Cogito, ergo sum Мыслю, следовательно, я существую



Дата22.04.2021
Размер21,4 Kb.
#120647

Жить - значит мыслить и творить
Еще в XVI веке великий французский философ Рене Декарт сказал: " Cogito, ergo sum - Мыслю, следовательно, я существую". Таким образом был сформулирован принцип рационализма человеческой личности и жизни.

Каждый из нас уникален и по-своему воспринимает эти слова. Попробую побыть в роли философа и осмелюсь поразмышлять над  высказыванием "Жить - значит мыслить и творить". Хочу осмыслить свою роль в профессии и место учительской профессии в моей жизни.

Последовательность слов играет ключевую роль в понимании этого высказывания. Давайте остановимся сначала на том, что процесс мышления идет перед процессом творения. В основе осмысленного действия всегда существует мысль, или идея, и она первостепенна. И, в свою очередь, мысль должна основываться на знании и жизненном опыте. Только тогда размышление будет вести к определенному конструктивному действию и результату. Казалось бы, в эпоху потребления и стандартизации создавать что-то новое, оригинальное практически не имеет смысла. К примеру, если нужен дизайн интерьера, вы с легкостью можете купить готовый проект и не изобретать велосипед заново. Интенсивность ритма жизни также накладывает определенные ограничения на существование творчества в нашей жизни, у нас практически нет на него времени. Многие люди в современном мире работают в режиме многозадачности, что исключает творчество, для него необходимо ежедневно освобождать пространство и время. Но жить осознанно - значит мыслить творчески, а творить - создавать что-то уникальное, необычное. Для меня слово «творчество» означает умение выходить практически за пределы разума, когда человек воссоединяется с тем, что он создает. Работа учителя всецело творческая стезя, на которой нет места шаблонам, потому что "образование - не приготовление к жизни; образование - сама жизнь," как сказал Джон Дьюи. Необходимо вкладывать душу в уроки, в детей, которых мы воспитываем и обучаем, вкладывать душу в каждое слово, потому что дети в силу своей природы очень проницательны и способны чувствовать и замечать абсолютно все, им нужна искренность наставника и его любовь.

Я - школьный учитель биологии, а также преподаю в вузе, поэтому буду основываться на своем профессиональном опыте. В классах и учебных группах формируются неповторимые сочетания личностей и характеров. Именно поэтому невозможно согласиться с тем, что один и тот же урок будет одинаково интересным и эффективным в разных классах. Учитель-наставник в данном вопросе должен обладать уникальной способностью - подбирать правильный ключик к каждому классу, к каждому ученику. Особенным моментом является превращение подготовки к уроку в чистое творчество, когда учитель способен мыслить оригинально, не используя шаблонов. Но так умеют не многие. Чтобы сделать из урока настоящее произведение искусства, необходимо любить свой предмет, жить им. Нужно развивать в себе любознательность и искренность. Именно такой учитель создает уроки, погружающие детей в атмосферу добра и знаний. Учителю всегда нужно начинать с себя, проживать то, что он преподает, пропуская через себя. Также я уверен, что учитель должен уметь предвидеть все возможные ходы событий во время урока, уметь заранее прочувствовать детей и их интересы, предвидеть вопросы, быть готовым к любым неожиданностям. Если мне будет интересно самому в процессе подготовки, то ученики «обречены» на интерес и мотивацию. Вся моя повседневная жизнь - это процесс поиска, выявления и осмысления информации, необходимой для создания интересного урока: «Когда б вы знали из какого сора…». На одном из уроков по анатомии мы с учениками рассматриваем и анализируем реальный снимок МРТ коленного сустава. Уроки биологии феноменально связаны с жизнью и другими школьными предметами: надо научиться оказанию первой медицинской помощи (ОБЖ), рассмотреть её юридические аспекты (обществознание), учащиеся с помощью учителя должны сформировать свою собственную модель здорового образа жизни (режим питания, сна, двигательной активности, профилактика вредных привычек), жизненно важно осознание школьниками опасности самолечения, на уроках мы учимся методам первичной диагностики инфекционных заболеваний (распознавание симптомов вирусных и бактериальных, грибковых заболеваний). Наглядность и практическая деятельность позволяют сформировать и укрепить мотивацию учебной деятельности. Мы с учениками любим практические и лабораторные работы (физиология растений, анатомия животных). Учащиеся развивают навыки наблюдения, выдвигают гипотезы, анализируют информацию, делают выводы. На уроках я использую один из вариантов проблемного обучения - технологию кейсов. Это позволяет организовать активные и интерактивные формы учебной деятельности, учащиеся работают в команде, развивают навыки поиска и осмысления информации, часто оказываются в роли экспертов, анализируя действия других учеников. Готовятся к обучению в вузе и к профессиональной деятельности. Жить – значит мыслить…

Я сам выпускник лицея, в котором работаю. Это уникальная школа с потрясающей корпоративной культурой, необыкновенно доброжелательной атмосферой, здесь много ярких и компетентных профессионалов, готовых прийти на помощь. Поэтому закономерны высокие результаты работы нашего коллектива. Предъявляя высокие профессиональные и личностные требования к себе и друг к другу, на своем примере воспитываем лицеистов. Второй семьёй для меня стал Биологический клуб, я во всем стараюсь помогать своему наставнику - заслуженному учителю Республики Татарстан Маликовой Фариде Ахмедовне. Я сам в прошлом олимпиадник и знаю, насколько может быть эффективна наша система олимпиадной подготовки. Все участники процесса олимпиадной подготовки являются «факторами» развития друг друга, работают в команде, активно участвуют в движении «Биологических турниров» и в предметных олимпиадах всех уровней.
Искренность детей невозможно измерить приборами, если бы это было возможно, то приборы бы быстро выходили из строя из-за огромного «количества» искренности, огромного ее потока. Невозможно развивать детей интуитивно, не погружаясь в глубокие размышления о том, как помочь своим ученикам. Классный руководитель, а им я тоже являюсь, должен подходить осмысленно к гармоничному развитию своих детей. Школа играет ключевую роль в формировании личности ребенка, именно тут ребенок творит свою судьбу посредством мышления и жизненных установок. Главная цель образования, как мне кажется, это счастье детей. Безусловно, для каждого человека счастье – это что-то свое. Но главное - научить детей мыслить правильно: конструктивно и позитивно. Только тогда они начнут создавать счастливое окружение вокруг себя. Мысли способны принимать оболочку действий и  воплощаться в жизнь.

Бывают ситуации, когда с ребенком что-то происходит: успеваемость и взаимоотношения с одноклассниками вдруг начинают изменяться. К сожалению, очень часто ребенок не готов открыться и рассказать о своих проблемах другим. Даже школьный психолог порой бывает бессилен в такой ситуации. В подобный момент классный руководитель должен быть особенно деликатным, действовать, опираясь на знания психологии, педагогики и на свой личный опыт. Именно он может заметить проблему и помочь ребенку. Но это качество также нужно развивать, не каждому дано чутко подходить к потребностям детей, подмечать изменения в их характерах, я стараюсь быть чутким и деликатным. 



Стоит рассмотреть высказывание "Жить - значит мыслить и творить" и в контексте процесса глобализации. Современное образование вышло за рамки одного города и даже страны, оно становится общемировым явлением. Неоспоримым плодом глобализации стало образование, доступное всем и практически везде, где есть интернет. Но главной сложностью является владение английским языком, по праву являющимся международным. Сотни миллионов людей по всей планете изучают английский язык сейчас, когда я пишу эти строки. И главная их цель довести владение языка до такой степени, чтобы начать мыслить на нем. Именно такой человек способен читать любую современную научную и художественную литературу на языке оригинала, получать образование в лучших университетах мира, общаться с профессионалами всего мира и создавать что-то инновационное. Я свободно владею английским и могу преподавать биологию на английском языке, полилингвальность - это норма для нашего лицея. В контексте всего сказанного, нам всем необходимо научиться правильно мыслить и предугадывать направления развития образования, научиться быть гибким и создавать (творить) образовательные платформы, научные ролики и писать статьи. Я считаю, что образование лежит в основе развития любого общества и его экономического процветания. Именно поэтому образование развивается и будет развиваться творчески и максимально осмысленно.

Быть наставником очень ответственно. Когда ребенок попадает в школу, ему просто необходима поддержка, нужен тот, кто сможет помочь в трудной ситуации, направить его, заинтересовать, научить планировать свое время и расставлять приоритеты. Все это очень важно, ведь от потока мыслей ребенка напрямую зависит его будущее. Ребенок будет отталкиваться от своих мыслей и творить свою судьбу! В этом, по моему мнению, и заключается смысл фразы "Жить - значит мыслить и творить" лично для меня.  
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница