Задача № 15.
В исследовании предприняли попытку проанализировать тревожность у студентов, обучающихся по некоторой специальности, на разных этапах обучения, сравнить уровень ситуативной тревожности между студентами первого, второго, третьего и четвертого курсов.
Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.
Объект: тревожность как психологическая категория.
Гипотеза: предполагается, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 4 курса. СТ студентов зависит от курса во время сессии.
По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики получили следующие результаты:
№ п/п
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1 курс
|
10
|
11
|
9
|
8
|
14
|
2 курс
|
11
|
10
|
7
|
9
|
|
3 курс
|
10
|
6
|
8
|
8
|
12
|
4 курс
|
9
|
8
|
5
|
10
|
9
|
Тревожность (уровень)
|
1 курс
|
2 курс
|
3 курс
|
4 курс
|
Низкий
|
17
|
16
|
22
|
31
|
Умеренный
|
21
|
21
|
21
|
10
|
Высокий
|
14
|
-
|
-
|
-
|
На первом курсе в предсессионный период у опрошенных студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. На последующих курсах обучения выявлены только низкий уровень или же умеренный уровень тревожности. Таким образом, можно сделать вывод, что высокие показатели СТ у данных студентов с большой долей вероятности обусловлены ситуативным фактором – сдачей экзаменов.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. В результате исследования пришли к следующим выводам.
1. Проанализировав результаты теста, пришли к выводу, что уровень ситуативной тревожности выше у студентов первого курса, чем у студентов третьего. Эти отрицательные переживания студентов первокурсников связаны с адаптацией, неуверенностью в своих знаниях, недостаточной психологической подготовкой к профессии. Среди факторов, способствующих появлению тревожности можно назвать: неумение студентов правильно распределять свое время и силы, неготовность работать с большой информацией, выполнять просьбы преподавателей, неготовность к обучению, основанному на самостоятельности.
2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 14 первокурсников. Личности, с высоким уровнем тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизненной деятельности, они реагируют весьма выраженным состоянием тревожности, чем личности с низким уровнем.
3. Согласно результатам диагностики уровня тревожности, количество студентов с низкой ситуативной тревожность на 4 курсе больше чем на 50%. чем на I курсе; студентов с высокой тревожностью меньше. Это говорит об успешной адаптации студентов 4 курса за время их обучения в вузе и существенном влиянии процесса адаптации на эмоционально-волевую сферу личности студента.
Поделитесь с Вашими друзьями: |