1 Заполните таблицу, представив основные положения теорий о душе



Скачать 63,88 Kb.
Дата24.11.2022
Размер63,88 Kb.
#194846
Связанные:
Задание Развитие Античноси


Полякова Анастасия
1 Заполните таблицу, представив основные положения теорий о душе

Автор

Душа и ее составляющие

Функции души

Процесс познания

Демокрит

По Демокриту, человек, как и вся окружающая природа состоит из атомов, образующих его тело и душу. При этом душа является причиной активности тела, строится из мелких атомов, наиболее подвижных, так как они должны придать движение инертному телу.

С точки зрения Демокрита, такая структура души может обеспечить выполнение ее важной функции- источника энергии тела.

Согласно Демокриту, исходным пунктом познания являются ощущения, даваемые пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Будучи источником знания и исходным пунктом познавательного процесса, ощущения и восприятия сами по себе неспособны раскрыть истину воспринимаемой действительности. В теории Демокрита сущ две ступени в познавательном процессе- ощущение и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения.

Платон

С точки зрения Платона душа постоянна, неизменна и бессмертна. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна, другая не благородная

Платон рассматривает душу в функции передатчиков заданных форм.

Суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда то созерцала. Истинное знание дает только мышление.

Аристотель

Душа есть форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом. Душа представляет собой суть предмета, выражая цель его существования.

Он писал, что есть 3 вида души. Растительная, животная и разумная.
Растительная- способна к размножение и питанию. Животная обладает еще четырьмя функциями- стремлением, движением, ощущением и памятью. Разумная- обладает способностью к мышлению.

Познание человеком мира, согласно Аристотелю, начинается «с нуля», с чистого листа. источником нашего знания о мире, если следовать Аристотелю, является чувственный опыт.

2 Заполнив таблицу, сравните представления о важнейших категориях психологии в различных психологических школах эллинизма



Представления

Киники
(представители)



Эпикурейцы (представители)

Стоики
(представители)

1

2

3

4

о душе: понятие, составляющие, функции

Киники отличаются материализмом. Антисфен считал, что души сходны по форме с телом и имеют материальную основу. Не признавал бессмертия души, религию, не верил в различные суеверия.

Эпикур считает, что душа материальна и подобно телу состоит из атомов, причем ее атомы более тонки и подвижны, чем атомы тела. Что душа есть состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты, и в одних отношениях похожее на первое, в других — на второе 

Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Управляющее начало (разум, инстинкт)- ведущая часть души и 7 подчиненных ему.

о процессе нравственного развития

Блага цивилизации разрушают человека, отрывают его от природы, Бога и добродетели. Богатство и власть – зло отнимающее у человека его самого и, делающее его искусственным. Поэтому киники проповедовали вести суровую аскетичную жизнь, в которой должен быть минимум вещей, без которых невозможна она сама.




Стоики, разрабатывая свою оригинальную этику, видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали.



о критериях нравственного поведения










о свободе

Киники в поисках свободы доказывали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему обрести независимость, т. е. должен стать самодостаточным. Самодостаточность понималась ими достаточно прямолинейно, прежде всего как независимость от достижений общества, цивилизации - хорошей одежды, пищи, дома, крыши над головой. Киники также доказывали, что человек должен освободиться от стыда, не должен стыдиться нарушения моральных запретов, своей неграмотности и вообще не должен зависеть от тех знаний, которые изобрели до него

Эпикур, доказывая, что человек подчиняется только своим собственным мотивам, входит в противоречие сам с собой, ибо тот факт, что поведение регулируется эмоциями, частично приводит его к мысли о том, что полностью человек свободен быть не может, так как эмоции вызываются внешними воздействиями.

В этом плане наиболее последовательными были стоики, выделявшие два вида детерминации и два вида свободы - внешнюю и внутреннюю. Внешней свободы фактически не существует, так как человек не свободен в выборе своей судьбы - места рождения, болезней, смерти и т.д. Эти внешние факторы, как правило, вызывают то или иное эмоциональное отношение - аффект, с которым человек должен бороться для того, чтобы обрести внутреннюю свободу. Внутренняя свобода - это свобода разума, который осознает ограниченность внешнего, судьбы, так же как и безграничность интеллектуальных возможностей человека в его постижении мира, себя и общества. Так впервые в психологии появилась мысль о том, что свобода возможна только на основе разума, не подверженного законам материального мира, которые, воздействуя на тело, ограничивают его свободу.



о познании

Антисфен целью познания и философии считал совпадение этического и природного в «автаркии» (независимости) от социальных влияний и человеческих установлений.

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти.

Ощущения дают нам знания только о единичных вещах, знания же о всеобщем могут быть результатом только деятельности разума. Таким образом, в познании выделяются два этапа - сенсорный опыт, который может дать знания только о конкретном, т.е. о тенях идеальных предметов, и рассуждение, разум, который постигает их суть, всеобщее в мире.

Заполните таблицу, показав, как изменялась психологическая проблематика на разных этапах античной психологии





Этап

Представители

Проблематика

1

2

3

Зарождение и становление психологии (VII – VI вв. до н.э.)

Фалес, Анаксимен

Необходимость становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний которые возникли в тот период.



Период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.)

Сократ и Платон



В этот период возник принципиально новый подход к психике человека.

Период эллинизма (II в. до н.э. – III – IV вв. н.э.)



Связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после похода Александра Македонского

Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план.



Скачать 63,88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница