Апробация инновационных технологий



Дата25.04.2016
Размер0,68 Mb.
АНО СПО БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
МАСТЕР – КЛАСС

АПРОБАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АВТОР ИСКАНДЕРОВ А.Р.

Оптимизация проектирования на уроках истории посредством информационных технологий

БИРСК 2012





  1. Актуальность и целесообразность применения информационных технологий в процессе проектирования на уроках истории

Динамичное развитие рыночной экономики в России предъявляет все более высокое требования к квалификации специалистов. Основной критерий подготовки – достижение необходимого уровня компетенций соответствующих требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). С этих позиций предъявляются всё более высокие требования к технологиям и средствам обучения.

В настоящее время в России, как и во всем мире, широко применяются информационные технологии. Особенностью информационных технологий является существенное сокращение контактов преподавателя со студентами по сравнению с традиционным образованием, что должно быть адекватно компенсировано информационными учебными средствами, которые могли бы виртуально включать в себя знания и опыт преподавателя. В качестве важнейших из них выступают компьютерные средства обучения. Они служат эффективным дополнением к профильным учебникам и учебно-методическим пособиям, позволяющим студентам лучше усваивать материал без непосредственного контакта с преподавателем. При этом используются такие приемы и методы активного обучения, как гипертекст, мультимедиа, тренаж, диалог, кейс, которые принципиально не реализуемые в традиционных учебных средствах.

Дидактическая эффективность информационных технологий определяется не только содержательным наполнением этих средств, но и выбором их структуры, алгоритмов функционирования и технологиями программной реализации.

Следует отметить перспективность проводимых исследований применительно к процессу вхождения России в Болонский процесс, которое является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским образованием, основные принципы которого (мобильность и гибкость обучения, свободный доступ к информационным ресурсам) соответствуют целям Болонского процесса.

В соответствии с указанной целью мною были поставлены и решены следующие научные и практические задачи:

- обоснование концепции построения дидактически эффективных информационных технологий, позволяющей обеспечить качество обучения в соответствии с ФГОС СПО;

- построение и исследование процесса проектирования на уроках истории на основе информационных технологий;

- создание педагогических тестов для контроля качества обучения и эффективности внедрения информационных технологий в процесс проектирования.

Объектом исследования является информационные средства обучения, а предметом – модели, алгоритмы и инструментарий для создания таких средств.

Информационной базой исследования послужили данные, полученные при апробации комплексных информационных средств учебного назначения в процессе изучения истории.

Научная новизна исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании подходов к применению информационных средств обучения при проектировании на уроках истории.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации исследования ориентированы на широкое применение в системе профессионального образования.

2.Личностно-ориентированный подход

Для реализации поставленных задач и внедрения информационных технологий в процесс проектирования было выполнено условие: содержание обучения было открыто по отношению к технологиям, то есть, фиксировались не отдельные технологии и методы, а функции и задачи, которые можно выполнить с помощью отдельных технологий.

Этот подход преобразует традиционное обучение в ССУЗе на основе продуктивной деятельности студентов, определяет разработку моделей обучения как инициируемого студентами освоения нового опыта, поиска личностных смыслов, определения перспектив своего самопродвижения в развитии, то есть основываться на личностно-ориентированный подход.

Итак, одна из основных целей нашей работы является программа опытно-экспериментальной работы по внедрению информационных технологий в процесс проектирования на уроках истории. В инструментальном значении данную программу можно представить в виде плана действия преподавателя при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобразующая деятельность студентов, которую организует преподаватель. Для нашей работы наибольший интерес представляют такие методы обучения, в которых реализуется деятельностный подход, так как именно он превращает традиционное обучение в живое заинтересованное решение проблем. Личностно-деятельностный подход в образовании обучающегося означает, что, поскольку образование развивающейся личности, формирование её сознания и компетенций происходит только в процессе включения её в разнообразную деятельность, то организацию учебного процесса следует осуществлять как смену различных видов деятельности, адекватных содержанию усваиваемых знаний.




  1. Развивающая направленность метода проектов, основанного на информационных технологиях

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону системы. Новые принципы личностно ориентированного образования, требуют в первую очередь новых методов обучения. Метод проектирования, основанный на информационных технологияхобеспечивает: 1)активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в учении; 2)формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; 3) приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса. Я пришла к выводу, что ведущее место в преподавании истории принадлежит сегодня методу проектов. На сегодняшний день необходимо оптимизировать этот метод путём внедрения информационных технологий.

  1. Использование инновационной программы в педагогической практике

Ведущее место в преподавании истории я отдаю методу проектов, основанном на новых информационных компьютерных технологиях. Отмечу характерные особенности предлагаемой схемы учебного процесса: 1) системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии преподавателя, ни психологии восприятия материала обучаемыми; 2) проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийной обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств; 3) использование сетевых технологий и ресурсов международных компьютерных сетей, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.

Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками. Обучение с помощью интерактивных средств существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же.

Приведу краткий пример использования интерактивной доски на занятиях по зарубежной истории - учащиеся проходят период конца XIX века в Англии. Преподавателем ставится вопрос: «Какой была жизнь среднего класса на рубеже веков?» Учащиеся уже знают кое-что о социальных классах и теперь обсуждают, что такое средний класс. Я готовлю на интерактивной доске карточки, которые описывают или изображают профессии, распространенные в Англии в конце XIX века, показываю их на доске. Затем делю доску на три колонки, озаглавив каждую соответственно – «рабочий класс», «средний класс» и «аристократия». Готовлю скрытый текст с описанием каждого класса. Приглашаю нескольких учащихся к интерактивной доске, чтобы они распределили профессии по колонкам. Они «тянут» нужную карточку по доске к тому классу, к которому, по их мнению, она подходит. В группе начинается дискуссия, в ходе которой некоторые профессии передвигают уже в другие колонки. Учащиеся должны объяснить, почему они разместили профессии именно таким образом. Затем, разделившись на небольшие группы, учащиеся пару минут обсуждают, что объединяет эти профессии. После этого они должны предложить всем возможный критерий для их классификации. В этот момент, я раскрываю записи с определениями классов, и учащиеся решают, какие карточки должны быть перемещены в другие колонки и почему. И уже после этого начинается обсуждение самого среднего класса и подготовка проектов по данной теме.

Другой пример касается широкого использования аудиовизуальных средств. Я начинаю разговор с учащимися о войне во Вьетнаме. Интерактивная доска дает возможность использовать визуальный материал. Вот несколько этапов.

Этап 1. Карта. Показываю на интерактивной доске карту мира и прошу найти на ней Вьетнам. Учащиеся подходят к экрану и нажимают на ту область, где, по их мнению, находится Вьетнам. Заранее созданы невидимые ссылки, при нажатии на которые открываются другие страницы, каждая из которых показывает карту большего масштаба до тех пор, пока территория вокруг страны не будет четко видна на экране. Так учащиеся лучше усвоят, где находится Вьетнам по отношению к странам юго-восточного региона.

Этап 2. Фотографии. Во время войны во Вьетнаме было сделано множество шокирующих фотографий. Работая с таким материалом, учащиеся открывают для себя еще один способ поиска исторической информации. Даю учащимся несколько минут, чтобы рассмотреть снимки на доске, а затем задаю вопросы.

Этап 3. Текст. Слова вьетнамской песни отображаются на доске, и когда песня звучит, один из студентов подходит к доске и подчеркивает в тексте выражение с позитивным и негативным, по его мнению, оттенком. Затем вся группа обсуждает смысл этой песни и то, что выделил в ней учащийся. Преподаватель с легкостью может контролировать песню, не отходя от доски, так как ее можно послушать через гиперссылку на интерактивный файл.

Этап 4. Видеосюжет. Показываю небольшой видеосюжет о столкновении американских солдат с отрядом партизан. Некоторые кадры можно остановить, чтобы учащиеся обсудили увиденное и задали вопросы.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты и фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на телевизоре с помощью видеомагнитофона. Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей в процессе проектирования.

Еще одним из примеров эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения истории Второй Мировой войны, в частности Холокоста. На предыдущем занятии учащиеся обсуждали вопрос о том, что такое пропаганда и как она может применяться при оказании нужного воздействия на людей. Теперь же учащиеся будут рассматривать, как нацисты использовали пропаганду во время Второй Мировой войны на практике. Преподаватель показывает три плаката, которые были найдены в Интернете и помещены в презентацию, на каждом Гитлер изображен по-разному. На первом плакате – Гитлер в окружении детей. Он одет в нацистскую форму, а в углу плаката виднеется край нацистского флага. Гитлер играет с детьми и выглядит очень дружелюбно. Преподаватель использует «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить учащихся, во что он одет и какое впечатление оставляет этот человек, преподаватель предлагает тщательно изучить изображение. Затем он все больше и больше открывает плакат и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы. Потом приглашает учащихся к доске, чтобы они могли добавить комментарии поверх изображения. Теперь плакат виден целиком вместе с комментариями. Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение. Этот процесс повторяется при работе с двумя другими плакатами. На них Гитлер уже не выглядит так дружелюбно. Преподаватель направляет учащихся в нужное русло, предлагая анализировать приемы, которые были использованы в плакатах, сравнивать разные подходы к изображению диктатора. На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить. Полагаясь на предыдущие знания о Германии того времени, учащиеся обсуждают смысл каждого плаката и то, для какой аудитории они предназначались.

Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию по заданным проектам. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.

В стандартах среднего профессионального образования существенно увеличены нормативы вре­мени на самостоятельную работу студентов, что предполагает усиление индивидуализации обучения, в том числе на основе кейс-технологий.


Свобода выбора означает предоставление студен­там возможности выбирать варианты изучения учеб­ного материала, формы учебных занятий, методы и средства обучения, в том числе электронные. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Обучение на основе кейс метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем кейсов и выработке принятия решений во время составления проектов. Изначально кейс метод противопоставлялся традиционному лекционному методу, ассоциировался прежде всего с открытой дискуссией и проектированием. В кейс методе преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе. Кейсы могут представлены студентам в различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа (см.рис.1).




Рис.1. Виды представления CASE
5. Повышение качества подготовки специалистов

(результаты внедрения)

Программу опытно-экспериментальной работы по оптимизации проектирования на уроках истории посредством информационных технологий я спланировала на основе:



  1. представлений о целостном педагогическом процессе как последовательности взаимосвязанных стадий и этапов;

  2. концепции личностно-деятельностного обучения.

Исходя из этого, в рамках личностно-ориентированного подхода экспериментальная работа была организована следующим образом:

  1. Содержание всего курса было структурно проанализировано и разделено на модули (ключевые темы), реализующие все звенья учебного процесса. Такая структура определяет ритм работы, результативность, целостность восприятия темы и осмысление студентами самого процесса обучения. Текущий контроль осуществляется в конце каждого модуля.

  2. Каждый модуль в свою очередь подразделяется на структурные компоненты, которые составляют основу предложенной нами программы по формированию экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

  3. Изучение всего курса сопровождалось внедрением новых информационных технологий в процесс проектирования на занятиях. Этот подход расширяет опыт творческой деятельности студентов, активизирует их самостоятельную работу, сочетает индивидуальные, фронтальные типы работы.

  4. Расширение эмоционального, коммуникативного и творческого опыта осуществлялось на дискуссиях, защитах проектов, практических занятиях проблемного характера.

Отслеживание результатов внедрения инновационной технологии я осуществляла по следующим показателям: 1) уровень знаний по предмету; 2) сформированность деятельностно-креативных компетенций; 3) сформированность мотивации к учебной деятельности.

Экспериментальная работа по проверке влияния комплекса разработанных нами педагогических условий эффективного формирования компетенций студентов в процессе образовательной деятельности осуществлялась на базе Бирского кооперативного техникума (г.Бирск), и филиала Бирского кооперативного техникума (с.Чекмагуш).

На первом этапе формирующего эксперимента мы предположили, что уровень перечисленных показателей студентов контрольной и экспериментальной групп до проведения формирующего эксперимента одинаков, не имеет существенных различий. Первые замеры были сделаны, у студентов экономических специальностей после изучения ими курса истории по традиционной методике. Для проведения формирующего эксперимента были выбраны по 60 студентов экспериментальной и контрольной групп, наблюдение за которыми проводилось на всех этапах эксперимента.

В период второго этапа формирующего эксперимента осуществлялось внедрение метода проектирования, основанного на информационных технологиях, где предполагалось решение следующих задач: определить влияние комплекса разработанных педагогических условий на уровень усвоения общетеоретических знаний, на формирование умений применять интегрированные общетеоретические знания в ситуациях проектирования, на формирование положительной мотивации.

На решение намеченных задач были направлены все формы урочной и внеурочной работы студентов при изучении истории. Обучение студентов экспериментальной группы отличалось тем, что обучение организовывалось на основе личностно-деятельностного подхода, при котором критерием усвоения знаний считается овладение обобщёнными способами деятельности, адекватной содержанию и назначению знаний. При формировании видов деятельности акцент делался на проектирование.

Распределение студентов по уровням сформированности компетенций (1-й срез)



Уровень готовности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

количество

%

количество

%

Низкий

34

57

25

42

Средний

21

35

29

48

высокий

5

8

6

10

Рис.2. Распределение студентов по уровням сформированности компетенций студентов на втором этапе формирующего эксперимента

Третий этап формирующего эксперимента предполагал формирование компетенций студентов в процессе изучения истории в соответствии с комплексом разработанных нами педагогических условий, основанных на информационных технологиях. Обучение в экспериментальной группе на третьем этапе формирующего эксперимента осуществлялось на тех же принципах личностно-деятельностного подхода с помощью информациооных технологий.

В заключение третьего этапа формирующего эксперимента был проведён второй контрольный срез по проверке уровня сформированности компетенций. Результаты этого контрольного среза представлены в таблицах.




Уровень готовности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

количество

%

количество

%

Низкий

19

31

7

6

Средний

29

49

24

46

высокий

12

20

29

48

Рис.3. Распределение студентов по уровням сформированности компетенций студентов на третьем этапе формирующего эксперимента

В таблице представлены результаты определения общей сформированности компетенций студентов в контрольной и экспериментальной группах в ходе формирующего эксперимента, выраженные в средних баллах.

Изменение уровня сформированности компетенций студентов (в баллах)




Выборка

Этапы формирующего эксперимента

1

2

3

Экспериментальная N=60

1,28

1,63

2,17

Контрольная N=60

1,26

1,34

1,72


Повышение уровня сформированности компетенций студентов проявилось в следующих качественных показателях: значительно большее количество студентов экспериментальной группы проявили способности использовать интегрированные научные знания при объяснении сущности исторических процессов, проявили более развитое мышление, расширенный круг умений необходимых для организации проектной деятельности. Кроме этого заметно возрос уровень внутренней мотивации, который проявлялся в более сознательном отношении к учебной деятельности.

6. Распространение инновационного опыта

Результаты исследования обсуждались на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин, а так же на научно-методической конференции преподавателей техникума. Положения этой работы внедрены в практику работы учебно-методического объединения преподавателей Бирского кооперативного техникума, осуществляющих подготовку специалистов по специальностям «Экономика, бухгалтерский учёт», «Финансы». Основные положения изложены в научной публикации.

Литература

1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. ­М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

2. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

3.Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 2006.

5. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 2003.

6. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: ГК РФ по высшему образованию, 2005

7.Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении истории. М., 2008

8.Киримиво Ю.В. Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов ССУЗа. М., 2009.

9.Методика обучения истории в школе /Под ред. Л.М. Панчешниковой. М., 2008.

10.Николина В.В. Метод проектов в гуманитарном образовании // География в школе. 2009.№ 6

11.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр Академия, 2010.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница