Злоупотребление психоактивными веществами среди подростков



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Ситуация с употреблением психоактивных веществ среди подростков в РБ

Распространение и потребление ПАВ имеет явную и скрытую формы. Явная выражена в официально зарегистрированной части подростков, находящихся на учете в учреждениях здравоохранения, а так же совершивших правонарушения, связанные с наркотическими веществами. В нее включены приблизительно четверть тех, кто злоупотребляет ПАВ.

В 2003 году под наблюдение нарколога по поводу употребления ПАВ было взято 10291 подросток и 1169 детей. Из них – треть страдали зависимостью от ПАВ, а две трети злоупотребляли ими. По сравнению с 1999 годом число подростков, взятых на учет, выросло в 2,3 раза, детей – более чем в 3,5 раз.

В 2003 году под наблюдением нарколога в Беларуси находилось 20160 подростков и 1870 детей. По сравнению с 1999 годом число подростков, состоящих на учете, выросло в 2 раза, детей – более чем в 3 раза.

Средний возраст, в котором дети и подростки начинают потреблять ПАВ в 2002 году составил для табачных изделий – 11, 6 лет, алкоголя – 13 лет, наркотиков – 14 лет. За прошедшее десятилетие средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 года, алкоголя – на 2,7 года, наркотиков на 3,7 лет.

:68% юношей и 30% девушек курят, 40% и 8% соответственно делают это регулярно.

Алкоголь употребляют 80,8% подростков (от 73% в городах до 91% на селе). Две трети потребляют слабоалкогольные напитки.

Наркотические вещества пробовали 13,1% населения в возрасте 11-24 года.

Наиболее актуальным остается злоупотребление алкоголем. В 2001 году число несовершеннолетних, задержанных органами правопорядка за употребление ПАВ составило 24018 человек, в 2002 году – 29363 или на 22,3% больше, а в 2003 – 31450 или на 30% больше, чем в 2001 году.

В 2003 году в медицинские вытрезвители помещалось 9008 несовершеннолетних. В 2002 году в состоянии опьянения несовершеннолетними было совершено 7210 преступлений, а в 2003 – 8371 или на 16% больше.

Основную массу состоящих на учете подростков составили потребители алкоголя и ингалянтов. Потребители нелегальных ПАВ (каннабис, амфетамины, опиаты) редко попадают в поле зрения медицинских структур. Заболеваемость наркоманиями среди подростков на 70% выше, чем среди остального населения.

Среди инъекционных наркотиков у подростков наибольшее распространение имеют кустарно приготовленные опиаты, героин, амфетамины. Кокаин подростки практически не употребляют. Среди неиъекционных наркотиков у подростков распространены ингалянты и каннабис.

Среди потребителей инъекционных наркотиков распространено рискованное инъекционное поведение в виде совместного использования одного шприца, передачи своего шприца другому, многократное использование одноразовых шприцев, что приводит к распространению гемоконтактных инфекций (гепатиты В и С, ВИЧ).

Таким образом,



  1. потребление ПАВ детьми и подростками – высоко актуальная социальная и медицинская проблема для Беларуси сегодня

  2. риск начала потребления среди подростков весьма высок в отношении таких ПАВ, как алкоголь и табачные изделия, значительно вырос для препаратов конопли и амфетаминов

Все это ведет к необходимости проведения социологического мониторинга для измерения масштабов и структуры приобщения детей и подростков к потреблению ПАВ, определения мотивов, причин и механизмов приобщения к потреблению ПАВ, внедрению в практическую подростковую наркологию современных научно обоснованных подходов к диагностике и лечению психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением ПАВ.



Причины для проведения раннего вмешательства
1. Хотя и верно, что большинство подростков, употребляющих психоактивные вещества, неизбежно отвыкнут от них, у некоторых этого не произойдет — они станут взрослыми с наркотической зависимостью.

2. Злоупотребление психоактивными веществами имеет эпидемический характер, обусловленный влиянием ровесников.

3. Злоупотребление психоактивными веществами сопровождается развитием сопутствующего психического расстройства, риском для психосоциальной деятельности и здоровья.

4. Клинический опыт свидетельствует о том, что злоупотребление психоактивными веществами гораздо чаще успешно лечится в подростковом возрасте, чем у взрослых.

5. Профилактическое значение лечения подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, может состоять в сокращении спроса на наркологические службы для взрослых и связанном с ним уменьшении инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и заболеваемости синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).
В целом злоупотребление ПАВ веществами у подростков иное, чем у взрослых. Этиологические факторы, паттерны и контекст употребления, а также терапевтические подходы могут быть другими.

Особенности употребления ПАВ подростками

1. У взрослых, посещающих наркологические клиники, употребление психоактивных веществ в основном направлено на то, чтобы избежать последствий их неупотребления (т. е. эффектов синдрома отмены). Подростки употребляют психоактивные вещества, поскольку они вызывают у них нечто такое, что они воспринимают как положительное.

2. Среди подростков употребление множества психоактивных веществ — правило, а не исключение. Они реже употребляют дорогостоящие вещества, редко прибегают к инъекциям, чаще участвуют в эпизодах тяжелого употребления и обычно страдают от последствий острой интоксикации, а не от хронического употребления.

3. Мотивация к лечению более свойственна взрослым, которые в особенности стремятся лечиться из-за тяжелых неблагоприятных последствий. Подростки, как правило, упрямые пациенты; им практически не свойственно обращаться за помощью. У них обычно меньше неблагоприятных последствий злоупотребления, и они реже имеют мотивы к изменению.

4. Различия в развитии требуют применения различных подходов. У подростков еще только формируются ценности и установки; кроме того, они имеют иные, чем у взрослых, стратегии преодоления трудностей. Например, опыт преодоления стресса, умение решать межличностные конфликты и обсуждать изменения — более характерны для взрослых. Многие подростки испытывают огромные трудности во взаимоотношениях, а личные и социальные навыки — проблемы, которыми почти всегда приходиться заниматься. Навыки выбора и принятия решения у подростков еще не полностью развиты.

5. Взрослые, злоупотребляющие психоактивными веществами, часто обращаются за помощью на более поздних стадиях привыкания — обычно в стадии физической и/или психологической зависимости, а подростки, как правило, на более ранней. Поэтому последние редко нуждаются в детоксикации, а реабилитация требуется часто, поскольку злоупотребление психоактивными веществами серьезно нарушает развитие многих базовых навыков жизни (образования, социальных отношений, навыков трудоустройства и т. п.).


Следовательно, потребности подростков, употребляющих психоактивные вещества, отличаются от таковых у взрослых. Более того, они обращаются в службы со сложным комплексом психологических, личных и социальных проблем и потребностей, включая делинквентное поведение, бездомность, семейные трудности и потребности в образовании и трудовой деятельности.
Первичный контакт
Чаще всего первыми, кто сталкивается (и направляет в наркологические службы) с подростками, употребляющими ПАВ вещества, являются общественные организации, милиция, школы и работники первичного звена медицинской помощи. Часть из них направляют в детские психиатрические службы по иным причинам, помимо злоупотребления психоактивными веществами (обычно с нарушениями поведения). Как правило, злоупотребление психоактивными веществами становится серьезной проблемой позднее, в процессе обследования. В отличие от взрослых подростки редко по собственной инициативе обращаются за лечением. Во время первого контакта важно определить, насколько серьезны последствия употребления психоактивных веществ. Это поможет оценить необходимость дальнейшего подробного и/или специализированного обследования. В этом отношении может быть очень полезным применение скринингового инструмента. «Опросник для оценки злоупотребления психоактивными веществами у подростков» (The Substance Misuse in Adolescence Questionnaire — SMAQ; Swadi, 1997) содержит девять пунктов, требующих ответов «да/нет». Он помогает работникам служб по охране детства выявлять подростков, которые нуждаются в комплексном обследовании (см. приложение 1). Он достаточно прост и может использоваться подростковыми наркологами в повседневной работе.

Обследование

Если результаты скрининга показывают, что необходимо какое-либо вмешательство/лечение, тогда ключ к последнему лежит во всестороннем обследовании направленного подростка (см. приложение 2 — хорошо разработанную схему обследования).

Цель обследования — определить смысл и значимость поведения (употребления психоактивных веществ) для подростка, его семьи и окружения. Тип вмешательства, точка его приложения и эффективность в значительной степени зависят от данных обследования. Кроме того, обследование нацелено на выявление нарушений, которые необходимо учитывать (например, недостаточно развитые навыки общения и повседневной жизни, трудности общения в семье, учебе и т. п.), и положительных качеств, которые можно усилить. Важный вопрос — подобрать пациенту соответствующее именно ему лечение. При этом основное значение имеет степень выраженности социальной недостаточности, тяжесть употребления и проблемы, имеющиеся у подростка. Например, более сохранные подростки, которые употребляют психоактивные вещества сравнительно непродолжительное время, с менее тяжелой психопатологической симптоматикой или вообще без нее, лучше реагируют на методы когнитивно-бихевиоральной терапии, чем индивиды с антисоциальным поведением, которые лучше поддаются психотерапии, ориентированной на взаимодействия, особенно в рамках групповой терапии. Клинический опыт свидетельствует о том, что те, кто употребляет психоактивные вещества в компании, нередко нуждаются в менее интенсивном лечении — можно ограничиться воздействием на семью или индивидуальным консультированием. В процессе лечения следует преследовать четко определенную и реальную цель, при этом в лечении необходимо учитывать все потребности, касающиеся подростка, включая проблемы, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.

Результаты обследования должны также подсказать наиболее подходящее место для лечения подростка: амбулаторно, в дневном или наркологическом стационаре. Со многими случаями не тяжелого и не беспорядочного употребления психоактивных веществ подростками можно справиться в амбулаторных условиях или в дневных стационарах, уделяя особое внимание обучению. Однако большинству понадобятся участие специалистов различного профиля, а также поддержка многих учреждений (например, системы социального обеспечения, добровольных организаций, просвещения, здравоохранения) и сотрудничество с ними. Основные компоненты всестороннего обследования описываются ниже.


Характер употребления психоактивных веществ и его значение

В отличие от взрослых, которые употребляют психоактивные вещества в основном только для того, чтобы чувствовать себя «нормально», подростков подталкивают к этому разные причины. Важно определить контекст употребления, поскольку он оказывает решающее влияние на процесс вмешательства. Существует пять различных клинических особенностей употребления психоактивных веществ подростками.


Исследовательское или экспериментальное употребление

Основные мотивы при этом типе злоупотребления психоактивными веществами — любопытство и желание рискнуть. Изменения настроения являются производными события употребления, которое в основном происходит в компании. Подросток может пробовать не одно вещество, но обычно лишь несколько раз. Он экспериментирует с «изменением настроения», вызываемым психоактивным веществом.



Социальное употребление

Употребление психоактивных веществ происходит в узком кругу, например на вечеринке, дома у друзей, на автостоянках и т. п.

Основной мотив — принятие обществом. Группа ровесников играет огромную роль. Психоактивными веществами делятся бесплатно или продают по себестоимости. Цель — соответствовать компании и стать более раскованным. Обычно подросток все еще экспериментирует с изменением настроения. Цель употребления психоактивных веществ — влиять на эмоциональное состояние или использовать их как инструмент. В этом контексте подросток учится употреблять психоактивные вещества целенаправленно, чтобы манипулировать своими чувствами, эмоциями и поведением, т. е. вызвать или затормозить определенные реакции и чувства. Обычно он стремится изменить настроение. Наблюдается два типа инструментального поведения.
Раскрепощающее/гедонистическое.

Цель — получить удовольствие и развеселиться. Характерны эпизоды тяжелого употребления психоактивных веществ, вызванного сильным желанием испытать «кайф» и хорошо себя чувствовать. Цель — извлечь приятные переживания или познать новые чувства и эмоции.


Подавляющее/компенсаторное.

Цель — справиться со стрессом и с чувством беспокойства и дискомфорта, т. е. подавить отрицательные и психотравмирующие эмоции. В основном употребление происходит в одиночестве, но возможно также в группе ровесников.


Привычное употребление

Обычно частота употребления свидетельствует о характерной компульсивности и сосредоточенности на употреблении препаратов. Образ жизни и деятельность концентрируются вокруг психоактивных веществ. Прежние взаимоотношения, деятельность и друзья уступают место новым, связанным с психоактивными веществами. Наблюдаются нарушения сна и концентрации внимания. Иногда возникают симптомы отмены, особенно после длительных периодов так называемого тяжелого употребления. Может возникать патологическое влечение, повышаться толерантность, и подростки большую часть времени поглощены мыслями о психоактивных веществах. Усугубляются трудности поведения, заметно снижается школьная успеваемость. Подросток поглощен мыслями об изменении настроения.


Зависимое и привычное употребление

Основные характеристики этой стадии употребления — физическое и психологическое привыкание. Становятся заметными толерантность, патологическое влечение, симптомы отмены. Подросток полностью поглощен мыслями об употреблении психоактивных веществ, его жизнь концентрируется вокруг них и следующей дозы наркотика. Он прибегает к наркотику только для того, чтобы чувствовать себя нормально.

При первых двух типах употребления (исследовательском и социальном) подростки стремятся выбирать более дешевые, (например летучие, психоактивные вещества, каннабис и амфетамины, тогда как употребляющие привычно могут использовать разнообразные наркотики, включая опиаты). Злоупотребление психоактивными веществами имеет различные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей, характера употребления и окружения. Эти последствия необходимо регистрировать документально. Употребление психоактивных веществ считается проблемным, если оно приводит к стойким неблагоприятным последствиям (документально подтвержденным), а также имеются объективные сведения о продолжающемся употреблении, несмотря на эти последствия. Они могут быть в сферах, связанных с образованием (например, исключение из школы или преждевременное прекращение учебы), делинквентностью (например, арест, участие в кражах), внутрисемейными отношениями (например, побеги из дома или агрессия по отношению к членам семьи), а также с психопатологической симптоматикой (например, выраженные нарушения поведения или симптомы депрессии). Такие последствия делают лечение/вмешательство очень желательными, если не обязательными.
Сопутствующие отклонения в психической сфере (коморбидность).
Нарушения в психической сфере все больше проявляются как важный фактор не только в связи с началом употребления психоактивных веществ, но и в связи с реакцией на вещество, а также исходом.

Клиницисты должны уметь распознавать и лечить сопутствующие психические расстройства. В течение длительного времени считалось, что злоупотреблению психоактивными веществами сопутствуют трудности поведения. В настоящее время многие признают, что существует прочная связь между употреблением психоактивных веществ и нарушениями в эмоциональной сфере. В сообщениях приводятся согласующиеся данные о том, что у женщин преобладают аффективные симптомы, а у мужчин чаще наблюдается поведение со склонностью к нарушению общественного порядка. Злоупотребление психоактивными веществами сопровождается также усилением суицидальных мыслей и попытками к самоубийству. Многие подростки, принимающие чрезмерные дозы, предпринимают попытки к самоубийству под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ. Основным фактором риска завершенного самоубийства является злоупотребление психоактивными веществами. Кроме того, подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, чаще предъявляют жалобы психосоматического характера, на тревогу, трудности во взаимоотношениях и в общении. Подростки с плохими навыками адаптации склонны употреблять психоактивные вещества, чтобы справиться со стрессом и как средство эмоционального саморегулирования.

Устанавливается также связь между расстройствами пищевого поведения (как анорексией, так и булимией) и злоупотреблением психоактивными веществами, особенно употреблением алкоголя. В американской литературе последовательно сообщается о прочной связи между гиперкинетическим расстройством с дефицитом внимания и злоупотреблением психоактивными веществами у подростков.

В процессе психиатрического обследования следует хорошо описать неблагоприятные события жизни, особенно виктимизацию и утраты. При обследовании важно выяснить временную связь между имеющейся психопатологией и злоупотреблением психоактивными веществами. Особенно тщательно необходимо обследовать подростков с сопутствующими аффективными нарушениями и злоупотребляющих психоактивными веществами. Психические расстройства могут быть следствием злоупотребления, особенно веществами, угнетающими центральную нервную систему. С другой стороны, многие подростки с психопатологией могут обращаться к психоактивным веществам для устранения психических нарушений.


Функционирование

В процессе изучения функционирования следует оценивать мотивацию подростка лечиться и учиться, навыки преодоления трудностей, навыки общения, самовосприятие и эмоциональную адаптацию.

Основная цель — определить сильные стороны/положительные качества и слабости/недостатки подростка. Главное в процессе применения вмешательств — опираться на положительные качества и учитывать недостатки.
Оценка семьи

Это почти «долженствование», учитывая влияние многих различных семейных факторов на злоупотребление психоактивными веществами у подростков. Биографические данные семьи и стиль выполнения родительских обязанностей, включая разводы родителей, разногласия между ними, распад семьи, недоброжелательный характер общения, несогласованные требования родителей к дисциплине, а также отсутствие близости, были определены как важные факторы риска употребления психоактивных веществ. Для семей детей, которые злоупотребляют психоактивными веществами, характерны холодность и безучастность отцов и слишком большая озабоченность матерей. Члены семьи также могут вести себя таким образом, что риск постоянного употребления психоактивных веществ повышается. Обычно врачи называют такое поведение родственников «способствующим». Это естественная реакция семьи — остаться неповрежденной и выжить. Данная реакция мотивирует семью компенсировать функции дисфункционального члена и избегать проблем, которые угрожают ее целостности. Такое поведение может охватывать всех членов семьи, в частности сибсы могут сговариваться и держать родителей в неведении, либо родители могут избегать разговоров на эту тему. Выгораживание, преуменьшение значимости и избегание — чаще всего наблюдаемые способы «способствующего поведения». Во время оценки следует сосредоточивать внимание на семейной динамике, особенностях общения, сплоченности, обмене чувствами и ценностями.


ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЛЕЧЕНИЯ
Необходимость лечения, его тип и интенсивность зависят от характера употребления и степени выраженности нарушений или социальной недостаточности, вызванных психоактивными веществами. Однако в лечебном плане следует учитывать комплекс личных потребностей и требований, предъявляемых к окружению подростка, имеющееся психическое заболевание, отсутствие навыков общения и учебы, соматическую патологию и проблемы в семье. План должен иметь форму пакета помощи, которую могут оказать мультидисциплинарные бригады и различные учреждения (обычно системы социального обеспечения и просвещения), и его следует согласовывать с подростком и его семьей.
Детоксикация
Алкоголь

К моменту направления у подростков редко развивается синдром алкогольной зависимости, требующий детоксикации. Однако если во время обследования подтверждается наличие зависимости, детоксикация проводится в том же порядке, который принят для взрослых. В этом отношении полезны производные бензодиазепина, поскольку они уменьшают тяжесть симптомов отмены и вероятность делирия. Дозы и тип препарата, а также продолжительность его приема зависят от тяжести синдрома отмены и мотивации подростка. Среди других лекарственных препаратов, которые могут редуцировать проявления синдрома отмены, — фенотиазины, налтрексон, карбамазепин и бета-блокаторы, однако они не настолько эффективны, как бензодиазепины, в устранении риска развития делирия и судорог.



Опиаты

При употреблении опиатов детоксикация осуществляется в таком же порядке, как и у взрослых. В зависимости от тяжести последствий употребления опиатов и наличия поддерживающего окружения по месту проживания она может проводиться амбулаторно или в условиях постоянного проживания. Метадон (согласно данным зарубежных стандартов) является препаратом выбора. Результаты исследования популяций взрослых свидетельствуют о том, что могут быть полезны и другие лекарственные препараты, например клонидин (клофелин) и налтрексон. В РБ так же используются нейролептики (хлорпротиксен, левопромазин), бензодиазепины (диазепам), антидепрессанты (амитриптилин), миорелаксанты (баклофен) Симптоматическое лечение синдрома отмены (например, диареи (лоперамид), ненаркотические анальгетики (кеторолак, трамадол), противорвотные (метоклопрамид) также может быть полезным.


Ингалянты

Из-за накопления этих веществ в организме требуется несколько недель для детоксификации. В связи с высокой нейротоксичностью у подростков сильно страдают когнитивные функции, поэтому в первые недели воздержания эффективность «разговорных» методов психотерапии невелика. Медикаментозное лечение психотропными препаратами показано только при наличии сопутствующих поведенческих и аффективных расстройств (тиоридазин, перициазин, карбамазепин, сертралин), при чем желательно избегать препаратов с высокой нейротоксичностью. Следует отдать предпочтение нейрокогнитивной реабилитации.


Другие психоактивные вещества

Программы детоксикации при зависимости от других психоактивных веществ, например бензодиазепинов и кокаина, осуществляются так же, как и у взрослых. Для этих средств не существует никаких заместительных препаратов, поэтому задача заключается в постепенном уменьшении дозы психоактивных веществ. Однако могут помочь такие антидепрессанты, как дезипрамин и флуоксетин, особенно у подростков с аффективными расстройствами.



Индивидуальное консультирование
Последняя разработка в индивидуальном консультировании — методы краткосрочного вмешательства, которое начиналось с простого совета в учреждениях первичной медицинской помощи, позволяющего значительно сократить употребление психоактивных веществ, особенно алкоголя. Однако основным является новый подход, основанный на теории изменений (Prochaska & DiClemente, 1982), — интервьюирование, усиливающее мотивацию (Miller & Rollnick, 1991). Он приобретает все большую популярность как новое полезное дополнение к психотерапевтическому вмешательству.
Цикл изменений состоит из 5–6 стадий — вмешательство начинается с определения места индивида в этом цикле. Цель — помочь подростку переходить из одной стадии в другую, усиливая мотивацию к изменению способов поведения, включая употребление психоактивных веществ. Этот подход особенно полезен у сопротивляющихся клиентов (в частности, у подростков). В различных стадиях требуются различные подходы. Стадии и основные задачи психотерапевта в каждой из них описываются ниже.
Стадия 1

Предварительные размышления. У подростков не возникает желание прекратить употребление психоактивных веществ — следует вызвать у него сомнения, помочь глубже понять риск и проблемы, связанные с их употреблением.


Стадия 2

Размышления. Подросток думает об изменении: «Возможно, мне следует прекратить употребление психоактивных веществ» — следует склонить чашу весов, добиться того, чтобы у него появились основания для изменения, усиления собственной эффективности для изменения.


Стадия 3

Определение. Подросток настроен измениться: «Я должен прекратить употребление психоактивных веществ» — следует помочь определить наиболее эффективный образ действий, чтобы измениться.


Стадия 4

Действия. Подросток действительно изменяется: «Я прекратил употреблять психоактивные вещества» — следует помочь ему сделать шаги в сторону сохранения изменений.


Стадия 5

Сохранение изменений. Подросток не употребляет психоактивные вещества - следует помочь ему определить и использовать стратегии предотвращения рецидива.


Стадия 6

Рецидив. Подросток снова начинает употреблять психоактивные вещества - следует помочь ему возобновить размышления.


Индивиды, которые злоупотребляют психоактивными веществами и не имеют достаточных мотивов к изменению либо не проявляют готовности лечиться по поводу нарушений здоровья, вызванных этими веществами, в основном имеют более высокий риск развития рецидива.

Работа с семьей и семейная психотерапия
Приложение 3 жесткая любовь-методика сопровождения созависимых
Сказка для людей, имеющих алкогольную зависимость

Каталог: downloads -> dets psihiatr
downloads -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
downloads -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
downloads -> Публичный доклад государственная организация образования
downloads -> В. К. Шабельников Предыстория и теоретический базис исследований
dets psihiatr -> О. Г. Родцевич, А. Ф. Гулякевич, О. М. Радюк
dets psihiatr -> Евсегнеева Екатерина Романовна


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница