

нарушения произвольного внимания и работоспособности (16,9 % детей);

нарушения зрительно-моторной координации (82,9 % детей);

высокий уровень тревожности (27 % детей).
2) Корреляционный, регрессионный и факторный анализ результатов диагностики физиологических и психологических показателей школьной зрелости подтвердил наше предположение о наличии ведущих предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации у дошкольников и выявил наличие статистически достоверных связей
(р<0,05) между ними. В структуре школьной зрелости выделено три значимых фактора предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации: «фактор физического здоровья»,
«фактор психофизиологических школьно-значимых функций», «фактор готовности руки к письму».
3) Наиболее информативными в плане прогнозирования ранних проявлений школьной дезадаптации стали признаки: «внимательность», «скорость переработки информации»,
«зрительно-моторная координация», «тревожность», «индекс напряжения», «жизненная емкость легких (ЖЕЛ)».
4) По результатам исследования нами условно выделены три группы детей с предпосылками ранних проявлений школьной дезадаптации.
Результаты исследования школьной зрелости убедили нас в необходимости предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6-7 лет на этапе поступления в школу посредством разработки и апробации комплексной программы их предупреждения.


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3
В целях совершенствования работы в сфере оказания психологической помощи будущим первоклассникам с предпосылками ранних проявлений школьной дезадаптации и их родителям мы разработали комплексную программу «Сотрудничество=Успех=Будущее».
Программа реализовывалась в рамках летнего оздоровительного лагеря «Островок здоровья» в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения. Целью программы являлась коррекция предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации, развитие адаптационных возможностей ребенка посредством оптимизации отношений между родителями и ребенком в условиях летнего лагеря.
Программа реализовывалась в три этапа: первый – организационно-диагностический

обеспечивал выявление предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6
– 7 лет и определение путей ее решения, второй этап – коррекционно-развивающий – обеспечивал достижение поставленных целей и задач, третий – аналитический этап – позволил подвести итоги и оценить результативность коррекционно-развивающей деятельности. Содержание первого этапа включало данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента, по результатам которого были сформированы группы детей по характеру предпосылок ранних проявлений школьной дезадаптации: соматически ослабленные, с низким уровнем функциональной готовности к школе, с нарушениями внимания и зрительно-моторной координации, с высоким индексом напряжения адаптационных (регуляторных) механизмов, с высоким уровнем тревожности. В формирующем этапе эксперимента участвовали 39 дошкольников, из них 15 мальчиков и
24 девочки.
Содержание коррекционно-развивающего этапа включало в себя: 1) оздоровительные мероприятия, которые проводили медики,

массаж, закаливающая процедура «соляная дорожка», сеансы рефлексотерапии, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, сеансы релаксации, фитотерапия;
2) коррекционно-развивающие (проводили психологи и воспитатели): индивидуальное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках «Школы для родителей»; совместные досуговые мероприятия; коррекционно-развивающие занятия с детьми по коррекции и развитию внимания, зрительно-моторной координации; по коррекции тревожности и снятию эмоционального напряжения; тренинг саморегуляции для детей «Живительный источник»; компьютерный психофизиологический тренинг
«Антистресс», основанный на методе биологической обратной связи
(БОС); тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми «Вместе с тобой».
Содержание третьего этапа включило в себя проведение выходной диагностики и обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы.
Результаты диагностики внимания, зрительно-моторной координации представлены на рис. 1 и 2.


Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
2009, № 3

Каталог: files -> articles
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Переоценка ценностей
articles -> 1. Реализация метода проектов История метода проектов
articles -> Соционика, ментология и психология личности” №3/2007 с. 67-77 2007 Шлаина В. М. Зачем ладонь с повинной ты на сердце кладешь?
articles -> Методические рекомендации по реализации гендерного подхода в обучении и воспитани
articles -> Использование педагогических технологий развивающего обучения на уроках математики Что такое технология?
articles -> Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования
articles -> Психоинформационные
articles -> Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
articles -> Факторы стресса в социальных контактах


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница