Акцентуации характера и тип межличностных отношений подростков



Скачать 40,65 Kb.
Дата14.04.2019
Размер40,65 Kb.

Студент Королев В.

Научный руководитель

кандидат социол. наук,

доцент Зиборова Е.И.
РФ, г. Белгород,

Федеральное государственное

автономное образовательное

высшего образования «Белгородский

государственный национальный

исследовательский университет»


Акцентуации характера и тип межличностных отношений подростков
В современном российском обществе проблема межличностных отношений подростков с акцентуацией характера становится весьма значимой, так как идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений подростков для выстраивания конструктивного поведения в дальнейшей жизни человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании доминирования различных качеств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности.

Исследования проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и типа межличностных отношений в подростковых группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества обучения и воспитания, и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и личностных качеств, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.

Огромное социализирующее и воспитательное воздействие на личность подростка оказывает сама подростковая среда, особенности подростковой группы, в которую входит человек, особенности групп. В подростковой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на формирование акцентуаций характера подростка, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Так и акцентуации характера оказывают влияние на стиль общения, на успешность обучения и социализации подростка. 



Исследованиями особенностей подросткового возраста в отечественной возрастной психологии занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Драгунова, И. В.Дубровина, И. С. Кон, А. М.Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных специалистов К. Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д. и отечественных психологов С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, К. Леонгард, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.

Разработку и экспериментальное решение проблем межличностного общения на стыке философии и общей психологии проводил Б.Ф. Ломов, в области общей и социальной психологии Г.М. Андреева и А.В. Петровский, общей психологии, психолингвистики - А.А. Леонтьев, социальной и дифференциальной психологии - А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, межличностное восприятие исследовали А.А. Бодалев, Г. А Ковалев и др.

В нашем исследовании использовались следующие методики: адаптированный подростковый опросник Н. Шмишека «Акцентуации характера»; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Для статистической обработки данных применялся корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена, МРА (множественный регрессионный анализ) и сравнительный анализ с помощью программного пакета «SPSS Statistics».

В исследовании приняли участие 47 подростков в возрасте 14,5 лет МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области.

Исследования влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений показали, что у 57,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели по гипертимному типу, у 51,3% испытуемых высокие показатели такого типа акцентуаций характера, как циклоидный и у 50,7% подростков высокие показатели по показателям эпилептоидной акцентуации характера.

Рис. 1. Распределение подростков по степени выраженности отдельных показателей акцентуаций характера в целом по выборке; %


Таким образом, среди акцентуированных подростков представлены все основные типы акцентуаций. У большинства подростков ярко выражен гипертимный тип.

По результатам исследования типа межличностных отношений, мы можем сделать вывод о том, что подростки имеют высокий уровень такого типа межличностных отношений, как альтруистический, который выражается средним показателем – 10,8. Эгоистичный тип межличностных отношений выражен средним показателем – 9,8, дружелюбный тип межличностных отношений выражен средним показателем – 9,7.



Рис. 2.2.2 Выраженность показателей типов межличностных отношений

по методике Т. Лири, баллы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о межличностных отношениях подросткового возраста.



Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница