5. Продуктивность процесса обучения, факторы продуктивности



Скачать 151,5 Kb.
страница1/16
Дата04.03.2021
Размер151,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

5.Продуктивность процесса обучения, факторы продуктивности.

Нас интересуют причины, от которых зависит успешность обучения. Вне всякого сомнения, знание их составляет сердцевину педагогической подготовки. Систему главных причин, влияющих на обучение, очертили еще древние философы. В сочинениях видных педагогов И. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Д. Дьюи действие этих причин рассматривается во всех подробностях. Современные исследователи усовершенствовали классические дополнили их новыми факторами. На протекание и результаты дидактического процесса влияет множество разнообразных причин. Главные из них называют факторами, а их совокупности — условиями. Условия и факторы обусловливают продуктивность (результативность) дидактического процесса. Поэтому их называют продуктогенными. Под продуктогенной причиной понимается сколь угодно малая, но обязательно отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. От понятия «продуктогенная причина» совершается логически непротиворечивый переход к понятию фактора. Это уже значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединений единичных факторов образуются общие. Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные факторы, объединяющие в себе значительное количество продуктогенных причин, а также факторов и общих факторов. Вершина иерархии — генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы, которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора. Очень часто «специфический» означает «неповторимый», «особенный». Для диагностирования, прогнозирования, проектирования дидактических процессов, разработки эффективных технологий управления продуктивностью обучения чрезвычайно важен вопрос об иерархии (соподчинении, соотношении) факторов. Отвечая на него, необходимо установить, какие факторы в наибольшей степени определяют продуктивность учебного процесса, на какие из них педагоги-практики должны обращать внимание прежде всего. Учитывать влияние всех без исключения продуктогенных факторов можно будет лишь в отдаленном будущем. В табл. 3 ранжированы первые 40 наиболее влиятельных факторов в порядке убывания весомости их влияния (И. П. Подласый, 1991).


Каталог: system -> files
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Программа по истории россии
files -> Б. А. Найданова, педагог-психолог Познание человека как личности
files -> Перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
files -> Зав кафедрой травматологии и ортопедии (А. Г. Тукмачев) Ассистент кафедры травматологии и ортопедии
files -> Основная профессиональная образовательная программа
files -> Лекции №5, №6 18. 09. 2012. Основные понятия психологии
files -> Учебно-методическое пособие Хабаровск 2008 (07) л 481
files -> Заместитель Министра
files -> 1. Место психологии религии в системе наук


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница