Через психологию к Булгакову



Скачать 42,45 Kb.
Дата20.04.2016
Размер42,45 Kb.
ТипУрок
e:\мама\джим варен\faf9cdfd97b4.jpg

Интегрированный урок

зарубежной литературы и психологии

в 11 классе



«Мастер и Маргарита»


Разработала

практический психолог

ООШ I-III ст. № 2

Вельма Ю.А.



Тема урока Через психологию к Булгакову.

Цель : Познакомить учащихся с проблематикой романа Булгакова «Мастер и Маргарита», методом психологического исследования усовершенствовать навыки одиннадцатиклассников анализировать, систематизировать, обобщать полученную информацию и применять ее на практике; формировать навыки морально – этических ценностей учащихся, умение адаптироваться в жизненных ситуациях, ориентируясь на полученные знания.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: доска, мел, «лестница приоритетов», листки с приоритетами.

Задачи :

  1. формировать представление о морально – этических особенностях произведения;

  2. помочь в осознании жизненных приоритетов;

  3. создать информационное поле о законах природы.

ХОД УРОКА

Повидавший смерть может сказать,

что он повидал жизнь.

Бочарский.



  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Вступительное слово учителя зарубежной литературы.

  1. Объявление темы, цели и задач урока.

  2. Основное содержание урока

d:\психолог\мастер и маргарита\p1060361.jpg

Психолог: Прежде чем мы начнем рассматривать философскую сторону произведения «Мастер и Маргарита», хочу обратить ваше внимание на то как в романе просматривается «законопослушность граждан».

(ученики приводят примеры «законопослушности» в произведении.)



Психолог: Но помимо законов государства, законов этики и морали, Божьих законов, существуют и законы природы (или законы вселенной ). d:\психолог\мастер и маргарита\p1060362.jpg

Законы вселенной

  1. Закон полярности

(Бездомный в псих. больнице – это «-», он встретил Мастера – это «+»)

  1. Закон приемственности и подобия

  • Проблема базируется на вашем стереотипном мышлении.

(Бога нет и третьего не дано)

  1. Закон причинной обусловленности (т.е. причины и следствия)

(Никанор Иванович арестован – это следствие, взятка - причина)

  1. Закон цикличности

  • Жизнь человека делиться на циклы, каждый возрастной уровень соответствует циклу.

Если идет нарушение цикла, идет нарушение закона.

  1. 0-28 лет – становление личности, развитие личности, ищет наиболее эффективный путь развития для себя.d:\психолог\интегр.уроки\p1060363.jpg

  2. 28-56 лет – накопление опыта во всех сферах взаимодействия.

  3. 56-84 года период делиться опытом.

  4. 84 – 112 лет передача опыта следующему поколением.

  1. Закон альтернативности (свобода выбора)

  • Решение проблемы начинается с изменения отношения к происходящему.

  • Психическое, физическое, эмоциональное состояние здоровья зависит от того на сколько человек взял ответственность на себя за свои поступки.

(Выбор Маргариты)

  1. Практическая часть урока

Я бы хотела остановиться на Законе Причины и следствия.

  1. Упражнение «Мозговой штурм».

Назовите причины появления Воланда в Москве.

  1. Пропаганда атеизма

  2. Создание нового общества

  3. Возникновение у людей новой идеологии (коммунистические идеи, все общее, деньги будут не нужны)

d:\психолог\мастер и маргарита\p1060398.jpgd:\психолог\мастер и маргарита\p1060389.jpg

Психолог: Эпизод в варьете показал, что подавляющее большинство москвичей не пожелали разоблачения фокуса с деньгами и бутиками. В виду этого вполне логично выглядит рассудительное заключение Воланда.

«…Люди как люди, любят деньги, но ведь это было всегда… Человечество любит деньги, из чего бы те небыли сделаны , из кожи ли , из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны.. ну чтож и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди в общем, напоминают прежних.. квартирный вопрос только испортил их. »

Булгаковский Воланд посетил Москву, чтобы выяснить, на сколько изменились люди внутренне после великой социальной революции. Его цель – это разоблачение обманов действительности. Выяснилось что общество серьезно больно.


  1. Упражнение «Лестница приоритетов»

Учащимся предлагается построить по мере убывания лестницу из моральных ценностей, которые прослеживаются в произведении (добро , любовь, милосердие, зло, зависть, жадность.)

d:\психолог\мастер и маргарита\p1060396.jpgd:\психолог\мастер и маргарита\p1060384.jpgd:\психолог\мастер и маргарита\p1060391.jpg

Психолог: Эммануил Кант говорил: «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья ».

Говорят, человек рождается дважды первый раз – физически, второй раз – духовно. Свое физическое рождение вы знаете, духовное происходит после упорной работы над собой в 40 лет, и только от человека зависит, кем он родиться - духовно богатой личностью или моральным уродом.



  1. Рефлексия.

e:\мама\интегр.уроки\p1060409.jpg
Каталог: uploads -> editor
editor -> Станислав Гроф Терапевтические эффекты интенсивного дыхания
editor -> Рекомендації для керівників гуртків щодо оформлення публікацій на сайт кз «Станція юних техніків №4»
editor -> Электронное обучение в вузе (72ч.)
editor -> Учебное пособие Харьков «хаи» 2013 (075. 8)
editor -> «Формы организации учебной деятельности одаренных детей на уроках русского языка и литературы»
editor -> Литературная сказка. А. С. Пушкин. Вступление к поэме Руслан и Людмила
editor -> Методическое пособие подготовлено методистом крвуз «цэз» Малаховой Ю. А
editor -> Агрессия в младшем дошкольном возрасте
editor -> Классный час по направлению «Нравственное воспитание»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница