Золотухина Л. В. Лицей 10 Пермь Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника



Скачать 60,72 Kb.
Дата29.02.2016
Размер60,72 Kb.
Золотухина Л.В. Лицей 10 Пермь

Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника

Главным результатом школьного образования является выпускник, обладающий практическими навыками, готовый к самостоятельной познавательной деятельности, имеющий способности реализовать собственные проекты, то есть обладающий набором определенных компетентностей.

В научных трудах отечественных педагогов И. А. Гис и М. В. Гальсковой структура компетентности раскрывается через призму психологической науки. Компетентность, по их мнению, имеет следующий состав: мотивы, знания, умения, рефлексия. [2] Учитывая, что мотивация запускает любую деятельность, мы понимаем, что мотивы играют важную роль в учебно-познавательной деятельности. А формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. [4]

Таким образом, успешность учебно-познавательной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Это направление не остается вне поля нашего внимания. Устойчивый интерес старшеклассников, их мотивация – для нас это один из критериев эффективности педагогического процесса.

Как можно изучить мотивацию старшеклассников? Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Более полную информацию об учебно-познавательной мотивации учитель и классный наставник может получить, используя следующие способы:

наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной и другими видами деятельности, характером общения школьников с последующей фиксацией результатов наблюдения в педагогических характеристиках;

• использование ряда специально подобранных ситуаций, которые можно включить в учебный процесс в виде контрольной работы, заданий классного наставника на классном часе;

анкетирование, помогающее довольно быстро собрать материал об отношении школьников к учению по ряду показателей: какие цели ставит учащийся; к чему стремится; что его интересует, чем увлекается; какие мотивы являются ведущими для достижения учебной успешности и саморазвития и т. д.

индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика.

Несомненно, что целенаправленная работа классного наставника по поддержанию устойчивого интереса и повышения учебно-познавательной мотивации старшеклассников оказывает влияние на формирование и развитие мотивационной сферы лицеистов в целом.

Для комплексного изучения сформированности учебно-познавательной мотивации нами используется диагностическая методика М.Лукьяновой, которая позволяет определить выраженность существенных компонентов в мотивации.

Выявление характера мотивации, личностного смысла учения для лицеиста помогает определить способы работы с этими учащимися. Смысл учения включает: осознание значимости учения лично для себя, нравственные ценности, принятые в социуме, самоконтроль и самооценка учебной работы старшеклассником.

При изучении личностного смысла, у 95% учащихся в классе выявлен высокий или очень высокий уровень. При этом старшеклассников со сниженным или низким уровнем личностного смысла не обнаружено. А это, в соответствии с проведенными ранее психологическими исследованиями, обеспечивает рост успехов в учебной деятельности.[4]

Также важно исследовать направленность мотивов и при необходимости целенаправленно формировать те, которые способствуют успешности учебно-познавательной деятельности, а именно мотивы, направленные на познавательную и социальную сферы. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы состоят в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, одноклассниками по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Мотивы данного характера являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. [4]

При анализе мотивов у лицеистов класса преобладают социальные мотивы над познавательными (78% и 22% соответственно).

Особенность учебно-познавательной мотивации определяется также характером мотивов: внешний, побуждающий извне или внутренний, актуализирующий без внешнего контроля, побуждающий к достижению успеха или избеганию неудач.

При анализе результатов исследования этих мотивов, обнаружилось преобладание внутренней мотивации у трети диагностируемых. Более чем у половины старшеклассников внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени. У большей части обследуемых преобладает мотив стремления к успеху. При этом у значительного количества учащихся нет ярко выраженной направленности к успеху. Соответственно, одним из направлений деятельности учителя и классного наставника будет формирование у учащихся, прежде всего, внутренних мотивов и мотива достижения успеха.

Известно, что реализация мотивов зависит от умения ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в учебно-познавательной деятельности. В связи с этим необходимо обучать учащихся целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. В нашем случае выявился достаточно высокий уровень целеполагания у 92% учащихся, что позволяет предположить активную реализацию мотивов.


Таким образом, данная методика позволила нам исследовать все компоненты мотивации: личностный смысл учения, способность к целеполаганию, социальную/познавательную направленность, степень внешней/внутренней мотивации учения, стремление к достижению успеха в учебе и реализации мотивов в поведении.

Нами был проведен в двух классах сравнительный анализ значимых взаимосвязей между этими компонентами. Экспериментальную выборку составил класс, где целенаправленная работа классного наставника по повышению уровня учебной мотивации проводилась. Контрольную выборку составили учащиеся, с которыми подобной работы не проводилось. Выявление взаимосвязей осуществлялось с помощью корреляционного анализа по Пирсону.

По данным корреляции в «экспериментальном» классе выявлено четыре статистически значимых взаимосвязи между компонентами учебной мотивации. Способность к целеполаганию образует значимую взаимосвязь со стремлением к достижению успеха в учебной деятельности (0,66, p<0,01) и реализацией учебных мотивов в поведении (0,64, p<0,01). Социальная/познавательная направленность взаимосвязана с показателем внешняя/внутренняя мотивация (0,54, p<0,01) и стремлением к достижению успеха (0,54, p<0,01). То есть, мы видим, чем выше способность к целеполаганию (постановке учебных целей), тем выше стремление к достижению успеха в учебно-познавательной деятельности и проявление этого стремления в поведении, что является, вполне, логичным. При этом, чем выше уровень познавательной направленности, тем легче запускается внутренняя учебная мотивация и стремление к достижению успеха, и наоборот. То есть, лицеисты, способные к целеполаганию и обладающие высокой познавательной направленностью, вероятно, более успешны, за счет стремления к достижению успеха и сформированной внутренней мотивации. Ведь умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию – один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. [4]

По данным корреляций в «контрольном» классе обнаружена только одна взаимосвязь между познавательной/социальной направленностью и стремлением к достижению успеха (0,62, p<0,01), других значимых статистических связей между компонентами учебной мотивации не выявлено.

Таким образом, можно предположить, что деятельность классного руководителя в направлении повышения уровня учебной мотивации лицеистов оказывает влияние на формирование и развитие целостности учебной мотивации старшеклассников, её зрелости. А достаточно высокий уровень учебной мотивации, её компонентов, повышает успешность лицеистов, как в учебной деятельности, так и в любой другой.

Библиографический список

1. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. – М.: АПКиППРО, 2006. 160 с.

2. Гис И. А., Гальскова М. В. Межкультурная компетенция. М., 2002, с.230

3. Коробкова В. В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Пермь, Учебное пособие/Перм. Гос. Пед. Ун-т., 2001.-176с.



4. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования.// Народное образование №8, - 2001, с.77-88.

5. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.,1994.
Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница