Что мы видим? Мы видим шок от столкновения. Не волнуйтесь, это нормально, более того, это и питает постколониальную литературу



страница1/4
Дата13.03.2021
Размер1,23 Mb.
#106022
  1   2   3   4


Вы прослушали фрагмент стихотворения Маршака “Мистер Твистер”. И он посвящен как раз совершенно постколониальной ситуации - столкновению колонизатора с колонизируемым как субъектом действия (добавим, еще и внутри пространства, которое колонизатор до этого момента полагал безраздельно своим).
Что мы видим? Мы видим шок от столкновения. Не волнуйтесь, это нормально, более того, это и питает постколониальную литературу.
Давайте начнем со стандартного определения постколониальной литературы. В целом на нашей почве принято считать, что так именуется литература стран бывших колоний после обретения ими независимости. Исторически это верно: слово “постколониальный” впервые появилось в 1959 году в статье об Индии после независимости - то есть это было такое чисто темпоральное обозначение, предназначенное для ответа на вопрос, что же произошло после эпохи колоний.
Надо сказать, что понятие постколониальный - в известном смысле компромиссное, мы им пользуемся потому, что нет лучшего. Некоторые говорят о world literature, о кроссоверной литературе, но все это в целом об одном - о литературе вне европоцентричной позиции и вне национальных рамок.
Теперь понятие постколониализма не ограничено просто ситуацией в бывших колониальных странах после того, как они обрели независимость. Более того, приставка пост-, означающая следование и непрерывность этого следования, в сущности, тоже более нам не подходит. Постколониальная литература скорее об антагонизме, переломе, что вполне логично, если учитывать ее генезис.
Империализм, по словам одного из основных теоретиков постколониализма Эдварда Саида, консолидировал смешение культур и идентичностей в глобальном масштабе. Проблема в том, что внутри этой идентичности каждый полагал себя - единственным и уникальным. Только белый, только черный, только запад и только восток.

“Но, по-видимому, нет никаких оснований, кроме страха и предрассудков, настаивать на своей изолированности и исключительности, как будто в этом и заключается вся жизнь. Выживание - это в действительности вопрос связи между вещами”.
Так вот, постколониальный подход как раз заключается в связях. То есть мы будем говорить не просто о литературе бывших колоний - да и на самом деле не только о ней, поскольку есть литература диаспор, литература стран, давно ставших независимыми, и так далее, но о том, как она связана с опытом метрополии, и как литература метрополий отражает колониальный опыт. Без этого постоянного отражения подход попросту не работает: чтобы видеть в, допустим, Мэнсфилд-парке колониальный опыт, мы должны держать в уме, что как раз в это время Британия теряла свое влияние на Антильских островах. Пример простой, но довольно показательный.
Мы привыкли рассматривать литературу через национальную призму: здесь индийская, здесь британская, и им никогда не сойтись. Между тем, - хорошо, без индийского опыта нельзя понять Кима - но и без британского опыта, британского образования, британского влияния нельзя понять, например, Нарайана, Найпола, Чандру и так далее. Рушди тоже. Хотя бы то, что добрая половина из них начинали писать на английском и осознавали это как попытку пробиться не просто к иной культуре, но к культуре более высокой и значимой. Попытку, кстати, обреченную на провал, что они тоже понимали.

Или, допустим, когда мы рассматриваем литературу мигрантов, литературу диаспор. Мигрант - он кто? Он принадлежит к культуре принимающей страны или страны, где родился? В какой мере это обуславливается его языком - и что делать, если он говорит на двух языках или на креольском языке? А его дети - они кто? Это ведь вопрос не цвета паспорта, а культурной принадлежности. И можно ли быть, например, британцем, сохраняя культуру страны, где родился?
Но давайте для начала разберемся в том, что такое колониализм. Я назову только основные опорные точки, чтобы дать самое общее представление. Сейчас будет первая из немногих дат за весь этот курс, и дата, которую вы наверняка знаете. История нынешнего положения вещей отсчитывается от 1492 года. Не то чтобы раньше крупные государства не завоевывали новые территории, но это был первый случай такого экспансивного расширения - буквально, “налетай, подешевело”. Более того, эти новые территории рассматривались почти исключительно как источник наживы, если мы будем говорить советскими штампами. Но такова была оборотная сторона модернизации - и, много позже, европейского капитализма (уже в XIX веке).

Но 1492 год выделяют как точку отсчета постколониализма не только потому, что в этом году открыли Америку. В этом же году был покорен Гранадский эмират - последний оплот ислама в Европе. Таким образом, в этой точке сходится победа христианства в Европе, появление нового горизонта, фронтира (новых земель - и уже не было вопроса чьих - конечно же, наших) - и Европа начинает утверждать свое первенство.

Двигало ее на этом пути прежде всего желание получить сверхдоходы: первые походы конкистадоров - это предприятия чисто коммерческие, потом из этой схемы вырастут большие компании. Золото, позже добыча серебра, и неуничтоженное еще феодальное мышление - получить надел, владеть землей. То, что на этой земле есть какое-то население - это детали.

На этом этапе появляется то культурное явление, которое и даст нам потом постколониальную литературу: это креолизация. Конкистадоры охотно вступали в связи с туземками, позже в эту систему вошли чернокожие рабы из Африки. Тут важно, что это не только смешение кровей, но и смешение языков и культур: позже уроженец Мартиники Эдуар Глиссан скажет “мир-хаос”. Мартиника, вы понимаете, да? Индейцы, чернокожие рабы, переходящая от французов к англичанам и обратно к французам власть - у Глиссана должно было сформироваться такое мнение.

Но вернемся к колонизации. В рамках постколониального подхода колонии делятся на два типа: settlers’ colonies и invaders’ colonies. Первые - те, где аборигенное население при освоении вообще не бралось в расчет. Колонизаторы захватывали территории, вообще не беря в разум, что там есть какие-то аборигены, у них есть культура, язык и так далее. Так было в Австралии и Новой Зеландии, принято считать, что и в Канаде.

Вторые - те, где с аборигенами так просто обойтись было уже нельзя. С высокоразвитой индийской цивилизацией нельзя было вести себя как с маори или сиу. Колонизаторы и приходят туда в основном из соображений торговли, выгоды - поэтому они как бы приникают, просачиваются на территорию, начинают потихоньку ею управлять, а затем навязывать свой язык, культуру, установления и так далее. Собственно, так начиналась конкиста: формальным ее оправданием была евангелизация индейцев.
Именно здесь и исходя примерно из этих предпосылок колониализм сменился империализмом - отличие в том, что колонизатор стремился торговать, а империалист (употребим это слово) - управлять. Лучший пример в этом смысле - Ост-Индские компании, которые, будучи почтенными торговыми компаниями (у британской таковое было и официальное название - Почтенная Ост-Индская компания), в торговых целях завоевывали земли индийского субконтинента. Как мы сейчас знаем, победила в этой гонке как раз компания британская, и здесь, при провозглашении королевы Виктории императрицей Индии, восходит солнце, которое никогда не заходит.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница