Значение хорового пения в развитии духовных и эстетических качеств человека



Скачать 95,18 Kb.
Дата01.06.2016
Размер95,18 Kb.
ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДУХОВНЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
Жураева С. В., преподаватель хорового класса

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа»,

г. Канаш Чувашская Республика

Проблема духовного развития человека как никогда актуальна сегодня. В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что для жизни в нашем мире не нужно лжи, зависти и лести; необходимо понимать, что лишь добро, ответственность, взаимопомощь сделают нас счастливее. Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в ребенке необходимо с самого рождения, и в процессе этого воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методики, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека, но и будут способствовать становлению действительно одаренной личности. 

В социально обнаженной противоречивости нашей действительности обсуждение любой проблемы, связанной с воспитанием, изначально приобретает избыточно обостренный характер. Но можно без особого преувеличения утверждать, что острота обсуждения на порядок возрастает, когда речь заходит о духовности и всей совокупности проблем, с ней связанных. «…Каждый причастный к проблемам воспитания, и поэтому включающийся в обсуждение проблемы духовности, несомненно, беспокоится о настоящем и будущем детей, хочет им всего самого лучшего, чтобы они выросли честными, мужественными, любящими свою Родину, обязательно осознающими свою личностную причастность ко всему, что происходит в стране…» [10, с. 3].

Если закрыть глаза на то, что происходит в мире, то через несколько лет можно увидеть черный сгусток зла вместо зелено-голубой планеты. Будущее людей в руках всего человечества, и каким оно будет – зависит только от нас. Поэтому, воспитывая будущие поколения, каждый педагог должен помнить о том, что своими действиями он создает и формирует те события, которые произойдут в мире через десятилетия.

Воспитывают духовность различными способами, но хотелось бы остановиться на том, что, по моему мнению, действительно «работает», отвечает поставленным целям. При воспитании духовных качеств необходимо уделять внимание искусству, литературе, музыке, ведь разностороннее эстетическое воспитание ребенка – девиз многих веков существования педагогики.

В современном мире нет, пожалуй, человека, который не был бы причастен к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись… По своему влиянию на духовно-нравственное развитие личности неоценима литература – искусство слова. Не случайно Гельвеций утверждал: «Без книг мы остались бы дикарями». Область внутренней жизни человека доступна только искусству слова. Поэтому Максим Горький назвал литературу «человековедением» [5, с. 9].

Свое отношение к  нравственному воспитанию не раз высказывали многие классики литературы. Некоторые из них прямо указывали на недостатки современного им общества. И именно благодаря этим указаниям эти недостатки замечались и искоренялись.

Большое значение для воспитания ребенка играет музыка. Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности, формированию человеческого в человеке.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному и художественно-образному  развитию.  Общение с искусством в детстве и юности - важный  фактор  духовного становления  и гармоничного  развития личности. А значит, школьные предметы  гуманистической и эстетической направленности – литература, история, изобразительное искусство, музыка – должны помочь  ученику в  накоплении нравственного  и художественного опыта.

Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. Еще Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) считал: «Музыка способна оказывать известное воздействие  на этическую  сторону души; и  раз  музыка  обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число  предметов воспитания  молодежи».  Широко известны ставшие афоризмами высказывания выдающихся представителей человечества  о значении и роли музыки  в жизни людей.  «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Б.Шоу). «Музыка – универсальный  язык человечества» (Г.Лонгфелло). «Если у человека не будет добродетелей, свойственных человечеству, то для чего же музыка?» (Конфуций). Этот ряд может быть продолжен…    Тезис о важнейшей  роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка  выдвигали  известные  ученые – музыканты и  педагоги  Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская и другие.

«…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок  почувствует  многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется  на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»,- писал В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»[9, 52-53].

Очень важной формой духовного воспитания ребенка можно назвать хоровое пение – искусство, где соединены литература и музыка.

К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой - как воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.

В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Ученик Аристотеля - Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу - музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». О важности певческого искусства свидетельствуют и труды Цицерона и Горация.

В период античности, неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.

В средние века все определялось догмами церкви, но церковь не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна. Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский – церковный писатель и богослов, видевший удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.

В России главенствовало хоровое пение. Открывались певческие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении - 1621 год, где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое – это верный показатель духовного здоровья нации. В дореволюционной России все обряды – рождения, венчания, погребения - сопровождались пением. И на всех праздниках наш народ пел. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте - в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развилась уникальная музыкальная культура народа. Россия славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами: певцами, композиторами, виртуозами-музыкантами. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально, образован. Еще в древности знали, что буква, цифра, нота – родные сестры образования.

П.И.Чайковский был убежден, что обучение хоровому пению должно быть во всех учебных заведениях нашего отечества.  С.И.Танеев относился к хоровой культуре как к первооснове музыкально-эстетического воспитания. Русский педагог  А.И.Пузыревский считал, что пение способствует всестороннему развитию музыкальности и должно стоять на первом плане как залог развития музыкального вкуса и любви к музыке у детей.  Д.Н.Зарин, чья «Методика  школьного хорового пения»   была популярна в начале ХХ века, высоко оценивая значение хорового пения для успешного эстетического развития детей, предлагал  развивать и поддерживать в детях интерес к  музыкально - вокальной  деятельности. Его современник А.Л.Маслов  не лишал радости творчества фальшиво поющих детей, полагая, что пение на уроке должно быть преимущественно хоровым, чтобы не убить в ребенке  музыкальное чувство.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества.

Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, а также других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, так как детский голос обладает особыми качествами, в отличие от голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Так же гортань ребенка в 2-3.5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука.

Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости, и это отражается на характере человека и его отношении к музыке вообще.

Психологи давно установили, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Не смотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники», почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии как способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода. Кто-то усваивает все налету, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, третьи требуют длительной кропотливой работы без быстрых результатов. Но решать проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

В применении к детской психологии к детям, значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех знаний, значительно возрастает. В отличие от взрослых, дети впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Какая же огромная ответственность ложится на педагога - музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека, будущего полноправного гражданина своей страны.

В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, имея отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми, мы теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще.

Хоровое пение - искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала творчества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.


 
Литература


  1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников   и молодежи.//Развитие детского голоса.- М., 1963.   

  2. Антипова И.Г. и др. под Ред. Е.И.Рогова. Психология: учеб. пособие для  студентов вузов, обучающихся  по пед. специальностям. – М., 2005.

  3. Апраксина О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе.//Музыкальное воспитание в школе. 1982. №15.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция   духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. – М., 2009.

  5. Дерина, Г.А. Урок литературы: «Помогать человеку понимать себя самого». Влияние искусства слова на духовно-нравственное развитие личности / Г.А. Дерина // Народная асвета. – 2008. – № 7. – С. 9–10.

  6. Димова И.Г. Искусство в школе: быть или не быть?/ «Учительская газета» №20 (10309) от 18 мая  2010г.

  7. Драбенок, И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б. Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 15–17. 

  8. Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 60–62.

  9. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1972.

  10. Турбовской, Я.С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я.С. Турбовской // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 3–13.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница