Значение обучения решению текстовых задач в свете современных требований к математической подготовке младших школьников



Скачать 20.02 Kb.
Дата14.02.2018
Размер20.02 Kb.

Значение обучения решению текстовых задач в свете современных требований к математической подготовке младших школьников.

Известно, что интеллектуальное развитие учащихся начальных классов обусловлено совокупностью факторов. Среди них условно можно различать факторы внешние и внутренние. Внешние факторы - это содержание и методы обучения, внутренние - индивидуальные возрастные особенности, достигнутый в школьный период уровень развития и др.

В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и др. обоснована необходимость развивающей направленности обучения и показано, что развивающий характер имеет то обучение, в котором накопление знаний и овладение приемами их добывания и применения - главная цель учебной деятельности учащихся, которая должна быть ими осознана. В организации учебной деятельности с учетом названной цели ученик  выступает субъектом обучения. В конкретной предметной области задача развития учащихся должна решаться путем применения адекватной  методической системы обучения, включающей соответствующие цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения в их взаимосвязи и взаимодействии (М.А. Пышкало).

 Основными условиями методической деятельности учителя являются знания задач начального обучения математике, программ и учебников, в том числе альтернативных и авторских программ и учебников; знание теоретических основ методики преподавания математики; владение методикой преподавания; знание практических путей осуществления процесса обучения

Проблема развития младших школьников при обучении математике в значительной степени определяется ее арифметической составляющей. Курс математики начальной школы включает в себя арифметику целых неотрицательных чисел и основных величин, в качестве пропедевтического – алгебраический и геометрический материал.

Формирование представлений учащихся о натуральном числе происходит путем использования системы целесообразно подобранных задач и практических работ. В требованиях к математической подготовке младших школьников, определенных государственными стандартами по начальному образованию, отмечается, что младшие  школьники, должны приобрести опыт в решении текстовых задач, из чего следует, что текстовым задачам по-прежнему необходимо уделять серьезное внимание.

Пристальное внимание к проблеме обучения решению текстовых задач обусловлено рядом причин, среди которых в первую очередь следует указать на значимость самого понятия «текстовая задача» для математического образования, формирования и развития логического  мышления школьников.

Текстовые задачи являются средством ознакомления учащихся с такими математическими отношениями, как «больше», «меньше», «столько, сколько» и др. Текстовые задачи являются идеальным средством ознакомления учащихся с окружающей действительностью, развития их познавательных интересов, способствуют усвоению вычислительных навыков, а их содержание служит средством воспитания нравственных качеств младших школьников.


Понятие "текстовая задача" обладает универсальностью прикладных возможностей, позволяющих связывать содержание курса математики с такими учебными дисциплинами, как родная речь, русский язык, физкультура, пение и др. Понятие «текстовая задача» отражает динамичность явлений реального мира.

По причине сказанного на протяжении достаточно длительного периода математического образования младших школьников, много внимания следует уделять формированию у них умения решать текстовые задачи.

Формирование у школьников умения решать текстовые задачи и развития на этой основе мышления традиционно являются предметом обсуждения, как математиков, так и методистов (М.А. Бантова, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, М.И. Моро, А.М. Пышкало, М.Н. Скаткин, С.Е. Царева и др.)

Совершенствование методической системы обучения младших школьников решению текстовых задач вместе с тем поможет учителю в преодолении ряда трудностей, связанных с необходимостью ориентироваться в многообразии современных альтернативных программ и учебников с обязанностью развивать творческие способности учащихся.

В настоящее время большинство методистов, придавая понятию «задача» исключительно важное значение, признают необходимость совершенствования методической системы обучения решению текстовых задач.

Традиционно решение типовых текстовых задач в начальной школе всегда было важнейшей составляющей курса арифметики, так как при решении текстовых задач школьники обучались аналитико- синтетическому способу мышления. В этом отношении традиционной методикой обучения решению текстовых задач, применявшейся после овладения учащимися действиями с натуральными числами, накоплен неоценимый опыт, который целесообразно использовать в современных системах обучения.

Анализ обучения математике в начальной школе по различным программам и учебникам, в том числе авторским, показывает, что содержание изучаемого материала выходит далеко за пределы требований государственных образовательных стандартов. Довольно часто создатели альтернативных программ неправомерно расширяют содержание учебного курса. Горький опыт нашей школы свидетельствует о том, что «тиражирование новизны», широкое распространение чьего-то «передового опыта» обычно приводит к плачевным результатам. Вместе с тем с сожалением приходится отмечать, что альтернативные учебники либо содержат недостаточное количество текстовых задач, либо выдают за текстовые задачи то, что по существу ими не является. Например, задачу вида: «В одном классе обучается 39 учеников, в другом-41, в третьем – 35 учеников. Сколько детей обучается в трех классах?»- нельзя назвать текстовой. Это всего лишь оформленное текстом задание на сложение и вычитание натуральных чисел.

Нередко учителя испытывают затруднения в организации творческой деятельности школьников, а именно в том, чтобы обучить их самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию; новому видению проблемы в знакомой ситуации; самостоятельному комбинированию из известных способов нового способа деятельности; поискам альтернатив в решении задачи; отысканию принципиально новых способов решения и др.

Разработка методики обучения решению текстовых задач поможет учителям овладеть приемами работы, направленными на развитие творческих способностей учащихся.

Длительное время в нашей стране начальная школа была замкнутым концентром в системе образования. Основное ее значение состояло в том, чтобы привить детям элементарные навыки чтения, письма, счета и расширить их представления об окружающем мире. При этом цель начального образования отвечала социальному назначению начальной школы: подготовка учащихся к овладению навыками элементарной практической деятельности, и начальная школа выполняла свои социальную и образовательную функции.

Приблизительно в 50-х годов начальное образование становится первой ступенью целостного среднего образования. И тогда возник вопрос: каким образом возможно обеспечить интенсивное развитие младших школьников? Как пишет В.В. Давыдов, многие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся средних классов, обусловлены тем, что у них недостаточно развито творческое мышление и воображение. Результаты научно-исследовательской деятельности под руководством Б.Г.Ананьева, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина и др. привели к внедрению идеи развивающего характера начального обучения. В свете этой идеи основная задача начальной школы заключается не только в привитии учащимся навыков письма, чтения, счета, но и в обеспечении их общего развития. В свете этой идеи обучение решению текстовых задач как нельзя лучше отвечает названным задачам начальной школы. По-видимому, по этой причине текстовым задачам в курсе математики начальной школы отведено значительное место - около 40% от числа всех учебных заданий по математике.

Обучение решению текстовых задач связано с реализацией не только образовательных, но и развивающих, воспитывающих целей обучения.

Текстовым задачам в методике обучения математике в начальной школе уделяется серьезное внимание, так как они являются средством развития и воспитания младших школьников. Они, как никакой другой вид учебной деятельности, создают широкие возможности для умственного развития учащихся, максимального усвоения знаний, самовыражения личности. Достижению основной цели обучения – развития детей – способствует именно формирование умений и навыков решения текстовых задач. Именно поэтому в материалах государственных стандартов отмечается, что формирование представлений учащихся о натуральном числе и нуле должно происходить в процессе решения практических задач с одновременным приобретением опыта в решение текстовых задач.

Методическая наука не дает однозначного ответа на вопрос: « Как научить детей решать задачи?», так как успешное формирование данного умения зависит от ряда факторов. Самыми важными из них, на наш взгляд, являются: сознательное усвоение условия задачи, отношение между данными задачи; логический разбор задачи; последовательность действий в решении задачи; запись решения задачи; проверка ее решения.

Умение решать задачи приобретается практически. Д. Пойа в книге «Как решить задачу» отмечает: «Учась решать задачи, вы должны наблюдать и подражать другим в том, как они это делают, и, наконец, вы овладеваете этим искусством при помощи упражнений», из чего следует, что умение решать задачи - это искусство.

Решение задач, в отличие от решения примеров, предполагает значительно более высокий уровень аналитико – синтетической умственной деятельности школьников. Если решение примеров предусматривает в основном владение вычислительными навыками, то в решении задач используется достаточно широкий круг понятий, которые отражают количественные отношения реального мира. Без овладения такими понятиями не может быть речи об успешном решении задачи.

Учитель, стремящийся развить способность учеников решать задачи, должен пробудить в них интерес к самому процессу решения и обеспечить им широкие возможности для приобретения опыта. «Более того, решая задачу перед классом, он (учитель) должен излагать свои мысли немного театрально, ставя себе те же вопросы, которые он предлагает ученикам. Руководимый указанным образом ученик овладевает, в конце концов, правильным употреблением этих вопросов и ответов и тем самым приобретает нечто более ценное, чем знание какого-либо частного математического предложения».

Известно, что дидактические материалы текстовых задач обусловлены целью урока. Так, решение задач связано с закреплением понятия числа и действиями над числами. Решение задач способствует усвоению вычислительных навыков и приемов формирует ряд арифметических и геометрических понятий развивает логическое мышление (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация), углубляет знание основных математических понятий и законов, способствует овладению математической символикой, активизирует мыслительную деятельность и др.



Текстовые задачи – это одновременно средство воспитания нравственных качеств детей и средство формирования и развития у них познавательного интереса. Задачи воспитывают волю и настойчивость, стимулируют внимание и воображение, развивают творческое мышление. Связанные с достижениями современной науки, культуры, они расширяют кругозор и развивают эрудицию школьников.

Далее анализу подвергаем методику решения типовых текстовых задач, предусмотренных современными программами в начальной школе.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница