2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели



страница1/5
Дата11.02.2016
Размер0,7 Mb.
#1032
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
1. Введение

2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели

3. Основные принципы организации образовательно-реабилитационного процесса инвалидов

4. Особенности организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов

4.1. Начальное профессиональное интегрированное образование инвалидов

4.2. Среднее профессиональное интегрированное образование инвалидов

4.3. Высшее профессиональное интегрированное образование

5. Архитектурно-планировочное и техническое обустройство образовательно-реабилитационной среды для инвалидов

6. Виды технического сопровождения учебного процесса

7. Методика организации учебного процесса для инвалидов с патологией органа слуха (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана

7.1. Схема получения высшего образования

7.2. Особенности учебного плана

7.3. Службы специальной поддержки учебного процесса

7.4. Техническое обеспечение образовательного процесса

8. Реабилитационная служба в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего)
1. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России решается чрезвычайно важная задача создания современной системы социальной защиты инвалидов, становление которой происходит в условиях коренной, фундаментальной ломки сложившихся в течение десятилетий политических, экономических, социальных и идеологических структур.

В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мероприятий.

Цель реабилитации – максимально глубокая интеграция инвалидов в социальную жизнь общества.

Поскольку реабилитационные мероприятия требуют от государства значительных материальных затрат, возникает острая необходимость разработки социально и экономически обоснованных подходов к их содержанию и механизмам реализации.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. В этой связи учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов.

В настоящее время доказана экономическая целесообразность начального, среднего и высшего специального образования для инвалидов, поскольку расходы на их образование возвращаются в виде подоходного налога с работающих высококвалифицированных специалистов и избавляют государство от необходимости выплаты им пособий. Этот факт нашел свое отражение в социальной политике целого ряда государств, в которых высшее образование является приоритетной областью для многих категорий инвалидов. Так, например, в университетах и колледжах США действует около 155 образовательных программ, которыми охвачено свыше 12000 глухих.

Предпосылкой развития образовательно-реабилитационных технологий в нашей стране явился опыт обучения различных категорий инвалидов, накопленный высшими и средними учебными заведениями общего типа и начальными специальными учебными заведениями. Вместе с тем, к сожалению, можно констатировать тот факт, что система непрерывного профессионального образования инвалидов в нашей стране до сих пор не получила должного развития.

Можно сказать, что это существенно тормозит создание эффективной системы социальной защиты инвалидов.

В этой связи представляет несомненный интерес изучение положительного опыта тех учебных заведений, которые на практике реализуют образовательно-реабилитационные программы для инвалидов.

Одним из таких образовательных учреждений в высшей школе является, например, Московский Государственный Технический Университет (МГТУ) им.Н.Э.Баумана, в котором длительное время осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов и иных лиц с дефектами слуха.

Вовлечение большинства инвалидов и иных лиц с дефектами здоровья в сферу профессионального, особенно высшего, образования в настоящее время практически недостижимо. Причин этому несколько. Однако, главными из них, по нашему мнению, являются:

устаревшие, но продолжающие действовать запретительные подходы к получению профессионального образования, трудоустройству и профессиональной деятельности;

трудности создания специальных образовательных и правовых условий;

отсутствие эффективного медико-реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к недоступности единой образовательной и профессиональной среды.


Не менее важными факторами, влияющими на существующее неудовлетворительное состояние дел, являются практическое отсутствие эффективных образовательно-реабилитационных технологий, интегрированных с системой профессионального образования и слабость отечественной реабилитационной индустрии.

Наконец, до сих пор не разработаны и отсутствуют эффективные механизмы и формы координации деятельности ведомств, осуществляющих реабилитационные мероприятия, что исключает системный комплексный подход, предусмотренный Законом в части содержания индивидуальных программ реабилитации.

Таким образом, можно констатировать, что интеграция как конечная цель реабилитационных мероприятий остается, в настоящее время, на стадии намерений и устремлений.

Все это приводит к тому, что социальный статус и квалификационный уровень инвалидов этой категории являются очень низкими, охватывают крайне узкий перечень профессий и специальностей, что в свою очередь ограничивает их возможности на современном рынке труда (25% из числа трудоспособных имеют относительно стабильную занятость). В то же время выпускники профессиональных образовательных программ интегрированного обучения (несколько процентов от числа всех обучающихся инвалидов) имеют занятость, превышающую 60%.

Очевидна этическая порочность и экономическая несостоятельность существующей практики реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами здоровья.
ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ:

Тотальная интеграция


Интеграция

по местонахождению

Инклюзивная
5 лет – диплом бакалавра

6 лет - диплом инженера-специалиста

7 лет – диплом магистра

8 лет – диплом инженера-исследователя

Профессиональная подготовка и профессиональное образование на различных уровнях и дополнительное образование инвалидов, как и других граждан должны осуществляться в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством об образовании. Виды и организационные формы образования следует формулировать в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для тех инвалидов, которые в соответствии с ИПР нуждаются в специальных условиях профессиональной подготовки и профобразования, в системе государственной службы реабилитации должны создаваться специальные федеральные, региональные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. Специальные образовательные учреждения для инвалидов иных организационно-правовых форм должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственной службой реабилитации инвалидов на договорных условиях с предварительным лицензированием их. Специальные условия указанных образовательных учреждений для инвалидов обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период их обучения и состоят в следующем: приспособлении помещений, территорий, мебели, оборудования и т.п. к возможностям инвалидов соответственно требованиям безбарьерной архитектуры; адаптации программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса, введении различных форм обучения, включая индивидуальные.

Профессиональную подготовку и профессиональное образование инвалидов в специальных образовательных учреждениях следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. При сохранности интеллекта недопустимо введение специальных образовательных стандартов.

Признавая значимость для отдельных категорий инвалидов централизованных специализированных форм обучения, следует признать, что в настоящее время актуальной является система интегрированного профессионального обучения лиц с дефектами здоровья. В процессе профессиональной реабилитации инвалидов необходимо наиболее полно использовать учреждения, организации общего типа. В тех случаях, когда это невозможно, следует создавать специальные условия обучения в системах специализированных образовательных учреждений. Специфика и приоритеты этой системы подробно будут изложены ниже.

Решающее значение для профессиональной реабилитации инвалидов имеет правовое поле, в котором она осуществляется. Упорядочение, легализация в нормативно-правовых документах различных аспектов взаимоотношений участников процесса профессиональной реабилитации инвалидов будет способствовать реальному решению сложных проблем создания условий для активной трудовой и общественной жизни лиц с дефектами здоровья в той среде, которую они сознательно для себя выберут.

Представляется, что только при таком подходе инвалиды на равных началах, как профессионалы, будут конкурентоспособны на рынке труда.

С учетом вышеизложенного, настоящие методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Данные методические рекомендации подготовлены специалистами ФЦЭРИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана для специалистов реабилитационных учреждений социальной защиты населения.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ТЕРМИНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Адаптация - Процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); - Процесс адекватного приспособления функциональных, структурных и социальных функций к окружающей среде.

2. Адаптация профессионально-производственная - Система и процесс достижения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

3. Вспомогательные средства- Дополнительные подсобные орудия, предметы, приспособления, применяемые для компенсации или замещения нарушенных или утраченных функций организма.

4. Высшее профессиональное образование - Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

5. Высшее учебное заведение - Образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. В высших учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

6. Годовой учебный план («отрезки») - Учебный план на год с перечислением всех видов аудиторных занятий с количеством часов на семестр, самостоятельной работы и всех контрольных мероприятий по неделям семестра.

7. Государственный образовательный стандарт - Устанавливает основное содержание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также требования к уровню подготовки специалистов.

8. Дополнительное образование - Непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - Разработанный на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

10. Институт - Самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

11. Информатизация – 1. социально-экономический и научно-технический процесс создания необходимых условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций, учреждений, государства, всех структур общества на основе организации информационных ресурсов с использованием перспективных информационных технологий; 2. процессы разработки и внедрения новых информационных технологий в различные сферы деятельности (в частности, в медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов).

12. Квалификация (применительно к профессии) - 1. уровень подготовленности, мастерства, степень пригодности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными критериями; 2.подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

13. Колледж - Самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования.

14. Лицензия - Выданное в установленном порядке разрешение на осуществление какой-либо деятельности (например, в области образования и реабилитации инвалидов).

15. Начальное профессиональное образование - Подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

16. Норматив - Экономический, технический и др. показатель норм, правил.

17. Нормативный срок обучения - Расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего образования.

18. Образование - Результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, возможностями образовательных учреждений и умением учиться.

19. Образовательная программа – 1. нормативно-управленческий документ учебного заведения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса; 2.определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: а) общеобразовательные (основные и дополнительные); б) профессиональные (основные и дополнительные).

20. Образовательная составляющая реабилитационного потенциала - Возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигает определенного образовательного статуса.

21. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - Разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся воспитанников.

22. Образовательный реабилитационный потенциал - Возможность овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигнет определенного образовательного статуса.

23. Обучение - Основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов, мастеров и т.д. с учетом человека как субъекта, получающего эти знания, умения и навыки.

24. Общеобразовательные программы - Общеобразовательная программа, обеспечивающая формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

25. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования - Документ (комплект документов), определяющий в соответствии со стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по определенным программам.

26. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования - Реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования.

27. Послевузовское профессиональное образование - Повышение уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

28. Профессиональная ориентация – 1. совокупность мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам; 2. система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

29. Профессиональная подготовка - В широком смысле: организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ (ускоренная профессиональная подготовка), не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающегося.

30. Профессиональная реабилитация инвалидов - Процесс и система восстановления способностей и возможностей инвалида к трудовой деятельности.

31. Профессиональное консультирование - Оказание инвалиду услуг в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства с учетом медицинских ограничений и рекомендаций.

32. Профессиональное образование - 1.Процесс и (или) результат овладения определенными видами профессиональной деятельности; 2.система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

33. Профессиональные образовательные программы - Профессиональная образовательная программа, направленная на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

34. Профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (учебный план) - Совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

35. Профессия - 1. род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения; 2.относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

36. Профессиональная информация инвалида - Информационное обеспечение процесса выбора профессии, позволяющее инвалиду получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в данном регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора инвалидом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

37. Система образования в Российской Федерации - Совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; Сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов управления образованием и подведомственных им учреждений.

38. Специальность - 1. Вид профессиональной деятельности, усовершенствованный путем специальной подготовки, определенная область труда, знания; 2. конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.

39. Способность к обучению - Способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

40. Способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

41. Среднее профессиональное образование - 1. Образование на базе основного общего, среднего (полного)или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию по основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании; 2. подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального.

42. Стандарт образования - Средства обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства.

43. Стандарт в системе общего образования - Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

44. Стандарт по предметам - Федеральный компонент содержания предмета, приведенный в виде минимально необходимого перечня учебных элементов с указанием уровня усвоения этих предметов.

45. Стандарт по профессии - Уровень подготовки выпускников и минимум содержания обучения, направленного на овладение собственно профессиональной деятельностью и включает профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.

46. Стандарт профессионального образования - Совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

47. Студент - Лицо, зачисленное на обучение приказом ректора высшего учебного заведения.

48. Ступень квалификации - Этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

49. Сурдоперевод - Способ межличностного общения, осуществляемый с помощью сурдопереводчика и позволяющий повысить коммуникативные возможности лиц с дефектами слуха. В системе профессионального образования сурдоперевод используется для формирования безбарьерной среды общения между слышащими и лицами с дефектами слуха.


Каталог: assets -> files -> docs -> umu -> inv
docs -> Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 9 класса
docs -> Пояснительная записка 3 Основные понятия 5
docs -> Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса
umu -> Магистратура
docs -> Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» среднего общего образования для 10-11 класса
docs -> Рабочая программа по физике 7 класс (умк е. М. Гутник, А. В. Перышкин из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 11 кл. /сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2011)
docs -> Рабочая программа по физике 10-11 класс Профильный уровень
docs -> Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного общего образования для 6 класса
inv -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница