Зигмунд Фрейд (А. Онипко, а-351)



Скачать 101.45 Kb.
Дата17.04.2016
Размер101.45 Kb.

Зигмунд Фрейд (А. Онипко, А-351)



Вместо предисловия

В этой работе я считаю необходимым изложить свои взгляды учение на австрийского психиатра и основателя психоаналитической школы в психологии Зигмунда Фрейда, а так же поделиться некоторой суммой знаний и мыслей, накопившихся при изучении этой темы. Я постараюсь разобрать, за что можно любить и не любить огромное наследие, которое оставил нам Фрейд.

«Созвездия, безусловно, величественны, однако, что касается сознания, Господь Бог выполнил несоразмерную работу и сделал ее небрежно, поскольку подавляющее большинство человеческих существ получило лишь его скромную часть, едва достаточную для того, чтобы стоило об этом говорить» З.Фрейд.

Я все-таки попробую говорить и рассуждать о высоком, хоть и не причисляю себя к тем, кто получил его не скромную часть. Учение Фрейда можно любить и не любить - это дело каждого. Становится достаточно очевидно, за что его можно не любить, прочитав, то, что он писал о детях и женщинах, о влечении и удовольствии. Фрейд говорил о вещах, совершенно неудобоваримых для людей сегодня, не говоря о своих современниках.



Удовольствие

Некоторые считают, что ответственным за сексуальную революцию 20 века является именно Зигмунд Фрейд. Небезосновательно.



Именно Фрейд начал первым говорить, об удовлетворении естественных потребностей человека, как о чем-то свободном. Он первым снял с человека оковы запретов. «Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности». Через сексуальность и удовольствие Фрейд объяснял многое в поведении человека. «Сексуальное ограничение идет рука об руку с определенной трусливостью и осторожностью, между тем, как бесстрашие и отвага связаны со свободным удовлетворением сексуальной потребности». И что мы имеем в итоге? Америку и Европу захлестнула сексуальная революция. И сейчас, наблюдая статистику, мы можем говорить, о том, как плохо она повлияла на общепринятые принципы нравственности. Учение Фрейда об удовольствии хорошо впитала в себя киноиндустрия и реклама. Но я бы не хотел, чтобы мои дети созерцали такое кино и такую рекламу. Непристойная реклама вызывает у потребителя определенный шок и потому является более броской, более запоминающейся, - объясняет преподаватель факультета связей с общественностью и рекламы Уральского госуниверситета Анна Краева. - Поэтому зачастую ставка рекламодателей на "яркость" превалирует над соблюдением законодательства и прав потребителей. По оценкам экспертов в области рекламы и маркетинга, чаще непристойностями пестрит продвижение товаров, предназначенных для молодежи. Такого клиента, по мнению продавцов, легче купить именно слоганом на грани фола или неприличным жестом. Непристойная реклама, несомненно, оказывает влияние на человека, который встречается с ней каждый день. У потребителя, особенно у молодого, появляется ощущение вседозволенности. С одной стороны, человеку кажется, что непристойность - это нормально. С другой стороны, он в очередной раз для себя убеждается, что нравственные законы не работают, и, значит, не надо их соблюдать. Поэтому проблема очень серьезна и требует усиленного внимания. Религия создала модель поведения человека, благодаря которой мы друг друга не поубивали, Фрейд же действует в обход религии. Так и какой нравственности можно говорить? Существует ли вообще внерелигиозная нравственность? Ведь сложно представить, что бы было, если бы не библия и ее заповеди. Кто сказал, что нельзя убить человека? Смерть – это высшая степень унижения, ибо у человека забирают то, что в здравом уме он отдать не при каких условиях  он не захочет отдавать. Выживает сильнейший – это закон природы. Человек – часть природы, ему свойственно каждый миг доказывать всем, что он сильнее. Так быть может убивать – это есть естественная потребность человека? Конечно, свою роль тут играет и уголовный кодекс, но его опустим – это внешнее принуждение. Любой общественный свод законов - отуголовного кодекса до норм поведения в гостях - основан на изначальных заповедях. Ну а как же внутренняя врожденная нравственность, она есть? Фрейд отвечает на этот вопрос так: «Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию». А мы-то считали, что ребенок – это ангел, не испорченный этим жестоким, аморальным, безнравственным миром. Оказывается, идет обратный процесс – становление Человека разумного и нравственного из человека аморального. «Эволюция. Именно это и есть наша жизнь, мы эволюционируем от сперматозоида до гробовой доски, причем если эти изменения верны с биологической точки зрения, то они просто очевидны с нравственной» Андрей Кочергин. Не могу оспорить это утверждение, более того согласен с ним.

Учение Фрейда, безусловно – это прорыв, это благо. Но вот вопрос: должно ли это было все попасть в массы? Это знание может быть полезно только психиатрам и их клиентам. Хотя про клиентов, это еще вопрос. Фрейд говорил: «Пациенты — это не более чем отбросы общества. Единственная польза, которую они могут принести, — это помочь нам зарабатывать на жизнь и предоставить материал для изучения. В любом случае мы не можем помочь им». Нормальному человеку это может только навредить, ибо есть вещи, о которых лучше не думать, исходя из слов самого же Фрейда: «Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить».  Может нам не так необходимо знать границы своей аморальности. Хотя опять же, как и в вопросе с необходимостью религии в нашей жизни, я скажу: «Если хотя бы одному человеку это учение как-то помогло, то оно имеет право на существование».



Страдания

По Фрейду все мы живем в боли. Боль – присутствует в нашей жизни с начала и до конца. «Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие». То есть, удовольствие – это всего лишь болеутоляющее для нас. «Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги». По моему мнению, эта мысль выглядит весьма правдоподобно. Сложно представить, чтобы стало с человеком, лиши его всякого удовольствия. Вполне возможно он бы умер от внутренней боли, от страдания. Организм растет и работает как медведь в зоопарке, если ему даешь печеньку – он пляшет, а если не даешь…слава Богу этого никто не проверял, или я об этом не знаю. Я могу предположить, что организм запустит процесс саморазрушения. А зачем ему работать, если он не получит печеньку. Но стоит ли жить только ради удовольствия? Ради этой злосчастной печеньки? Станислав Ежи Лец сказал по этому поводу следующее: «Человеческая жизнь более чем омерзительна, если она – всего лишь любовно оберегаемая частная собственность, источник удовольствий». Важное замечание.



Остроумие

Может быть, мы сами себе врем, и все что говорил Фрейд – это про нас? «Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение» - утверждал он. Но я искренне не могу примерить на себя множество вещей описанных им в своих трудах. Например «Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом», «Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на его пути», «Шутка позволяет нам использовать нечто смешное в нашем враге, что мы не могли бы в силу неких препятствий высказать открыто или сознательно. Шутка подкупит слушателя приманкой удовольствия, чтобы он, не углубляясь в проблему, принял нашу точку зрения». Буду честен сам с собой и признаюсь, что есть такой вид остроумия и шуток, который иногда применяется в адрес неприятных мне людей. Но это частные случаи. Андре Моруа охарактеризовал этот вид шуток так: «Грубость — остроумие дураков». Я шучу почти всегда, люди редко видят меня серьезным, но это не значит, что я самый враждебно настроенный в мире человек. Наоборот я пытаюсь вкладывать в шутки то, что чаще всего вызывает улыбки. А от улыбки, как известно, станет день светлей, от улыбки радуга проснется.

По мнению А.Н. Лука «остроумию принадлежит почетная роль в системе творческих способностей человека, и, возможно, изучение остроумия дает ключ к объяснению механизма подсознательно-интуитивных умозаключений, лежащих в основе остроумных технических решений, остроумных технических научных гипотез и т.д.». Остроумие так же, иногда называют искусством изощренного ума. Из этого следует, что остроумие неразрывно связано с творчеством, в частности с моей будущей профессией архитектора.

Комплексы

Фрейд много внимания уделял исследованию комплексов. Через комплексы он описал достаточно много особенностей поведения человека. Комплексы – это эмоционально окрашенная совокупность представлений, мотивов и установок в бессознательном.

«Как? У Вас нет комплексов? Срочно сходите к психоаналитику!» Ольга Муравьева. Любой человек изначально намеренно «закомплексован»; он постоянно сам перед собою воздвигает барьеры - психологические, физические и эмоциональные. Но может я никогда не прислушивался к своему бессознательному. В себе я не нашел доброй части комплексов, которые Фрейд приписывал всем без исключения. Хотя, если они на самом деле в бессознательном, то тогда до них докопаться не так просто.  И потом, как говорил А. Кочергин: «Жаль, но иллюзорность безопасности становится очевидной лишь в эпицентре конфликта». Если у меня еще не было конфликтов и каких-то чрезвычайных ситуаций, в которых могут проявиться мои комплексы, значит, пока я могу питать иллюзии по поводу их отсутствия. Потому не имею права подвергать слова Фрейда сомнению.

Болезнь

Мне понравилось отношение Фрейда к болезни: «Нет ничего дороже, чем болезнь и её игнорирование». Болезнь – внутренний враг, борьба с которым так ценится мной. Ибо, как говорилось ранее: жизнь – это борьба. Если есть борьба – значит, есть жизнь. Когда мы преодолеваем болезнь – мы боремся. В духовном плане, я считаю пассивная борьба – это предоставление организму самому расправится с болезнью, а активная – это именно игнорирование болезни, внушение себе, что ее нет. Сегодня Зигмунда Фрейда есть ряд последователей, так называемые мотивационные тренеры, которые несут эту великую мысль в массы. «Нет в мире болезни, которая смогла бы одолеть человека, верящего в себя. Врачи недоумевают, пациент должен по всем статьям выжить, а он угасает и умирает по неизвестным врачам причинам. А бывает, врачи приговаривают больного, врачи не верят, что он когда-либо поднимется, а он удивляя врачей выздоравливает на глазах. Вера в себя, игнорирование болезни – вот что поднимает больных» В.В. Шлахтер. Лично мне помогают эти слова, и я не болею уже 3 - 4 года. Спасибо Фрейду.



Творчество

«Художник – это человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии». Я полностью согласен, абсолютно точное попадание.  Под словом «художник», думаю, Фрейд понимал любого «творца». Архитектор – это творец. Я будущий архитектор. Мне знакомо то, что выразил Зигмунд Фрейд на чувственном уровне. Архитекторы развивают фантазию и придумывают новое, чтобы утолить жажду честолюбия и только. Все потому, что мы хотим показать остальным какие мы умные, оригинальные и красивые. Творцов объединяет это пристрастие. Творцы – наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания.

Еще один аспект моей профессии, который затронул Фрейд: «Мир фантазии представляет собой «щадящую зону», которая создается при болезненном переходе от принципа удовольствия к принципу реальности». Да. Рисуя, то, что никогда не сможем воплотить, мы получаем удовольствие – это мир фантазии, ограниченный только форматом бумаги. Но, когда заходит речь о воплощении нарисованного в жизнь, вступает принцип реальности, который рушит наш придуманный мир. Переход порой действительно очень болезненный. И этого нельзя избежать, лишь потому, что мы всегда будем ходить по лезвию между реальностью и фантазией. И кто максимально в своем творчестве приблизится к чему-то не реальному, не воплотимому, кто максимально отвергнет принцип реальности, тот и окажется победителем. По крайней мере, в архитектуре так.

Любовь

Меня порадовало адекватное, в моем понимании, отношение Фрейда к отношениям между мужчиной и женщиной. Многие его изречения о любви были включены в различные сборники афоризмов. Эти мысли, несколько в других интерпретациях, мы сегодня часто встречаем в песнях, фильмах и книгах о любви.

Смелость и самоуверенность Зигмунд Фрейд приписывает утолению желаний. Каждый живой разумный организм на земле хочет любить и быть любимым. «Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят» замечает Фрейд в одном из своих трудов. А все потому, что любовь - это то, зачем мы рождаемся, то, за что умираем. Пока живем, нужно любить. Любовь - это то, что объединяет все живое на земле. Но в то же время Фрейд говорит о беззащитности: «Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь» Любовь делает нас более уязвимыми, ибо делает нас максимально ранимыми. Если для женщин это не так страшно – большинство их по природе ранимые, то для мужчины это не позволительная роскошь. Поэтому Фрейд замечает, что женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

Фрейд открыл путь в семейную психоаналитику, которая так популярна в более цивилизованных странах. «В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать».

Фрейд сказал однажды, что великим вопросом, на который не было дано ответа и на который он все еще не может ответить, несмотря на его тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?». Проведя маленький блиц-опрос, я, кажется, понял, чего хочет женщина. Женщина хочет узнать чего она хочет. Ведь «Окончить университет и найти себе красивого мужа вегетарианца» - сомнительная цель жизни. Но, в оправдание женщинам, скажу, что для любого человека, любого пола вопрос «Зачем мы рождаемся на этот свет» остается не разгаданным, до тех пор, пока человек не самореализуется,  пока не найдет свое место «под солнцем». Например, возьмем нашу женскую сборную по волейболу. Разве девушки, тренируясь, не знали, чего хотят? Знали. Каждый профессиональный спортсмен знает, чего хочет. Он хочет дойти до вершины и стать чемпионом, как в очередной раз это сделала наша женская сборная по волейболу в этом году. И как после этого Екатерине Гамовой можно сказать: «Кать, ты не знаешь, чего хочешь»? И так любая женщина, которая добилась или упорно добивается чего-то в своем деле.

Вместо заключения

Мне очень жаль, что в силу своей молодости или чего-нибудь еще, я не могу до конца понять то, что пытался донести Зигмунд Фрейд. Но прочитав и уцепив для себя некоторые островки его учения, я остался в восторге. Сколько сил было вложено в исследования, позволившие придти к такому четкому толкованию таких абстрактных вещей. Его исследования человеческой души – колоссальный труд, о значении которого будут спорить еще долго. Он изучал то, существование чего по сей день никто доказать так и не смог. Он открыл новый путь, по нему пошли многие, авторитетные сегодня люди и добрались до вершин, благодаря именно первооткрывателю Зигмунду Фрейду.

Учение Фрейда ни в коей мере не может служить учебником. Хотя, по большому счету, оно полезно для всех, но, все же, это - не учебник, а наш помощник в размышлениях и добрый советчик. Если осмыслить прочитанное, то можно понять многое, что до сих пор пугало нас, а так же заглянуть глубоко в свою душу и свой разум.

Для себя я многое подчеркнул, изучая его работы. Многое я, скорее всего, не смогу забыть. Спасибо Фрейду.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница