«Значение подвижной игры и особенности ее проведения»



Скачать 141.42 Kb.
Дата15.02.2016
Размер141.42 Kb.
ГБОУ Школа № 423

Дошкольное отделение №3/843

Сообщение

на педагогическом совещании



« Значение подвижной игры и особенности ее проведения»

Воспитатель Абесадзе И.Ю. 1 кв.кат.

Ноябрь 2014 г.

Игра занимает в жизни ребёнка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Играя, ребёнок познаёт окружающую действительность и претворяет её в игровых образах. 



Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. 

С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. 

Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, подлезание и т.д. Чем старше становятся дети, тем более сложные требования предъявляются в отношении качеств движений, правильности и точности их выполнения. Дети старшего дошкольного возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры. 

Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и следовательно в равномерном их развитии. 

В подвижных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от водящего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают каких-либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц. 

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывает у детей положительные эмоции и усиливает физиологические процессы. 

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. 

Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. 

В педагогической истории России подвижным играм придавалось огромное значение. Подвижные игры рассматривались как основа физического воспитания. 

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. 

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал <<Лови!>>,<<Беги!>>,<<Стой!>> и др. 

Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила чётко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность на воздухе являются непременным содержанием повседневной жизни детей во всех возрастных группах. 

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. 

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). 

Спортивные игры, целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребёнка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, баскетбол, бадминтон и т.д.). 

Игры с пением и хороводные строятся чаще всего на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют развитию плавности, ритмичности и выразительности детей. 

Игры-забавы часто проводятся на всевозможных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешках, выполнение движений с завязанными глазами и т.п.). Эти игры доставляют дошкольникам не только радость, но и способствуют развитию двигательных умений, ловкости и сноровки. Для маленьких детей используют такие игры забавы, как «Ладушки», «Коза рогатая» и др. 

В подвижной игре ребёнок моделирует деятельность взрослого. Посредством игры ребёнок готовится к взрослой жизни, к труду. 

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. 

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. 

Методика проведения подвижных игр в ДОУ

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.



Подбор игр

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.



Темпераментный тип детей

 Одни дети всегда активны, быстро усваивают суть, не умеют или не любят ждать, уступать, точно соблюдать правила, стараются показать себя и могут не замечать других. В работе с ними необходимо делать особый акцент на соблюдении правил. Поначалу можно объединять таких детей для отдельных игр – с более сложными действиями. Хорошо подойдут и такие игры, где результат зависит от качества выполнения задания, а не только от быстроты.

Другие дети стеснительны, медленнее усваивают правила либо же просто боятся проиграть, поэтому в игру вступают с неохотой, неуверенно. Лучше не давать им сразу командные роли, пусть они подключатся к игре вместе с другими – и постепенно сами начнут проявлять инициативу! Важно одобрение даже малых успехов, а вот принуждение к игре, наоборот, запрещено. Подойдут подвижные игры с простыми действиями, где необходимо проявить внимание, ловкость, аккуратность.

Встречаются и дети, несколько отстающие в развитии от сверстников и не способные наравне с ними усваивать правила, включаться в игру, а также чрезмерно замкнутые и пассивные. Пусть они сначала поиграют в небольшом отдельном кругу (2-3 ребёнка). Не забывайте сопровождать и поддерживать их. Со временем можно подключать к ним более активных детей, а затем приглашать их в общие подвижные игры.



Знакомство с новой игрой

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры. В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.



Подведение итогов. Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера. Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.).

Целесообразнее проводить подвижные игры на свежем воздухе, например, на прогулке. В помещение же их переносят преимущественно в холодное время года (зима, конец осени, начало весны) или в дни с плохой погодой.

 Для проведения подвижных игр требуется достаточная площадь игрового пространства, отсутствие опасных либо способных помешать игре факторов, наличие всего необходимого реквизита и снаряжения.

Подвижные игры в группе детского сада


 При организации подвижных игр в группе:

  •  освободите по возможности больше пространства;

  • позаботьтесь о наличии всей необходимой атрибутики и реквизита;

  • подберите подвижные игры, подходящие для условий группы.

 Лучше подойдут подвижные игры индивидуального и подгруппового характера, игры с перестраиванием детей или действиями по одному. В гимнастическом зале и на улице можно свободно проводить командные подвижные игры, использовать бег врассыпную, метание, эстафеты. Игры, включаемые в состав физкультурного занятия, должны быть с действиями небольшой интенсивности, поскольку являются дополнительной нагрузкой к упражнениям.

Подвижные игры на улице

 Участие свежего воздуха делает подвижные игры, проводимые на улице, наиболее полезными и значимыми. При этом площадка должна быть свободна от всего, что может помешать игре, вызвать огорчение детей или травмы. В прохладную погоду рекомендуется использовать подвижные игры с активными движениями, а в жаркие дни – с более спокойным содержанием, чтобы дети не испытывали перегрева и утомления. В дни, когда есть физкультурное, логоритмическое, музыкальное занятие, подвижные игры проводятся в середине или в конце прогулки.



При правильном подходе подвижные игры научат детей играть честно, быть внимательными и организованными, ловкими и быстрыми, помогут развитию речевых умений, покажут, как правильно выигрывать и проигрывать, сформируют дружеские взаимоотношения, командный дух, подарят здоровье, радость и много-много отличного настроения!


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница