Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования



страница1/2
Дата27.05.2016
Размер0,72 Mb.
#50668
ТипПрограмма дисциплины
  1   2


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру

по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика»

направленность (профиль) «Экономическая теория»

Энгельс, 2015


Содержание дисциплины 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2

1.ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 3

4.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 37

6.ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 45



Содержание дисциплины

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Программа дисциплины по экономической теории состоит из следующих разделов: общей экономической теории (политическая экономия), микроэкономическая теория, макроэкономическая теория, институциональная и эволюционная экономическая теория, экономическая история, история экономической мысли, методология экономической науки.

По результатам сданного экзамена поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической теории, глубокие знания основных теорий и концепций разделов дисциплины, в том числе умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем.




  1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
Структура и закономерности развития экономических отношений. Способы и критерии типологизации экономических систем

Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях. Производительные силы: структура, закономерности и формы развития. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности.

Способ производства как социально-экономическая и технико­производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства.

Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах. Национально-государственные экономические системы.

Роль и функции государства в функционировании экономических систем

Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

Фиаско рынка как предпосылка экономической роли государства. Общественные товары (спрос и предложение на них, анализ издержек и выгод, оптимальный объем производства общественных товаров). Побочные или экстернальные (экологические и др.) издержки в экономике. Фиаско рынка в социальной сфере, поддержании конкуренции и стабилизации экономического развития. Закон Вагнера.

Экономическая политика и государственное регулирование экономики. Конфликт целей госрегулирования, «магический» многоугольник целей. Цели и инструменты макроэкономической политики. Основные направления: финансовая политика, кредитно-денежная политика, конъюнктурная, антициклическая и антиинфляционная политика, политика занятости, структурная и региональная политика, политика роста, научно-техническая политика, социальная политика.

Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Стабилизационная политика. Индикативное планирование. Недостатки рынка и государства в регулировании экономики.

Гуманизация экономического роста. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Дальнейшее развитие интернационализации производства и капитала. Причины вывоза капитала в современных условиях. Формы вывоза капитала (государственный — частный; предпринимательский — ссудный; краткосрочный — долгосрочный; прямые и портфельные инвестиции). Транснациональные корпорации и банки. Международный трансферт технологий.

Новое международное разделение труда. Формирование глобальных систем: финансовой, информационной, продвижения товаров и услуг. Риски глобализации.

Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики и экономических реформ в России.

Открытая и закрытая экономика. Показатели открытости. Мультипликатор открытой экономики. Неравномерность развития национальных экономик.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита и теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо как теоретическое обоснование либерализации международной торговли. Выгоды свободной торговли. Доводы в пользу протекционизма (национальная безопасность, защита национальных производителей, обеспечение занятости, формирование молодых отраслей). Избирательный протекционизм. Теоретическая проблема экономической безопасности.

Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Национальное богатство в узком и широком смысле слова. Состав, структура и динамика национального богатства. Национальное богатство как показатель, дополняющий СНС. Проблемы его исчисления.




  1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие

Понятие трансакции. Контракт и его основные виды. Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса. Закон спроса. Причины повышения спроса с падением цен (расширение круга потребителей, эффект дохода и эффект замещения). Индивидуальный и рыночный спрос. Метод горизонтального суммирования. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса: изменения потребительских вкусов (важный случай — изменение спроса в результате НТП), автономные изменения числа потребителей, уровень дохода (нормальные и аномальные товары), цены на другие товары (взаимозаменяющие товары, взаимодополняющие товары, независимые товары), потребительские ожидания изменений цен и доходов. График смещения кривой спроса. Эмпирические данные динамики спроса.

Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение.

Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа. Государственное регулирование рынка.

Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен (расширение круга производителей, рост загрузки мощностей, переключение мощностей). Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей, автономные изменения численности продавцов.

Равновесие. Рынок. Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки потребителя и производителя. Равновесие

по Вальрасу и Маршаллу. Паутинообразный ход приближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Предприниматель как субъект установления равновесия. Проблема неравновесия в России. Динамика равновесной цены во времени. Изменение точки равновесия при смещениях кривых спроса и предложения.

Определение эластичности. Формулы эластичности. Графики эластичности, метод двойных логарифмических шкал. Диапазоны изменения эластичности и их экономическое значение. Показатели эластичности. Смысловое использование знаков «+» и «-» при показателях эластичности. Проблема базы и формула центральной точки.

Эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей. Связь эластичности спроса и объема валовой выручки. Факторы эластичности спроса: степень незаменимости, удельный вес в доходах и расходах, степень необходимости, фактор времени. Перекрестная эластичность. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения. Рыночные периоды: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный. Эластичность предложения в разных рыночных периодах (графики).

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия. Очереди, дефициты, черный рынок, их проявления в СССР и России. Поведение фирмы в условиях фиксации цен. Налоги и субсидии как фактор, влияющий на рыночное равновесие. Эластичность и влияние государственных финансов на рыночное равновесие.

Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Этапы оценки объема спроса. Определение релевантных переменных спроса. Сбор данных (пассивные и активные методы). Обработка данных (простая и множественная регрессия). Оценка полученных данных. Понятие репрезентативности.

Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса. Сравнительная эластичность спроса по контролируемым переменным. Закономерности спроса на однотипные товары, их последствия для практики ценообразования. Закономерности спроса на дифференцированные товары. Ценовая ниша и ее роль в ценообразовании на дифференцированные товары. Ценовая ниша и рыночный дефицит.



Теория фирмы

Сущность и цели деятельности фирмы. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция.

Основные подходы к анализу фирмы. Фирма как ориентированная на прибыль организация (коммерческая организация). Фирма как система управленческих рутин. Фирма как ассоциация независимых субъектов рынка, преследующих согласованные цели. Фирма как система контрактов, обеспечивающая минимизацию трансакционных издержек.

Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Выбор производственной технологии и принцип наименьших затрат. Концепция X-эффективности. Доход фирмы и ее издержки. Издержки кратко- и долгосрочного периодов. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Цели деятельности фирмы. Недостаточность цели максимизации краткосрочной прибыли для объяснения деятельности фирмы. Цели максимизации долгосрочной прибыли; максимизации дохода (выручки) и/или темпов его роста; максимизации доли рынка; выживания в долгосрочном плане; достижения компромисса интересов. Максимизация краткосрочной прибыли как аппроксимация комплекса целей фирмы.

Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек. Природа фирмы как рыночного института. Спонтанный порядок и иерархия. Фирма как иерархическая система. Трансакционные издержки как фактор отбора экономических институтов. Причины эффективности (выживания института) фирмы. Экономия при проведении длительных и сложных операций. Уменьшение риска недобросовестности. Улучшение адаптации. Специфические активы и их виды. Проблема взаимозависимости. Границы эффективности фирмы. Минимум трансакционных издержек. Общий критерий оптимальности размеров фирмы. Взаимосвязь оптимального размера и структуры фирмы. U-структура и М- структура. Социалистическая экономика как суперфирма («единая фабрика»). Внешняя и внутренняя среда фирмы.

Типы организации предприятий. Взаимосвязь размеров и типа фирмы. Малый бизнес. Малый бизнес в России, сферы его деятельности. Формы организации малого бизнеса (индивидуальное предприятие, товарищество), проявление их экономической сущности в разных правовых формах. Достоинства и недостатки этих форм.

Крупный бизнес. Концентрация и централизация производства. Горизонтальная, вертикальная и диагональная интеграция. Диверсификация. Акционерные общества как основная форма организации крупного бизнеса. Их преимущества и недостатки. Виды акционерных обществ. Управление акционерным обществом, основные органы АО и их функции. Контрольный и запирающий пакеты акций, контрольный пакет в условиях распыления капитала. Холдинги. Менеджериальная революция.

Акционерные общества в экономике России. Проблема власти в приватизированных АО. Проблема эффективного собственника.

Объединения предприятий, сущность и причины их образования. Франчайзинг. Группа компаний. Финансово-промышленные группы (ФПГ) в мире и в России. Государство как предприниматель. Причины и границы государственного предпринимательства. Формы государственного предпринимательства. Государственный сектор в России.

Выбор организационной формы фирмы как задача менеджера.



Издержки

Валовые выручка и издержки. Определение издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Внешние издержки. Внутренние, альтернативные издержки. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Безвозвратные издержки. Связь концепции альтернативных издержек с практикой предпринимательства и оценкой эффективности экономической деятельности. Определение прибыли. Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике.

Закон убывающей отдачи. Средняя и предельная производительность. Закон убывающей отдачи, причины его существования. Определение производительности фактора производства. Средняя и предельная производительность, их динамика с ростом объема использования факторов производства. Графики.

Различие размеров издержек в краткосрочный и долгосрочный период. Понятие валовых издержек. Постоянные и переменные ресурсы. Постоянные издержки (TFC), их график. Компоненты постоянных издержек: аренда земли, выплата процентов по ссудам, минимальные расходы на содержание оборудования, оплата костяка персонала, расходы на НИОКР, часть амортизационных отчислений. Понятие амортизации и износа. Классификация видов износа (физический износ первого и второго рода, моральный износ первого и второго рода). Физический износ второго рода и моральный износ первого и второго рода как компоненты постоянных издержек. Норма амортизации, величина амортизационных отчислений. Линейная и нелинейная методика амортизации. Амортизационная политика фирмы. Возрастание значения постоянных издержек с ускорением технического прогресса. Проблема обновления основного капитала в России. Переменные издержки (TVC), их график. Компоненты переменных издержек: сырье, полуфабрикаты, энергия, основная часть заработной платы, физический износ первого рода. Три периода в динамике переменных издержек: замедленный рост при недогрузке мощностей; линейный рост вблизи технологического оптимума; ускоренный рост при приближении к пределу загрузки мощностей.

Общие издержки (TC = TFC + TVC). Графическая интерпретация и метод вертикального суммирования.

Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки, их график. Понижение средних постоянных издержек как мотив расширения производства. Средние переменные издержки, их график. Средние общие издержки, их график. Минимумы кривых средних переменных и средних общих издержек. Понятие предельных издержек, их график. Роль предельных издержек в управлении предприятием. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками.

Проблема издержек и российские предприятия. Высокая материалоемкость производства. Ускоренный рост сырьевых цен в период реформ. Издержки и курс рубля. Издержки и бартер, неплатежи. Издержки и налоги. Недогрузка мощностей и средние постоянные издержки. Способы снижения издержек в России.

Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график. Определение кривой долгосрочных издержек. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Три периода в динамике долгосрочных издержек:

1) экономия на масштабах производства;


  1. постоянная отдача;

  2. дезэкономия на масштабах производства.

Причины экономии на масштабах производства: снижение части средних постоянных издержек; технологические причины; выгоды специализации (а) труда, (б) машин; выгоды от совместного производства продуктов (экономия на размахе производства).

Причины дезэкономии на масштабах производства:



  1. технологические трудности при превышении оптимума (транспортные расходы, узкие места в технологии и др.);

  2. негибкость избыточно специализированного и избыточно диверсифицированного производства;

  3. нехватка ресурса «предпринимательская способность».

Недооценка дезэкономии на масштабах производства в СССР, ее причины.

Минимальный эффективный (оптимальный) размер предприятия. Кривая долгосрочных издержек и структура отраслевых рынков. Отрасли с господством мелких производителей. Отрасли с широким спектром оптимальных размеров предприятия. Отрасли с господством крупных предприятий, частный случай — естественные монополии. Значение естественных монополий для России, необходимость их сохранения.

Основные проблемы практического управления издержками. Определение переменных и постоянных издержек. Ступенчатый характер изменения переменных и постоянных издержек. Совместные издержки и проблема их атрибуции. Практика определения предельных издержек. Эмпирические кривые предельных и средних переменных издержек и их значение для практики управления фирмой.

Теория организации рынков

Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур. Концентрация и централизация капитала и производства. Слияния и поглощения. Диверсификация. Интеграционные процессы на отдельных рынках.

Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур. Особенности рынка совершенной конкуренции.

Условия совершенной конкуренции: множество производителей, низкая рыночная доля и принятие цены, однородность продукции, совершенная информация, свободный вход на рынок и выход из него.

Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы как критерий эластичности, график спроса. Средний, предельный и общий доход фирмы. Совпадение графиков спроса, цен, среднего и предельного дохода при совершенной конкуренции (D = P = AR = MR). Идеальный характер условий совершенной конкуренции. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.

Максимизация прибыли как цель деятельности фирмы. Варианты поведения фирмы в долгосрочном периоде. Критерий прибыльности. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство неприбыльных предприятий. Проблема банкротств в России.

Три принципиальных варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде:


  1. Производство с целью максимизации прибыли (при P > ATCmin).

  2. Производство с целью минимизации убытков (при ATCmin > P > AVCmin).

  3. Прекращение производства (при P < AVCmin).

Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Критические точки. Их связь с размером постоянных (первая) и переменных (вторая) издержек. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой. Задача снижения первой критической точки для повышения конкурентоспособности, ее особое значение применительно к ситуации в России (сильной недогрузке мощностей).

Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства, его реальное использование в бухгалтерской практике. Ограничения применения правила MC=MR. Правило Р = МС для совершенной конкуренции.

Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы. Суммарное предложение нескольких фирм. Графики спроса и предложения для отрасли с совершенной конкуренцией. Точка равновесия, причины ее устойчивости.

Уровень прибыльности как регулятор объема используемых в отрасли ресурсов. Безубыточность (нулевая экономическая прибыль) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. Связь безубыточности с отсутствием барьеров в отрасли (приток новых фирм и снижение цен при наличии экономической прибыли, обратный процесс при наличии экономических убытков). Графики притока и оттока фирм в отрасль. Значение принципа нулевой прибыли для практической деятельности предприятия. Концепция чистого предпринимателя. Установление долгосрочного объема предложения фирмы на уровне, обеспечивающем минимальные издержки. Виды долгосрочных кривых предложения для отрасли.

Позитивные стороны совершенной конкуренции: минимальный уровень издержек, эффективное распределение ресурсов, отсутствие дефицитов и избытков, отсутствие сверхприбылей. Ограниченность позитивного влияния совершенной конкуренции на эффективность: оптимальна только для сложившейся структуры доходов в обществе (действует в пользу богатых), не помогает решению некоммерческих задач (окружающая среда и т.п.), не приспособлена к условиям научно-технического прогресса.

Модель чистой конкуренции. Неравенство условий хозяйствования фирм и модификация теории совершенной конкуренции. Сравнительные черты моделей совершенной и чистой конкуренции. Инфрамаржинальные, маржинальные и экстрамаржинальные фирмы. Экстрамаржинальные издержки как механизм отбора. Роль бухгалтерских и экономических (альтернативных) издержек в процессе отбора (позитивный и негативный отбор). Получение прибыли при чистой конкуренции в долгосрочном периоде.

Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции: 1) недопроизводство; 2) завышение цен; 3) экономические прибыли.

Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике. Дифференциация продукта условия монополистической конкуренции: множество производителей, низкая рыночная доля, разнородность продукции, низкие барьеры (дифференциация продукта), несовершенная информация.

Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квазимонополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Действительная и кажущаяся дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях.

Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой дифференциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.

Краткосрочный период. Выбор оптимального объема производства в условиях монополистической конкуренции, график. Характерные черты положения фирмы: занижение объема производства, завышение цен в сравнении с совершенной конкуренцией. Относительно небольшая степень несовершенства рынка.

Долгосрочный период. Временный характер экономических прибылей в условиях монополистической конкуренции. Их исчезновение в результате копирования удачного дифференцированного продукта конкурентами. Последствия монополистической конкуренции. Теорема «избыточной мощности». График долгосрочного равновесия для фирмы и отрасли. Динамический аспект проблемы: возможность постоянного получения экономических прибылей путем повторных дифференциаций продукта. Цикл жизни продукта.

Продукт как экономическая переменная. Кривая качества. Качество как многомерная переменная. Оптимизации качества товара и степени дифференциации ассортимента. Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся дифференциации продукта. Две основные функции рекламы: информационная и побудительная. Механизм действия и основные принципы рекламы. Позитивные и негативные стороны рекламы: создание искусственных потребностей, увеличение издержек реализации товара, эффект самонейтрализации рекламы. Реклама в СССР и России. Нарушения прав потребителя в современной российской рекламе. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы.

Олигополия. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка (дуополия Курно, модель Бертрана, ломаная кривая спроса олигополистов). Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках.

Структура олигополистического рынка и ее описание в дуополистической модели. Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии: малочисленность производителей, большая рыночная доля, разнородность или однородность продукции, высокие барьеры, несовершенная информация.

Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкуренции в условиях олигополии (финансовый барьер и барьер ограниченной емкости рынка). Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Теория игр и упрощенные (дуополистические) модели олигополии. Модель Курно. Равновесие Курно. Важнейшие выводы из модели Курно: особое значение поведения любого из конкурентов для общего состояния дел в отрасли; олигополия завышает цены и занижает производство слабее, чем монополия, но сильнее, чем монополистическая конкуренция; олигополистическая сверхприбыль ниже монополистической.

Три основных разновидности олигополии:

Нескоординированная олигополия. Отсутствие сговора и общей цели у фирм-частниц. График выбора оптимального объема производства при нескоординированной олигополии. Особенности: ломаный характер кривой спроса, разрывы кривой предельного дохода. Потеря гибкости цен и блокирование механизмов саморегуляции рынка при нескоординированной олигополии (западная и марксистская интерпретация последствий).

Картели. Цель фирм-участниц — монополистическая прибыль. Типичное соглашение: квоты производства или раздел рынков, единые цены, общая политика по отношению поставщикам факторов производства (в первую очередь — профсоюзам). Картель как наиболее распространенная форма реальной монополизации рынка. Межвоенный период — «золотой век» картелей. Неустойчивость картелей и ее причина. Запрет картелей в большинстве стран. Синдикаты в Российской империи и картели в современной России.

Картелеподобная структура рынка. Цель фирм-участниц — равновесие Курно, максимизация олигополистической прибыли. Механизмы координации действий олигополистов: лидерство в ценах (барометрическое, на основе низких издержек, доминирующей фирмы); схема «издержки плюс»; фокальные точки. Схема «издержки плюс» в СССР и России.

Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства. Олигополизация и производительность (мировой и российский исторический опыт). Связь последствий олигополизации с разновидностью олигополии. Экономия на масштабах производства на уровне фирмы, особая роль безусловно-постоянных (квазипостоянных) издержек. Теория инвестиций А. Чендлера. Инвестиции в три основные сферы: производство, сбытовую сеть, дееспособный менеджмент. Крупные предприятия как ядро экономики России. Сильные и слабые стороны крупных российских предприятий.

Сложности применения маржинальной теории ценообразования на практике. Господствующие практические способы ценообразования и их теоретические основы. Основные цели и стратегии практического ценообразования. Ценообразование в условиях дефицита информации о функции спроса.

Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерение. Ценовая дискриминация. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

Основные черты монополии. Барьеры отрасли: преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно - технические достижения, санкционированные государством исключительные права); нечестная конкуренция.

Рыночное равновесие в условиях монополии. Прямые последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, х-неэффективность. Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Менеджер и краткосрочная монополия.

Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Границы цены при дискриминации. Незаконная дискриминация. Легальная дискриминация и ее использование фирмой. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.

Необходимость и сложность политики демонополизации. Невозможность преобразования монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции. Основная цель антимонопольной политики — ограничение монопольных злоупотреблений. Естественная монополия.

Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Главный инструмент — регулирование цен. Два целевых уровня цен: максимально большого добровольно поддерживаемого уровня производства (Ppeiymp. = MC = D) и нулевой экономической прибыли (Ppeiyjinp. = D = ATC), их преимущества и недостатки. Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.). Реформирование структуры российских естественных монополий. Проблема приватизации и национализации естественных монополий в мире и России.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Понятие искусственной (предпринимательской) монополии. Признаки монополизации рынка. Степень концентрации и ее измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Степень концентрации российской промышленности. Переплетение с конкурентами. Два подхода к регулированию: поведенческий критерий применения санкций (в случае монопольных злоупотреблений) и структурный критерий применения санкций (в случае превышения предельной доли рынка). Достоинства и недостатки обоих подходов. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.

Понятие о едином народнохозяйственном комплексе социалистической экономики. Единственные производители продукции в условиях плановой экономики: невозможность завышения цен, занижения объема производства, отсутствие сверхприбылей, значительная Х-неэффективность. Взрыв монопольных тенденций с началом реформ (завышение цен, снижение объема производства, появление сверхприбылей, сохранение Х-неэффективности). Трудности политики демонополизации и стратегия «последовательных шагов» в ее осуществлении. Особенности антимонопольной политики в России.



Каталог: upload -> engels -> student -> aspirantura -> postupayushchim-v-aspiranturu-povolzhskogo-kooperativnogo-instituta-filiala -> voprosy-dlya-vstupitelnykh-ispytaniy
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
voprosy-dlya-vstupitelnykh-ispytaniy -> Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница