Анализ результатов производственной деятельности



Скачать 111,77 Kb.
страница1/6
Дата26.02.2022
Размер111,77 Kb.
#179701
  1   2   3   4   5   6
Связанные:
analiz-rezultatov-proizvodstvennoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy-na-osnove-dannyh-statisticheskoy-otchetnosti




УДК 657


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ*

и. в. ЗаМУла,


доктор экономических наук, профессор кафедры анализа и статистики
E-mail: Irina-Zamula@yandex.ru

в. а. иванЕнко,


ассистент кафедры анализа и статистики E-mail: aist_236@mail.ru
Житомирский государственный технологический университет, Украина





В условиях выживания промышленных предпри- ятий в конкурентной борьбе и обеспечения их пла- тежеспособности повышается роль аналитической информации в принятии оптимальных управленчес- ких решений. Авторами проведен анализ практики формирования информации о валовой, товарной и отгруженной продукции на основе данных статис- тической отчетности России и Украины.
Ключевые слова: анализ, продукция, объем производства, промышленность, статистика, от- четность.




Основным условием существования и развития общества является производство материальных благ. При этом промышленность как крупнейшая отрасль общественного производства страны оп-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.


ределяет уровень ее социально-экономического развития, специализацию экономики и масштабы участия в территориальном делении труда.
В условиях актуализации проблем выживания промышленных предприятий в конкурентной борь- бе, обеспечения их платежеспособности повыша- ется роль аналитической информации о выпуске промышленной продукции, расходах на ее произ- водство и уровне реализационных цен в принятии оптимальных управленческих решений. Поэтому всесторонний, детальный анализ деятельности предприятия является необходимым элементом информационной системы, с помощью которой руководство и специалисты имеют возможность принимать адекватные управленческие решения.
Результат производства отражается в показа- телях продукции, которые занимают центральное место в системе показателей производственно- хозяйственной деятельности промышленных




предприятий. В связи с этим одним из основных направлений анализа деятельности промышленных предприятий является изучение показателей произ- водства и реализации произведенной продукции.
Источниками информации для анализа произ- водства и реализации продукции являются

  • оперативные планы производства и отгрузки

продукции;

  • данные бухгалтерского учета: первичные документы (накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фак- туры и т. д.) и регистры учета продукции;

  • бизнес-план предприятия;

  • хозяйственные договоры с покупателями про- дукции (работ, услуг);

  • отчетность (внутренняя, финансовая, статис-

тическая).
При этом, как часто бывает на практике, ста- тистическая отчетность формируется только для представления в органы статистики, и ее показатели не используются управленческим персоналом в ходе анализа деятельности предприятия. Поэтому актуальным является анализ показателей объема продукции промышленных предприятий на основе информации статистической отчетности.
Промышленная продукция является прямым полезным результатом производственной деятель- ности промышленных предприятий, выраженным в форме продукта или в форме производственных услуг (работ промышленного характера) [8]. К промышленной продукции не относятся производс- твенные отходы, брак, а также продукция подсоб- ных непромышленных подразделений, например продукция (работы, услуги) транспортного цеха, строительного подразделения или подсобного сель- скохозяйственного производства.
Кроме того, промышленная продукция как результат промышленной деятельности может выступать в виде основной, побочной и сопутству- ющей, а также иметь разную степень готовности (готовое изделие, полуфабрикат, незавершенное производство). Такое распределение результатов производственной деятельности предприятия по мере готовности продукта необходимо для опре- деления показателей, характеризующих объем промышленной продукции.
Объем производства и реализации промышлен- ной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.
Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т. д.) используют при анализе объемов производства и реализации по отдельным видам и группам одно- родной продукции. Условно-натуральные показате- ли, как и стоимостные, применяются для обобщения характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т. д. [6].
Обобщающие показатели объемов производс- тва и продаж продукции получают с помощью стоимостной оценки. При этом различают объем произведенной и реализованной продукции (объем продаж).
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приобре- тает актуальность объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конку- ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те това- ры и в таком объеме, который оно может реально реализовать [6].
В практике анализа деятельности предприятия стоимость произведенной продукции рассматрива- ют в двух видах: валовая и товарная продукция. В большинстве исследуемых работ под валовой про- дукцией понимают стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавер- шенное производство, в сопоставимых ценах [1, 3, 4, 6, 7]. Показатель валовой продукции исполь- зуется для анализа эффективности использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, загрузки производственных цехов и участков, чис- ленности основных и вспомогательных рабочих и т. д. Валовая продукция включает:

  • готовые изделия (продукты), произведенные за отчетный период всеми подразделениями юриди- ческого лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предна- значенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;

    • полуфабрикаты собственного производства, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, незави- симо от того, произведены они в отчетном периоде или ранее;

    • работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непро- мышленных подразделений, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;

    • работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено [2].

Объем произведенной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота (стоимость той части произведенных предприятием готовых из- делий и полуфабрикатов, которая используется пред- приятием для последующей переработки). Кроме того, изделия, произведенные из сырья и материалов заказчика, не оплачиваемых производителем готовой продукции, в объем продукции в фактических отпус- кных ценах производителя включаются за вычетом стоимости такого сырья и материалов [10].
Товарная продукция не включает стоимости незавершенного производства, в том числе из-
менение остатков полуфабрикатов собственного производства.
Объем продаж (реализации) рассматривается в двух вариантах: по отгруженной или оплаченной продукции.
Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного произ- водства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненных работ и услуг, принятых заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет [10].
Реализованная продукция – стоимость отгру- женной и оплаченной покупателями продукции.
Объем производства и объем реализации промышленной продукции – взаимосвязанные и взаимозависимые показатели (рис. 1).
Следовательно, валовая продукция состоит из товарной продукции, а также прироста незавершен- ного производства и полуфабрикатов собственного производства. Товарная продукция включает объем реализованной продукции (работ, услуг); разницу между остатками готовой продукции на складе на конец и начало периода; разницу между объемами отгруженной, но не оплаченной покупателем про- дукции на конец и начало периода.
Следует отметить, что в статистике также выделяют такой стоимостный показатель, как ва-
ловой оборот, который в отличие от валовой продукции включает внутрихозяйственный (внутризаводской) обо- рот, т. е. стоимость про- дукции, использован- ной для последующей переработки.
Таким образом, ва- ловой оборот характе- ризует стоимость все- го объема совокупной продукции, произве- денной всеми промыш- ленными цехами пред- приятия, независимо от ее последующего назначения.
Показатель вало- вой продукции содер-

Рис. 1. Формирование стоимостных показателей продукции промышленных предприятий
жит стоимость конеч-




ного результата производственной деятельности предприятия за определенный период.
Товарная продукция – объем завершенной про- изводством продукции (как основными, так и вспо- могательными производствами), полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации, работ и услуг промышленного харак- тера без прироста незавершенного производства и полуфабрикатов.
Показатель товарной продукции характеризует ту часть производства предприятия, которая опреде- ляет его товарность (удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах), поэтому для изуче- ния динамики и структуры объемов промышленной продукции, а также исчисления качественных по- казателей, характеризующих работу предприятия, таких как фондоотдача, производительность труда, оборотность оборотного капитала и т. д. следует ис- пользовать показатель валовой продукции. Но при этом нужно учитывать, что если на предприятии
нет незавершенного производства или его величина несущественна, то валовая продукция идентична товарной.
Основным источником информации для исчис- ления показателей объема производства и реализа- ции продукции являются данные бухгалтерского учета, а также показатели статистической отчетнос- ти, которая, как правило, не используется аналити- ками для изучения упомянутых показателей.
Проанализировав Табель (перечень) форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики, на 2011 год [9], а также содержание соответствующих форм федерального статисти- ческого наблюдения и указания по их заполнению, определено, что основная информация об объемах произведенной и реализованной промышленной продукции аккумулируется в формах статистичес- кой отчетности (табл. 1).

Таблица 1

Скачать 111,77 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница