Что такое «фонематический слух». Как и когда он формируется у детей?



Дата09.06.2022
Размер37,5 Kb.
#146093

Что такое «фонематический слух».
Как и когда он формируется у детей?

Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.


К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).
К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.).
К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).
К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.
После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.
Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.
На что следует обращать внимание в речи дошкольника?
Как можно развивать речь?
От 5 до 7 лет – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.
Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.
Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Малыш должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и по команде.
Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.
Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.
Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, но и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.
Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию.
Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Каталог: dokumenty
dokumenty -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
dokumenty -> Сведения о реализации образовательных программ
dokumenty -> Минобразования РФ от 28. 10. 2003 n 18-52-1044ин/18-28
dokumenty -> Постановление М правительства ямало-ненецкого автономного округа от 16 апреля 2013 г. N 256-п I. Общие положения
dokumenty -> Программа государственного экзамена по специальной педагогической подготовке 2015 год
dokumenty -> Отчет о самообследовании рпа минюста России (по состоянию на 1 апреля 2015 года) Москва 2015
dokumenty -> Ростовской области


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница