5 Содержание рабочей тетради по дисциплине «Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления»



Скачать 358,19 Kb.
страница1/6
Дата25.01.2023
Размер358,19 Kb.
#200933
  1   2   3   4   5   6
Связанные:
rabochaya tetrad EDOGiMU (1)


5 Содержание рабочей тетради по дисциплине «Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления»


5.1 Внедрение управления, ориентированного на результат на государственном и муниципальном уровнях

В процессе изучения первой темы, обучающиеся должны знать:


– направления реформы государственного управления;
– отличие традиционного бюджетирования от системы БОР;
– особенности внедрения БОР на региональном и муниципальном уровнях;
– методологические подходы к внедрению БОР;
– международный опыт внедрения управления по результатам.
5.1.1 Заполните таблицу.
Таблица 5.1.1 - Направления реформирования государственного управления в Российской Федерации




Административная реформа

Реформа государственной службы

Электронное правительство

Бюджетная реформа

Цель

1) повышение качества и доступности государственных услуг;
2) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
3) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Целью реформирования государственной службы является повышение ее эффективности в интересах развития общества и укрепления государства, а также создание целостной системы государственной службы с учетом ряда ее особенностей в нашей стране.

повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан.

переход от контроля над затратами к идеологии, когда на главенствующее место будет выходить в первую очередь результат.

Задачи

формирование обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса;
создание Правительства, функционирующего как Кабинет Министров;
переход к управлению на основе собственной компетенции;
освоение современных технологий управления;
ресурсное обеспечение органов управления;
формирование государственного аппарата, в основу которого будет положена «система заслуг и достоинств», означающая:
превращение государственной службы из службы «государевой» (традиционной для нашей страны) в службу подлинно гражданскую;
гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата

1. Это приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности в соответствие с развитием общественных отношений и современными экономическими условиями.
2. Определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование.
3. Создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы.



оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; поддержку и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической осведомленности и квалификации граждан; повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной; снижение воздействия фактора географического местоположения.

создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Направления

Управление по результатам
Стандартизация и регламентация
Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции
Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
Обеспечение административной реформы

Упорядочение вопросов прохождений гос гражданской службы на основе служебных контрактов, формирование кадрового резерва на федеральной гос гражданской службе. Приведение статуса гос служащего в соответствие с характером, ответственностью и сложностью возлагаемых на него задач.
Совершенствование кадровой политики. Оно обеспечивается развитием профессиональных качеств гос служащих; оценкой результатов служебной деятельности; созданием возможностей для должностного роста гос служащих. Механизмы реализации кадровой политики должны включать эффективные технологии и методы планирования, подбора кадров для гос службы, объективной оценки результатов их деятельности, а также мотивации деятельности и стимулирования должностного роста гражданских служащих.

Повышение качества и доступности, предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;
- совершенствование системы информационной поддержки принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение контроля деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства.

Реформа межбюджетных отношений, реформа бюджетного процесса, реструктуризация бюджетной сети.

Определите с чем связана необходимость государственного управления.
Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе; выполнением «общих дел»; преодолением возникающих конфликтов; решением проблемы социального неравенства и т. д. Она вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства.
Общественная обусловленность государственного управления вытекает и из его практики как сложной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства в жизнедеятельность общества. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. А это предполагает, что, с одной стороны, его цели и содержание зависят от состояния и структуры управления государством общественных процессов, с другой – от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т. е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальных затратах, исходя из ориентаций, обозначенных публичной властью.
Государственное управление можно рассматривать как целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно представляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.

Назовите проблемы реформирования государственного управления в Российской Федерации.


В системе организации государственной власти и муниципального управления в настоящее время имеет место дублирование функций, нередко по причине отсутствия системы иерархии и соотношения программ, недостаточно развитого мониторинга и актуализации параметров работы по улучшению социально-экономического положения региона в целом, муниципальных образований, отраслей и подотраслей. На высоком уровне остаются административные барьеры. Имеют место факты коррупции. Для преодоления указанных проблем и повышения эффективности организации необходимо внедрение современных организационных технологий и подходов.
Для повышения эффективности организации оказания государственных услуг требуется дальнейшее развитие процесса регламентации услуг. Следует развивать и совершенствовать административные регламенты оказания государственных услуг, повышать уровень осведомленности потенциальных потребителей о регламентах.
По мере подготовки и внедрения административных регламентов необходим переход к поэтапному созданию стандартов качества государственных и муниципальных услуг, на основании которых можно будет проводить оценку не только количества, но и качества их исполнения.
Важным направлением повышения эффективности деятельности государства должна стать кадровая политика. Система подбора кандидатов на вакантные должности в органах государственной власти и муниципального управления должна стать открытой, обеспечить комплектование штата наиболее подходящими специалистами.
Для этих целей значительно повысится роль областного кадрового резерва. Залогом эффективности системы кадрового обеспечения государственной и муниципальной власти является развитие внутреннего обучения, передачи знаний и навыков от более компетентных, опытных сотрудников, к менее опытным.
Государственные и муниципальные служащие, в особенности ответственные за исполнение политических и регулятивных функций, в недостаточной степени владеют навыками и технологиями эффективного взаимодействия с гражданским обществом для совместного выявления проблем и разработки путей их решения. Совершенствование системы мотивации предполагает также введение системы критериев персональной оценки работы служащих ИОГВ, предполагающих оценку профессиональной инициативы, оценку ответственности за результаты воздействия тех или иных действий или бездействия на курируемые сферы.
В настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является острой необходимостью.
Целью реформирования государственной службы должно быть кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу. Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить:
- создание целостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ и тенденций мирового развития;
- оптимизацию численности государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления.
- оптимизацию оплаты труда государственных служащих в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики,
- улучшение профессионального и половозрастного состав государственных служащих.

Назовите направления, которые требуют активных действий государства и общества в современных реалиях.


В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.
1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 ᴦ., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.
2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.
3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях.
4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество.
5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил.
6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

Определите превентивную систему мероприятий по разрешению проблем реформирования государственного управления в российской Федерации.


Государственное реформирование должно осуществляться в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства и социально ориентированной рыночной экономики. К числу важнейших идей государственного реформирования необходимо отнести довольно подробно рассмотренные в современной юридической литературе принципы федерализма, народовластия, гуманизма, сочетания коллегиальности и единоначалия и т.п.
В Российской Федерации уже принят целый «пакет» нормативных правовых актов, касающихся государственного реформирования. Условно эти документы можно подразделить на три группы:
а) определяющие общую стратегию развития страны;
б) направленные на обеспечение национальной безопасности;
в) определяющие направление социально-экономического развития России.
В подобных документах, имеющих политико-юридический характер, закрепляется стратегические направления деятельности Российского государства по решению поставленных целей и задач, а также необходимые ресурсы и средства их достижения. Органы исполнительной власти при планировании и осуществлении своей деятельности должны руководствоваться положениями обозначенных доктрин и концепций, что непосредственно отражено в соответствующих Указах Президента РФ и актах Правительства РФ. Детализация и конкретизация положений концепций и доктрин, имеющих стратегический, рамочный характер, осуществляется на уровне законов и подзаконных нормативных актов.
Государство должно реформироваться для решения системных проблем общества, нуждающихся в поиске новых управленческих моделей. Дифференциация управленческих функций связана с более гибким, продуманным руководством обществом. По мнению Т. Парсонса процесс усиления адаптивных возможностей связан с эволюционными изменениями. Адаптивное совершенствование предполагает возникновение новых специализированных способностей, которые касаются совершенствования функций предшествующих структур. В результате эволюции у государства появляются новые цели, задачи и функции. На изменение функций в зависимости от стоящих перед государством новых целей и задач обращали внимание многие исследователи в рамках общей теории государства и права6.
В процессе развития у государства появляются новые функции, а также изменяется структура уже существующих. В связи с этим возникает необходимость как перераспределения полномочий между уже существующими государственными органами, так и создания новых государственных структур. Именно изменение основных направлений воздействия государства на общественные отношения предопределяет реформирование всего государственного механизма. Изменение функциональной направленности является предпосылкой государственного реформирования.
Для эволюционного развития государства необходимо освоение качественно новых управленческих ресурсов, методов, методик. Все это связано с важностью повышения эффективности выполнения старых функций, формирования новых, раскрывающих возможности для развития других структурных компонентов государства. Здесь также проявляется потребность общества в самосохранении и целенаправленной организованности. Не случайно за последнее время реформированию подверглась система государственной службы Российской Федерации.
Одним из направлений правовой политики, проводимой в плане государственного реформирования, является обеспечение доступности государственных услуг. За последнее время активно развивается система электронных приемных в государственных органах, на сайтах публикуются нормативные материалы и отчеты о деятельности государственных органов.
5.1.2 Заполните таблицу.
Таблица 5.1.2 - Причины использования традиционного бюджетирования и системы БОР

Бюджетирование

Причины использования

Традиционное бюджетирование

1 процесс пересмотра сложившейся в компании системы планирования вызывает очень сильное внутреннее сопротивление внутри самой компании, так как при этом затрагиваются интересы практически всех сторон
2 традиционный подход к бюджетированию, несмотря на все свои недостатки, остается чуть ли не единственным механизмом координации управления внутри компании, поскольку охватывает все подразделения и направления деятельности

Система БОР

1 изменяется характер ответственности отраслевых подразделений органов управления. На них возлагается ответственность, в первую очередь, за достижение запланированных результатов.
2 распорядители бюджетных средств имеют полномочия по частичному перераспределению ресурсов между программами, а также право в рамках установленных лимитов использовать сэкономленные средства в следующем бюджетном году.

5.1.3 Заполните таблицу
Таблица 5.1.3 – Сравнительная характеристика модели традиционного бюджетирования и модели БОР

Модель традиционного бюджетирования

Модель бюджетирования, ориентированного на результат

Распределение финансовых средств

Невысокий уровень самостоятельности, жесткая регламентация направлений использования бюджетных средств, ограниченные возможности по их перераспределению

Высокая степень самостоятельности распорядителей бюджетных средств по вопросам распределения и использования бюджетных ресурсов

Принципы планирования бюджета

Принцип декомпозиции: конкретизация стратегической цели путем определения целей и задач нижестоящего уровня

Принцип декомпозиции: конкретизация стратегической цели путем определения целей и задач нижестоящего уровня

Горизонт планирования

Как правило, один год

Как правило, не менее двух-трех лет

Контроль за исполнением бюджета

Внешний контроль

Внутриведомственный контроль

Сделайте выводы
5.1.4 Заполните таблицу
Таблица 5.1.4 - Инструменты бюджетирования, ориентированного на результат

Инструменты

Подход

Форма

Результат

Целеполагания и планирования

контрольный

долгосрочные и ведомственные целевые программы

доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств

Реализации установленных целей и задач

тактический

реестр государственных (муниципальных) услуг (работ), стандарты качества услуг, оценка потребности в услугах

 оценка стоимости услуг, государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).


Скачать 358,19 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница