1. Понятие реабилитации, её цели и основные проблемы



страница1/45
Дата15.01.2022
Размер0,9 Mb.
#177574
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
ответы на экзамен соц реаби khaidov-1

1. Понятие реабилитации, её цели и основные проблемы.

2. Основные пути реабилитации. Типы реабилитационных учреждений. Принципы и этапы реабилитации (по Кабанову М.М.)

3. Понятие абилитации. Абилитационные мероприятия.

4. Соотношение понятий дефект, инвалид, инвалидность, нетрудоспособность.

5. Модели общественного отношения к инвалидам. Медицинская модель инвалидности и модель «Сегрегация». Модели «Дискриминация».

6. Модели общественного отношения к инвалидам. «Экономическая необходимость». Модели «Защищенность» и «Интеграция».

7. Понятие индивидуальной программы реабилитации.

8. Средства реабилитационного воздействия: игровая, учебная, трудовая деятельности.

9. Виды психологической помощи: профилактическая, консультативная, психологическая коррекция, психотерапия.

10. Виды психотерапии.

11. Основные направления социально-реабилитационной деятельности психолога. Основные функции психолога-реабилитолога.

12. Социальная реабилитация инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата.

13. Социальная реабилитация инвалидов с нарушением слуха и зрения.

14. Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью.

15. Социальная реабилитация лиц с психическими расстройствами

16. Нормативно-правовая база социокультурной реабилитации инвалидов.

17. Стандартные правила социокультурной жизни инвалидов в обществе

18. Правовая основа государственной социокультур­ной политики России

19. Понятие «Социокультурная реабилитация инвалидов».

20. Конструктивная модель социокультурной реабилитации инвалидов.

21. Рекреация инвалидов

22. Основные направления деятельности по социокультурной реабилитации инвалидов.

23.Методика формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов.

24. Алгоритм реализации индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов.

25. Понятие «технология социокультурной реабилитации инвалидов».

26. Концептуальные основы технологий социокультурной реабилитации инвалидов.

27. Реабилитационная работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии.

28. Реабилитационная работа в специальной (коррекционной) школе и школе надомного обучения.

29. Реабилитационная работа в специальном профессионально-техническом училище.

30. Работа психолога в реабилитационном центре.

31. Особенности составления социального паспорта семьи.

32. Межличностные отношения в семье, особенности их диагностики.

33. Понятие о профориентации. Основные направления профориентации.

34. Показатели профессиональной подготовленности психолога-профконсультанта.

35. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах возрастного развития ребенка (младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст).

36. Особенности профориентационной работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии (нарушения умственного развития, нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения функций ОДА).

37. Психологическое просвещение, профконсультация, профотбор. Этические аспекты проведения профконсультации.

38. Диагностические методы, применяемые в процессе профконсультации детей с проблемами в развитии. Выявление факторов профессиональной зрелости.

39. Диагностика профессионально важных качеств личности, необходимых для определения ее реабилитационного потенциала.

40. Содержание и формы профориентации.

41. Классификация и типология социокультурных технологий.

42. Цели, задачи и функции технологий социокультурной реабилитации.

43. Требования к технологиям социокультурной реабилитации инвалидов.

44. Формы и методы социокультурной реабилитации инвалидов.

45. Содержание социокультурной реабилитации инвалидов.

46. Библиотерапия. Изотерапия. Эстетотерапия. Музыкотерапия

47. Игровая терапия. Сказкотерапия. Глинотерапия. Гарденотерапия. Туротерапия

48. Правовые аспекты реабилитации.

49. Понятие «инвалид». Современное понимание инвалидности как ограничения жизнедеятельности. Выделение инвалидов по группам.

50. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, образовательная, социокультурная.

1.Понятие реабилитации, её цели и основные проблемы.!!!!!!!!

Понятие «реабилитация» – процесс, имеющий целью помочь личности достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и / или социального уровня деятельности и поддерживать его.

Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут».

Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.


2.Основные пути реабилитации. Типы реабилитационных учреждений. Принципы и этапы реабилитации (по Кабанову М.М.) !!!!!!!!!!

Принципы реабилитации (Кабанов М.М., 1971).

I. Единство биологических и психосоциальных воздействий – при построении системы реадаптации, восстановления, компенсации учитываются клинико-биологические и психологические факторы.

II. Разносторонность («разноплановость») усилий для организации реабилитационной программы – учитываются разные стороны жизнедеятельности больного, различные сферы реабилитации (психологические, общественные, семейные, профессиональные).

III. Аппеляция к личности больного, принцип «партнерства» - личность больного включают в лечебно-восстановительный процесс, добиваясь активного его участия в восстановлении нарушенных функций организма и социальных связей.

IV. Ступенчатость (переходность) проводимых воздействий и мероприятий – используются переходные режимы внутри лечебных отделений, в дневных и ночных стационарах, в санаториях и профилакториях.

Этапы реабилитации (М.М. Кабанов)

I. Этап восстановительного лечения, задачей которого является предупреждение формирования психического дефекта, инвалидизации, госпитализма (ведущая роль отводится биологической терапии, включающей психофармакологические средства, ликвидацию или смягчение психической симптоматики, что в целом создает предпосылки для организации психосоциальных мероприятий).

II. Этап реадаптации, заключается в развитии возможностей приспособления больных и условиям внешней среды (основную роль здесь играют психосоциальные воздействия, направленные на стимуляцию социальной активности больного: биологические средства выполняют роль поддерживающей терапии).

III. Этап собственно реабилитации, задача которого – восстановить больного в его правах, в его доболезненных отношениях с окружающей действительностью (социальные мероприятия по упорядочению быта больного и его трудоустройство)

Реабилитационные центры, как правило, являются многопрофильными, комплексными, в структуре которых представлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.

Реабилитационные отделения, оказывающие более узкий объем реабилитационных услуг, являющиеся структурными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учреждения медико-социального или профессионального профиля.

Кабинеты реабилитации являются менее масштабными по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика в стационарных учреждениях социальной защиты, в отделениях дневного пребывания Центров социального обслуживания, на специализированных предприятиях для инвалидов; причем в одном учреждении (на предприятии) могут существовать одновременно два или даже три кабинета -- медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
3.Понятие абилитации. Абилитационные мероприятия.

Абилитация - это овладевание определёнными социально-психологическими умениями и навыками (которые создают систему потенциалов), обеспечивающими способность развивающейся личности к разрешению тяжёлой жизненной ситуации в процессе социального функционирования.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. 

Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.


4.Соотношение понятий дефект, инвалид, инвалидность, нетрудоспособность.

Под дефектом понимается любая утрата психической, физиологической, анатомической структуры или функции организма человека или отклонение от нее.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Инвалидность— это любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Нетрудоспособностью считается ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов 
5.Модели общественного отношения к инвалидам. Медицинская модель инвалидности и модель «Сегрегация». Модели «Дискриминация».

Модель «Сегрегация»

С точки зрения этой модели человек с ограниченными возможностями рассматривается как существо низшего порядка, по социальному статусу нечто среднее между человеком и животным. Естественно, условия жизни такого существа в обществе сводятся к сегрегационным формам, что проявляется:

в ограничении пространства;

ограничении выбора (где жить, что есть, чем заниматься и т.д.);

ограничении уединения — отсутствии места, где человек может побыть в одиночестве (во время сна, гигиенических процедур и т.д.);

ограничении возможности выразить свою индивидуальность.

Модель «Дискриминация»



В общественном сознании формировалось мнение, что люди с нарушениями психофизического и интеллектуального развития представляют угрозу обществу. Во многом этому способствует недостаточный образовательный и культурный уровень преобладающей массы людей, недоступность адекватной информации. Отсутствие популярных знаний о структуре нарушений развития и перспективах обучения и социализации людей с такими недостатками, незнание в области диффе- ренции умственной отсталости и состояний в остром периоде некоторых психических заболеваний — все это порождает мнение, что люди с недостатками умственного развития, например, могут своим неадекватным поведением причинить ущерб здоровью и собственности окружающих. Следствием такого отношения стало создание крупных закрытых интернатов-изоляторов, расположенных в местах, удаленных от комплексного проживания населения, с соблюдением всех условий изоляции (вооруженная охрана, высокие капитальные ограждения, замки, решетки и т.д.). Атмосфера таких учреждений полностью идентична тюремной. Здесь не только имеются все виды ограничений свободы, но и отсутствуют формы обучения, адекватные возможностям содержащихся в этих условиях людей.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница