1. теоретические аспекты ценностных ориентаций 4



страница1/14
Дата24.11.2022
Размер8,82 Mb.
#194843
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

содержание





1. Введение 2
1. 1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций 4
1.2. Особенности развития личности в старшем школьном возрасте 15
1.3. Культурные особенности России и Турции 22
1.4. Проблема исследования 30
2. Методика 32
2.1. Выборка респондентов 32
2.2. Процедура 32
3. Результаты 34
3.1. Результаты ранжирования обобщенных ценностей школьной жизни 34
3.2. Результаты ранжирования отдельных ценностей школьной жизни 41
3.3. Результаты ранжирования общечеловеческих ценностей 46
4. Обсуждение 49
4.1. Общечеловеческие ценности и культура 49
4.2. Система образования в Турции и России 52
4.3. Возможные факторы, определяющие специфику ценностных ориентаций старшеклассников России и Турции. 58
Выводы 62
Список литературы 63



1. Введение




Актуальность. Специфика ценностных ориентаций, приоритеты тех или иных ценностей в культуре во многом определяет социокультурные и социодинамические процессы и условия развития общества и страны. Изучение базовых ценностей и ценностных ориентации – прямой путь к созданию механизмов предвидения и исключения национальной напряженности. Это наиболее важно в условиях взаимопроникновения культур в ходе межнационального взаимодействия, в период интенсивного развития и перемен. В частности, малоисследованными остаются особенности ценностных ориентаций таких, достаточно разных, но быстро развивающихся стран, как Турция и Россия.
Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Формирование ценностных ориентаций, как известно, наиболее интенсивно происходит в старшем школьном возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения. Именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Поэтому сопоставительное исследование ценностных ориентаций российских и турецких школьников именно данного возраста позволит более полно описать специфику и тенденцию развития исследуемых культур.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей предпочтения общечеловеческих ценностей и ценностей учебной деятельности учащимися 9-11 классов в России и Турции.


Объект исследования: система ценностных ориентаций старших школьников.
Предмет исследования: специфика ценностных ориентаций российских и турецких школьников 9 и 11 классов.


Задачи исследования:

  1. Выявить значимость и доступность системы общечеловеческих и учебных ценностей учащихся 9 и 11 классов в России.

  2. Выявить значимость и доступность системы общечеловеческих и учебных ценностей учащихся 9 и 11 классов в Турции.

  3. Сопоставить полученные данные и выявить специфику ценностных ориентаций школьников в России и Турции.

Для проведения эмпирического исследования была использована модифицированная методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой.




Научная новизна исследования заключается в получении новых данных в области учебных и общечеловеческих ценностных ориентаций у русских и турецких старших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для оптимизации межкультурных отношений и разработки практических программ повышения межкультурной компетентности личности.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница