Здоровое население является безусловным признаком сильного государства. Именно состояние физического и психического здоровья населения определяет интеллектуальный потенциал и экономические возможности страны
Здоровое население является безусловным признаком сильного государства. Именно состояние физического и психического здоровья населения определяет интеллектуальный потенциал и экономические возможности страны. Социально–экономические и политические преобразования не имеют смысла, если они не направлены на создание всех условий для полноценной жизни людей. К 2010 году кризис деятельности медицинских учреждений приближался к той черте, за которой мог последовать распад всей системы здравоохранения. Все более широкое распространение получала теневая сторона оплаты медицинских услуг. Выведение здравоохранения из кризиса, его стабилизация и развитие явилось мерой по обеспечению национальной безопасности и стало одной из неотложных задач. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 20 апреля 2010 года Министерством здравоохранения Российской Федерации был подготовлен проект Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011–2012 годы, направленный на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъектов Российской Федерации с целью повышения удовлетворенности ею. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. № 90) и пунктами 76–88 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690. В государственной программе представлены значения 10 показателей (индикаторов) как по Российской Федерации в целом, так и в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение № 2 к государственной программе) и расписаны источники их финансирования: бюджет субъекта, федеральный бюджет РФ, государсвенные внебюджетные фонды. В рамках перехода с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы ОМС, субъект Российской Федерации реализовал комплекс организационных мероприятий по подготовке и включению в тариф на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования стало осуществляться с учетом необходимости выполнения стандартов оказания медицинской помощи, установленных Минздравсоцразвития России, а также на основе эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности. Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения – это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления. Актуальность темы данной работы предопределена выше изложенным. Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Усинская центральная районная больница" (ГБУЗ РК «УЦРБ»). Предмет исследования – финансирование учреждений здравоохранения. Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансирование учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ РК Усиснкая ЦРБ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1 Рассмотреть понятие, источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения. 2 Рассмотреть источники финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории РК. 3 Рассмотреть характеристику ГБУЗ РК «УЦРБ». 4 Проанализировать финансирование бюджетного учреждения ГБУЗ РК «УЦРБ». 5 Разработать мероприятия по привлечению дополнительных финансовых средств. Теоретико–методической основой написания дипломной работы послужили нормативно–законодательные акты РФ и республики Коми, финансовая отчетность ГБУЗ РК «УЦРБ», проекты и программы реализации реформы здравоохранения, учебные пособия, периодические статьи. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАЙОННОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ (РЦБ)
1.1 Финансирование организаций здравоохранения: понятие, источники и механизмы Финансовые ресурсы бюджетных организаций – это денежные средства, которыми оперативно управляют бюджетные организации, в результате взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, накопления, использования их. Источники, которые в настоящее время финансируют организации здравоохранения, следующие: – Бюджетные средства, которые согласно установленным нормативам выделяются учреждениям здравоохранения. Нормативы бюджетного финансирования – цена (тариф) на работы (услуги) потребителя, которые предоставляются ему государством. –ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования), ресурсы медицинских страховых организаций. – Денежные средства, принадлежащие государственным, частным, общественным организациям, гражданам, получаемые от проведения мероприятий на платной основе договоров заключаемых с юридическими лицами и получаемые от заказов населения, например, денежные средства поступившие за предоставленные сверхнормативные услуги в сфере медицинского обслуживания граждан, также полученные от выполнения работ (услуг). – Доходы от предпринимательской и иных видов деятельности (например, доходы от реализации лекарственных средств, медицинских препаратов), доходы от аренды основных фондов и имуществ организаций здравоохранения; и т.п.. Основные источники финансовых ресурсов в организации здравоохранения средства: ФОМС, федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты. Рассмотрим средства ОМС. Система здравоохранения в РФ представляет собой страховую медицину и частично государственную. Здравоохранение при страховой медицине финансируются за счет формирования обязательных отчислений всех предприятий независимо от формы собственности, организационно–правовой формы, страховых платежей предпринимателями (ПБОЮЛ) [6, 41 с.]. В РФ основной нормативный акт, регулирующий медицинское страхование – Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», согласно, которому медицинское страхование – форма социальной защиты охраны здоровья населения, гарантия получения гражданами медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных средств, также финансирования профилактических мероприятий. Используется два вида медицинского страхования: обязательное страхование и добровольное страхование [12]. Обязательное медицинское страхование (ОМС)– является составной частью государственного социального страхования, обеспечивающей гражданам Российской Федерации получение медицинской помощи и лекарственных средств на принципах равенства возможностей. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) ежемесячно перечисляет средства для оплаты медицинских услуг, с учетом среднедушевых норматиов и количества застрахованных на счета страховщиков ОМС производят оплату, контролируя объемы, качество предоставленных услуг и сроки. Оплата счет – фактур медицинских организаций производится ежемесячно соответственно объему оказанной медицинской помощи населению. Страховщики соответственно объему оказанной медицинской помощи ежемесячно производят оплату счет – фактур медицинских организаций. Принцип добровольного медицинского страхования оказание помощи гражданам дополнительно страхующим свое здоровье и жизнь ( основан на коммерческой основе). Действующая в России Базовая и Территориальные программы ОМС определяет: амбулаторно–поликлиническую и стационарную помощь, организация здравоохранения, средства ОМС при определенных заболеваниях гражданам, которые постоянно проживают на данной территории, за счёт указанных средств мероприятия по профилактике заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение. Базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатываемая Минздравом Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Территориальные программы обязательного медицинского страхования на основе базовой программы утверждаются органами государственного управления субъектов Российской Федерации. Медицинские организации – один из участников системы ОМС независимо от формы собственности, лицензировано по программам ОМС на осуществление конкретно определенной деятельности и услуг, имеют аккредитацию, соответствует установленным профессиональным стандартам. Охарактеризуем средства бюджета. В настоящее время организация здравоохранения финансируются по сметному принципу: для каждой организации утверждается смета расходов, которые производятся за счет планируемых и выделяемых средств по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Установлен порядок составления индивидуальной сметы для медицинской организации осуществляемый согласно нормативам расходов рассчитанным для единицы объема выполненных работ и для показателей объема работы от дельного подразделения: среднегодовое количество коек, количество койко–дней, среднегодовое число должностей административно–хозяйственного и медицинского персонала, количество посещений в поликлинике т.д. Например, расходы для амбулаторно–поликлинической помощи планируются исходя из числа врачебных посещений поликлиники (около 12 посещений в год), а для стационарной помощи планируется среднегодовое количество коек [6, 43 с.]. Смета расходов медицинской организации содержит статьи: – фонд заработной платы, устанавливает Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (60% затрат содержания медицинских организаций); – начисления на заработную плату в размере 39–40%; – расходы на медикаменты в стационарах (исходя из нормы расходов на койко–день) и на бесплатную, и на льготную выдачу медикаментов; – расходы на хозяйственные и на канцелярские нужды (исходя из нормы расходов на одну койку в год); – расходы на питание больных (исходя из нормы расходов на койко–день); – расходы на приобретение мягкого инвентаря и на оборудование, (по дифференцированным нормам, зависящих от профиля отделения); – командировочные расходы соответственно действующим нормам; – расходы, связанные с капитальным ремонтом зданий (исходя из финансово–сметных расчетов); – прочие расходы: проведение культурно–массовых мероприятий для больных, оплата услуг санитарной авиации и др.). Размер расходов корректируется с учетом коэффициента инфляционных ожиданий. Контроль использования средств выделенных медицинским организациям осуществляется в форме ревизий и тематических проверок. Расчетные показатели финансирования сводного планирования расходов по районам и городам следующие: – цену за конкретную медицинскую услугу, определяют согласно базовой смете расходов; –средняя стоимость лечения больного; – стоимость одного оконченного случая лечения больного на основе клинико–статистических групп в рамках определяемых равных расценок за лечение; – финансирование работающего и неработающего населения согласно среднедушевого норматива, зависящего от возможностей территориальных бюджетов; – комбинация рассмотренных методов. Кроме бюджетного финансирования содержание организаций финансируется за счет целевых программ по здравоохранению. Такая форма бюджетного финансирования была введена для уменьшения дефицита финансовых ресурсов деятельности организаций здравоохранения. Полученные организациями средства истрачиваются строго по их целевому назначению, и соответствуют утвержденным показателям расходов по отдельным статьям, они не могут сами по – своему усмотрению перераспределять средства между разными статьями расходов. Согласно сметному финансированию финансовые органы контролируют направления использования средств, и могут быть уверены в их целенаправленном использовании. Итак, современная система финансирования здравоохранения представляет собой смешанный бюджетно–страховой механизм, при котором капитальные вложения, целевые программы, и некоторые другие расходы оплачиваются за счет средств государства, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется за счет системы медицинского страхования.
1.2 Источники финансирования бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на примере Территориальной программы государственных гарантий Республики Коми
Рассмотрим источники финансирования бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее – Программа). В программе представлены значения 11 показателей (индикаторов) как и в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и расписаны источники их финансирования: бюджет субъекта, федеральный бюджет РФ, государственные внебюджетные фонды. Целью Программы является достижение единого механизма реализации конституционных прав граждан для бесплатного получение медицинской помощи в гарантированном объеме и качестве за счет всех источников финансирования. Программа сформирована и регламентирует порядок оказания медицинской помощи, основные стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения Республики Коми, данные медицинской статистики. Программой определяются виды, формы и условия бесплатной медицинской помощи, устанавливаются перечни заболеваний при которых медицинская помощь осуществляется бесплатно, категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно, нормы финансирования медицинской помощи, в том числе финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи и среднедушевые нормативы финансирования, порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, структура тарифов, способы оплаты медицинской помощи, критерии качества медицинской помощи, оказываемой гражданам на территории Республики Коми бесплатно. Источники финансового обеспечения, предусмотренные на оказание медицинской помощи на территории Республики Коми, предуставлены разделом IV Программы и включают в себя средства бюджетов: федерального и республиканского, а также средства обязательного медицинского страхования. Характеристику стоимости Программы в зависимости от источников финансового обеспечения определяют следующие показатели: на 2014 год - 17861590,15 тыс.руб., в том числе средства консолидированного бюджета Республики Коми – 5118384,65 тыс.руб. , средства ОМС – 12 743 205,5 тыс.руб.., на 2015 год - 20917752,18 тыс.руб., в том числе средства консолидированного бюджета Республики Коми – 5982 769,36 тыс.руб., средства ОМС – 14934982,82 тыс.руб. Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок передачи из республиканского бюджета Республики Коми бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования межбюджетных трансферт на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи, включая оказание медицинской помощи незастрахованным гражданам и при заболеваниях, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования. Правительством Республики Коми устанавливается порядок осуществления финансирования расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Законом Республики Коми от 12.11.2004 №55–РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Из средств бюджета Республики Коми осуществляется оказание медицинской помощи (исключение - медицинская помощь, оказываемая за счет средств ОМС), предоставление медицинских и иных услуг в государственных организациях здравоохранения РК, входящих в номенклатуру организаций здравоохранения, утвержденную федеральным органом исполнительной власти (в кабинетах и центрах по профилактике синдрома приобретенного иммунодефицита, на станциях переливания крови, врачебно–физкультурных диспансерах, в кабинетах и центрах охраны здоровья семьи и репродукции, бюро мед.статистики, в кабинетах и центрах охраны здоровья подростков, в кабинетах и центрах лечебной профилактики, домах ребенка, специализированных домах ребенка, санаториях, в кабинетах и центрах профессиональной патологии, в бюро судебно–медицинских экспертиз, патологоанатомических бюро, медицинских информационно–аналитических центрах, а также в медицинских и иных организациях, которые не участвуют в реализации Программы обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований бюджета Республики Коми осуществляется финансирование проведения осмотра врачами и диагностические исследования в целях мед. освидетельствования лиц, желающих удочерить ребенка, взять под опеку или попечительство, в приемные семьи или патронатные семьи детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказание медицинской помощи гражданам при постановке на воинский учет, поступление на военную службу по контракту, призыв на военную службу, поступление в военные профессиональные учреждения, высшие военные образовательные организации, призыв на военные сборы, при направлении на альтернативную гражданскую службу. В порядке, регламентированном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» компенсируются расходы граждан и юридических лиц по проведению медицинского освидетельствования граждан в целях определения годности к военной службе. На основании Федерального закона от 24.07.1998 №125–ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляется оплата расходов на оказание медицинской помощи застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве. Оплата производится региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 №286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Таблица 1 – Все источники финансирования здравоохранения в РК на 31.12.2014 (автор)
Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия
Бюджет РК
Федер.бюджет РФ
Госуд. Внебюдж.фонды
Всего
Уд вес
бюджета РК
Федерального бюджета РФ
Госуд. Внебюдж.фондов
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие здравоохранения
12580018
466557,1
13341493
26686048
47,14
1,74
49,99
Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. Первичная медико–санитарная помощь
866600,8
8807,7
5958871,1
6834279,6
12,68
0,12
87,19
Модернизация оказания специализированной, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой медицинской помощи, медицинской эвакуации
2234142
279799,5
5021977,7
7535919,2
29,64
3,71
66,64
Охрана здоровья матери и ребенка
676878
9372,8
1916289,1
2602539,9
26,00
0,36
73,63
Развитие медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения, в том числе детям
1007741,2
236254,8
1243996
81,00
0
18,99
Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
170860,4
–
–
170860,4
100
–
–
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
5
6
7
8
Кадровое обеспечение системы здравоохранения
64698
–
–
64698
100
–
–
Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях
676262,1
458952
–
1135214,1
5,93
40,43
–
Обеспечение реализации государственной программы
6882835,8
7605,1
208100,2
7098541,1
96,96
0,107
2,93
Развитие государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения
–
–
–
–
–
–
–
Развитие информационных технологий в здравоохранении
–
–
–
–
–
–
–
Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Республики Коми
–
–
–
–
–
–
–
Вывод. Согласно таблице 1 наибольщий удельный вес выделенных источников финансирования для оказания бесплатной медицинской помощи по указанным индикаторам или подпрограммам программы «Развитие здравоохранеия» занимают в основном государственные внебюджетные фонды, к примеру на подпрограмму « Охрана здоровья матери и ребенка» выделено 1916289,1 тыс.руб. (73,63%) из государственных внебюджетных фондов, 676878 тыс.руб.(26%) выделено из бюджета республики Коми, и наменьший удельный вес приходится на средства, выделенные из Федерального бюджета РФ. Средства финансирования не выделялись на 3 подпрограммы: развитие государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения; развитие информационных технологий в здравоохранении; совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Республики Коми. Средства республиканского бюджета Республики Коми, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования. (Примечание к таблице 2). Таблица 2 –Все источники финансирования здравоохранения в РК на 31.12.2016 (автор)
Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия
Сводная бюджетная роспись на отчетную дату
Кассовое исполнение
Бюджет РК
Федер.бюджет РФ
Госуд. Внебюдж.фонды
Всего
Бюджет РК
Федерального бюджета РФ
Госуд. Внебюдж.фондов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Развитие здравоохранения
5572979,2
564298,3
14104530,6
20241808,1
27,53
2,78
69,68
19896095,8
1 Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. Первичная медико–санитарная помощь
776288,6
32,1
4069473,2
4845793,9
16,01
0,0006
83,97
4786750,6
2 Модернизация оказания специализированной, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой медицинской помощи, медицинской эвакуации
2129575,6
175990,5
7527433,6
9832999,7
21,65
1,78
76,55
9785339,6
3. Охрана здоровья матери и ребенка
302629,7
1221,6
2178187,8
2482039,1
12,19
0,049
87,75
2473836,6
4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения, в том числе детям
520761,3
–
63126,1
583887,4
89,18
–
10,81
561063,6
5. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
223158,3
–
–
223158,3
100
–
–
191514,7
6. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
99955,1
–
–
99955,1
100
–
–
81008,4
7.Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях
770613,5
384341,7
–
1154955,2
66,72
33,27
–
1023852,7
8.Обеспечение реализации государственной программы
749996,9
2712,4
266309,9
1019019,2
73,59
0,266
26,13
992729,5
Вывод. В таблице 2 дана информация о расходах республиканского бюджета Республики Коми (с учетом средств федерального бюджета), территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию целей государственной программы Республики Коми «Развитие здравоохранения». Согласно таблице 2 наибольщий удельный вес выделенных источников финансирования для оказания бесплатной медицинской помощи по указанным индикаторам или подпрограммам программы «Развитие здравоохранеия» занимают в основном государственные внебюджетные фонды. На программу «Развитие здравоохранеия» выделено 20241808,1тыс.руб. (69,68%) из государственных внебюджетных фондов, 5572979,2 тыс.руб.(27,53%) выделено из бюджета республики Коми, и наменьший удельный вес приходится на средства, выделенные из Федерального бюджета РФ. Освоение средств по всем источникам финансирования по итогам 2016 года в разрезе подпрограмм следующее: подпрограмма 1: освоение – 98,78% (плановое финансирование – 4845793,9 тыс. руб., фактическое исполнение – 4786750,6 тыс. руб.); подпрограмма 2: освоение – 99,52% (плановое финансирование – 9832999,7 тыс. руб., фактическое исполнение – 9785339,6 тыс. руб.); подпрограмма 3: освоение – 99,67,0% (плановое финансирование – 2482039,1 тыс. руб., фактическое исполнение – 2473836,6 тыс. руб.); подпрограмма 4: освоение – 96,09% (плановое финансирование – 38387,4 тыс. руб., фактическое исполнение – 561063,6 тыс. руб.); подпрограмма 5: освоение – 85,82% (плановое финансирование – 223158,3 тыс. руб., фактическое исполнение – 191 514,7 тыс. руб.); подпрограмма 6: освоение – 81,04% (плановое финансирование – 99 955,1 тыс. руб., фактическое исполнение – 81 008,5 тыс. руб.); подпрограмма 7: освоение – 88,65% (плановое финансирование – 1 154 955,2 тыс. руб., фактическое исполнение – 1 023 852,8 тыс. руб.); подпрограмма 8: освоение – 99,42 % (плановое финансирование – 1019019,2 тыс. руб., фактическое исполнение – 992729,5 тыс. руб.).
Таблица 3 – Использование бюджетных ассигнований республиканского бюджета республики Коми на реализацию государственной программы на 31.12.2016 (автор) тыс.руб.
Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия
1. Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. Первичная медико–санитарная помощь
751570,8
–
24750
776320,7
721088,4
2. Модернизация оказания специализированной, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой медицинской помощи, медицинской эвакуации
2305457,2
108,9
–
2305566,1
2264955,2
3. Охрана здоровья матери и ребенка
303851,2
–
–
303851,2
297688,6
4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения, в том числе детям
312264,4
208496,8
–
520761,3
497996,6
5. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
–
–
–
2223158,3
191514,7
6. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
–
–
–
99955,1
91008,5
7. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях
–
–
–
1154955,2
1 023 852,8
8. Обеспечение реализации государственной программы
7224521,7
7 202 858,2
Общее освоение средств республиканского бюджета по итогам реализации государственной программа Республики Коми «Развитие здравоохранения» в 2016 году составляет 97,4% (плановое финансирование – 12 609 089,8 тыс. руб., фактическое исполнение – 12 280 962,9 тыс. руб.), в том числе в разрезе главных распорядителей бюджетных средств: Министерство здравоохранения Республики Коми: освоение – 97,5% (плановое финансирование – 12 375 734,0 тыс. руб., фактическое исполнение – 12 065 865,6 тыс. руб.); Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми: освоение – 91,5% (плановое финансирование – 208 605,7 тыс. руб., фактическое исполнение – 190 791,1 тыс. руб.). Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений: освоение – 98,2% (плановое финансирование – 24 750,0 тыс. руб., фактическое исполнение – 24 306,0 тыс. руб.). Освоение средств республиканского бюджета по итогам 2016 года в разрезе подпрограмм следующее: подпрограмма 1: освоение – 92,9% (плановое финансирование – 776 320,7 тыс. руб., фактическое исполнение – 721 088,4 тыс. руб.); подпрограмма 2: освоение – 98,2% (плановое финансирование – 2 305 566,1 тыс. руб., фактическое исполнение – 2 264 955,2 тыс. руб.); подпрограмма 3: освоение – 98,0% (плановое финансирование – 303 851,3 тыс. руб., фактическое исполнение – 297 688,6 тыс. руб.); подпрограмма 4: освоение – 95,6% (плановое финансирование – 520 761,3 тыс. руб., фактическое исполнение – 497 996,6 тыс. руб.); подпрограмма 5: освоение – 85,8% (плановое финансирование – 223 158,3 тыс. руб., фактическое исполнение – 191 514,7 тыс. руб.); подпрограмма 6: освоение – 81,0% (плановое финансирование – 99 955,1 тыс. руб., фактическое исполнение – 81 008,5 тыс. руб.); подпрограмма 7: освоение – 88,6% (плановое финансирование – 1 154 955,2 тыс. руб., фактическое исполнение – 1 023 852,8 тыс. руб.); подпрограмма 8: освоение – 99,7% (плановое финансирование – 7 224 521,7 тыс. руб., фактическое исполнение – 7 202 858,2 тыс. руб.). Финансирование государственных организаций здравоохранения по итогам 2016 года на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг в сфере здравоохранения было исполнено на 96,9%: плановое финансирование – 4 055 134,5 тыс. руб., фактическое финансирование – 3 928 854,6 тыс. руб.
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУЗ РК «УЦРБ»
2.1 Характеристика деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больниц» (ГБУЗ РК «УЦРБ») является юридическим лицом, находящимся в ведении Минздрава республики Коми и функционирующим в соответствии с законодательством РФ, РК, Уставом учреждения, приказами и указаниями Минздрава РК и РФ. Муниципальное учреждение «Усинская центральная районная больница» зарегистрированное 30 декабря 1994 года, с 1 января 2013 года МУ «УЦРБ» находится в подчинении Министерства здравоохранения Республики Коми и называется Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больница» (ГБУЗ РК «УЦРБ»). Располагается в регионе: Коми, республика, Усинск. Юридический адрес: 169710, Республика Коми, г. Усинск, пр–д Больничный, д. 2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больница», является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств республиканского бюджета на выполнение госзадания, субсидий на иные цели, средств ОМС и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми и не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности, а направляет ее на уставные цели. Учредителем и собственником Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми ( Учредитель). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Коми осуществляет Агентство Республики Коми по управлению имуществом (Агентство). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в Министерстве финансов Республики Коми, бланки, штампы, печать установленного образца со своим наименованием, местонахождением, а также другие средства индивидуализации. Учреждение осуществляет оперативный бухгалтерский учет финансовой деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерский баланс, отчет об исполнении плана финансово–хозяйственной деятельности составляется отдельно в разрезе источников финансирования. Основная цель деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ» – оздоровление и поддержание здоровья населения. Источниками поступления финансовых средств в ГБУЗ РК «УЦРБ» являются: бюджетные средства, выделяемые учреждению на основе установленных нормативов; средства ФОМС; платные услуги. В своей деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ» руководствуется приказом Министерства здравоохранения РФ № 6 от 13.01.1995 «Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре», другими нормативно–правовыми актами РФ и РК в области здравоохранения, Уставом ГБУЗ РК «УЦРБ». Учреждение ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» состоит из 41 структурного подразделения, 1 хозрасчетного отделения, в 2015 году в системе обязательного медицинского страхования функционировали 40 отделений (Рисунок 1).
Организационно– методический отдел
Общебольничный персонал
Администрация
поликлиника
стационар дневной
Отделение
лаборатория
Остальные подразделения
Взрослая;
Детская;
Стоматологическая;
Женская консультация
при взрослой поликлинике
при детской поликлинике
при женской консультации
Педиатрическое;
Акушерско–гинекологическое;
патологии новорожденных;
Неврологическое
Терапевтическое
Инфекционное
Хирургическое
Травматологическое
анестезиологии и реанимации
лучевой диагностики
Физиотерапевтическое
Центральное стерилизационное
Операционное
функциональной диагностики
Приемно
Патологоанатомическое
Хозрасчетное
Психонаркологическое
переливания крови
скорой медицинской помощи
Сестринский уход
Бактериологическая
Клинико–диагностическая
СПИД–лаборатория
Аптека
Пармская врачебная амбулатория
Щельябожская участковая больница
Усть–Усинская участковая больница
Мутно–Материкская участковая больница
Фельдшерско–акушерские пункты
Рисунок 1 – Структурные подразделения, функционирующие в системе ОМС
Для достижения поставленных целей Учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности: доврачебная помощь;
скорая и неотложная медицинская помощь;
амбулаторно–поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому;
стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара;
работы и услуги по специальности сестринского дела;
работы и услуги по заготовке, производству, транспортировке и хранению донорской крови, ее компонентов и препаратов;
работы и услуги по применению методов традиционной медицины;
работы и услуги по экспертизе наркологической;
работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности;
работы и услуги по экспертизе на право владения оружием;
работы и услуги по специальности эпидемиология;
фармацевтическая деятельность;
техническое обслуживание медицинской техники;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
деятельность, связанная с использованием инфекционных заболеваний III –IV группы патогенности.
Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять платные медицинские услуги в соответствии с Положением об оказании платных услуг. Информацию о количестве штатных единиц в ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» по видам источников финансирования представим в виде таблицы 4.
Таблица 4– Динамика штатных единиц в ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014-2015 гг.
Штатные единицы по видам финансирования
2014 год
2015 год
Абсолютное отклонение, +/–
Относительное отклонение,%
1
2
3
4=3–2
5=(3/2 –1)*100
Итого штатных единиц, в т.ч. за счет средств
1304
1349
45
3,4
– ОМС
890
1281
391
43,9
–бюджет
347
–
–347
–
–внебюджетная деятельность
67
68
1
1,49
Как видно из таблицы 4, штатная численность в 2015 году в сравнении с 2014 годом увеличилась на 45 штатных единиц, функционирующих за счет средств ОМС на 391 штатную единицу увеличилось, за счет внебюджетной деятельности на 1 штатную единицу. Увеличение штатной численности произведено с учетом расчета штатных нормативов на 2015 год. Данное увеличение произошло в связи приобретением нового медицинского оборудования и расширения предоставляемых услуг, что повлекло за собой привлечение дополнительных врачебных должностей, должностей среднего медицинского и прочего персонала. По категориям работников штатное расписание представим в виде таблицы 6.
Таблица 6 – Штатная численность персонала учреждения в ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014-2015 гг..
Категория работников
2014 год
2015 год
Абсолютное отклонение, +/–
Относительное Отклонение,%
1
2
3
4
5
Врачи
219
223
4
1,82
– ОМС
170
206
36
21,17
–бюджет
32
–
–32
–
–внебюджетная деятельность
17
17
–
–
Средний медперсонал
623
651
28
4,5
– ОМС
475
615
140
29,5
–бюджет
112
–
–112
–
–внебюджетная деятельность
36
36
–
1,0
Младший медперсонал
269
279
10
3,7
– ОМС
221
271
50
22,6
–бюджет
40
–
–40
–
–внебюджетная деятельность
8
8
–
–
Прочие
193
196
3
1,5
– ОМС
24
189
165
687,5
–бюджет
163
–
–163
–
–внебюджетная деятельность
6
7
1
16,7
Всего
1304
1349
45
3,45
Как видно из таблицы 5, в 2015 году произошло общее увеличение штатной численности на 3,45 %, т.е. на 45 штатных единиц. По всем категориям персонала бюджетные ставки в полном объеме перенесены на ОМС. По категории врачей общее увеличение произошло на 1,8%, что составляет 4 единицы и общее количество ставок врачей в 2015 году составило 223 единицы. По среднему медицинскому персоналу увеличение произошло на 4,5% , т.е. на 28 единиц и составило в 2015 году 651 штатную единицу. По младшему медицинскому персоналу общее увеличение составило 10 штатных единиц, т.е. увеличение произошло на 3,7%. По прочему персоналу общее увеличение составило 1,5%, т.е. увеличение в абсолютных единицах составило 3 единицы, в том числе на одну штатную единицу по внебюджетной деятельности. Плановые объемы по видам медицинской помощи представим в виде таблицы 7.
Таблица 7 – Объемы медицинской помощи
№ п/п
Наименование
Единица измерения
2014
2015
1
Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе: - по бюджету - по программе ОМС
Посещение
452 750
51 296 401 454
354 807
Х 354 807
2
Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, в том числе: - по бюджету - по программе ОМС
Пациенто-дней
23 904
1 084 22 820
17 779
Х 17 779
3
Стационарная помощь, в том числе: - по бюджету - по программе ОМС
Койко-дни
99 458 17 350 82 108
91 831 Х 91 831
4
Скорая медицинская помощь, в том числе: - по бюджету - по программе ОМС
Вызов
16 623 16 623 Х
15 612 Х 15 612
ИТОГО, в том числе: - по бюджету - по программе ОМС
592 735 86 353 506 382
480 029 Х 480 029
Снижение объемных показателей по всем видам медицинской помощи вызвано сокращением утвержденных плановых показателей в сравнении с расчетными данными, с учетом функций врачебных должностей, а также сокращением численности населения в сравнении с 2014 годом. Далее производятся расчеты по финансовому планированию на основании утвержденных объемных показателей. Для определения финансирования медицинской помощи утверждаются тарифы на медицинскую услугу. Помимо утвержденных объемов по видам медицинской помощи, в учреждении производятся расходы по вспомогательным службам, обеспечивающим непрерывный процесс функционирования учреждения. Это прачечная, пищеблок, лифтеры, автохозяйство и другие. 2.2 Анализ источников финансирования учреждения
Рассмотрим источники финансирования деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2015 гг. (таблица 6).
Таблица 6 – Источники финансирования деятельности с целевыми средствами ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2015 гг. тыс. руб.
Наименование вида дохода
2014
2015
Отклонение (+/-)
абс.
отн.
Доходы всего, в том числе:
3 510 447,4
3 155 614,8
–354 832,5
–10,10
Прочие доходы, в том числе
3 510 447,4
3 155 614,8
–354 832,5
–10,10
по субсидиям на иные цели
3 510 447,4
3 155 614,8
–354 832,5
–10,10
Как видно из таблицы 6, в 2014 году на деятельность с целевыми средствами поступили субсидии на иные цели в размере 3 510 447,43 тыс.руб. В 2015 году доходы уменьшились на 354 832,5 тыс.руб.(-10,10 %) и составили соответственно 3155 614,83 тыс.руб. Рассмотрим источники финансирования деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2015–2016 гг. (таблица 7).
Таблица 7 –Источники финансирования деятельности с целевыми средствами ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2015–2016 гг. тыс. руб.
Наименование вида дохода
2015
2016
Отклонение (+/-)
абс.
отн.
Доходы всего, в том числе:
3 155 614,8
7 551 415,1
4 395 800,30
139,3
Прочие доходы, в том числе
3 155 614,8
7 551 415,1
4 395 800,30
139,3
по субсидиям на иные цели
3 155 614,8
7 551 415,1
4 395 800,30
139,3
Как видно из таблицы 7, в 2016 году на деятельность с целевыми средствами поступили субсидии на иные цели в размере 7 551 415,1 тыс.руб. на 4 395 800,30 тыс.руб.(139,3 %) больше, чем в 2015 году. (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Источники финансирования деятельности с целевыми средствами ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2016 гг.
На рисунке 1 видно, что на финансирование деятельности с целевыми средствами выделено примерно одинаково в 2014 году и в 2015 году, а в 2016 году на финансирование деятельности с целевыми средствами выделено примерно в два раза больше, чем в 2015 году.
Таблица 8 –Источники финансирования деятельности по оказанию услуг (работ) ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2015 гг. тыс. руб.
Наименование вида дохода
2014
2015
Отклонение (+/-)
абс.
отн.
Доходы всего, в том числе:
665 759 780,1
56 727 747,96
-609 032 032,14
-91,48
Доходы от оказания платных услуг (работ)
528 979 129,4
–
-528 979 129,40
-100
Доходы от штрафов, пени, иных сумм принудительного изъятия
20 259,00
–
-20 259,00
-100
Доходы от операций с активами
–77 262 876,7
48 222 170,17
125 485 046,87
-162,4
доходы от реализации активов их них
–77 098 777,2
48 222 170,17
125 320 947,37
-162,5
доходы от реализации нефинансовых активов
–77 098 777,2
48 222 170,17
125 320 947,37
-162,54
Прочие доходы, в том числе
214 049 686,6
8 505 577,79
-205 544 108,81
-96,02
по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
120 714 525,0
–
-120 714 525,00
–100
по субсидиям на иные цели
–
93 944 365,47
93 944 365,47
100
иные прочие доходы
93 335 161,57
–85 438 787,6
-178 773 949,17
-190,94
Как видно из таблицы 8, в 2014 году поступили инвестиции на деятельность по оказанию услуг (работ) в размере 665 759 780,1 тыс.руб. ,в 2015 году инвестиции уменьшились на 609 032 032,14 тыс.руб.(-91,48 %) и составили соответственно 56 727 747,96 тыс.руб. В 2014 году наибольшие доходы составили от оказания платных услуг (работ) – 528 979 129,46 тыс.руб., в 2015 году поступлений не было, доходы от штрафов пени, иных сумм принудительного изъятия составили 20 259,00 тыс.руб., в 2015 году данного вида доходов не было. Получены субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания – 120 714 525,05 тыс.руб., на иные прочие доходы – 93 335 161,57 тыс.руб. Операции с активами принесли расход в сумме 77 262 876,73 тыс.руб. В 2015 году наибольшие доходы составили: операции с активами – 48 222 170,17 тыс.руб.на 125 320 947,37 тыс.руб. больше,чем в 2014 году., субсидии – 93 944 365,47 тыс.руб. Иные прочие расходы составили 85 438 787,68 тыс.руб.(Рисунок 3).
Рисунок 3 – Источники финансирования деятельности по оказанию услуг (работ) ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2015 гг. На рисунке 3 видно, что в 2015 году источники финансирования – доходы от оказания платных услуг, штрафов, пени, иных сумм принудительного изъятия отсутствуют, в 2014 году источники финансирования – доходы от оказания платных услуг в два раза больше, источников прочих доходов.
Таблица 9 –Источники финансирования деятельности по оказанию услуг (работ) ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2015–2016 гг. тыс. руб.
Наименование вида дохода
2015г
2016 г
Отклонение (+/-)
абс.
отн.
Доходы всего, в том числе:
56 727 747,96
660 649 390
603 921 642
1064,6
Доходы от оказания платных услуг (работ)
–
532 020 739
532 020 739
–
Доходы от сумм принудительного изъятия
–
–133 290 448
–133 290 448
–
Доходы от операций с активами
48 222 170,17
–133 737 882
-181 960 052
- 377,4
доходы от реализации активов их них
48 222 170,17
–133 737 882
-181 960 052
- 377,3
доходы от реал. нефинансовых активов
48 222 170,17
–133 737 882
-47 774 736
- 99,1
чрезвычайные доходы от операций с активами
–
447 433,99
447 433,99
–
Прочие доходы, в том числе
8 505 577,79
261 919 099
108 044 615
1270,3
по субсидии на выполнение гос. задания
–
116 550 193
116 550 193
–
по субсидиям на иные цели
93 944 365,47
–
–93 944 365,47
–
иные прочие доходы
–85 438 787,6
145 368 906
59930118,4
–270,1
Как видно из таблицы 9, в 2016 году на деятельность по оказанию услуг (работ) поступили доходы 660 759 780,13 тыс.руб. на 603921642 тыс. руб. (1064,6%) больше, чем в 2015 году. Наибольшие доходы в 2016 году составили от оказания платных услуг (работ) – 532 020 739,11 тыс.руб., чрезвычайные доходы от реализации нефинансовых активов – 447 433,99 тыс.руб. , на 47 774 736 тыс.руб. (- 91,9 %) меньше, чем получено в 2015 году, от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания – 116 550 193,05 тыс.руб., иные прочие доходы – 145 368 906,38 тыс.руб. Операции с активами принесли расход в сумме 133 290 448,19 тыс.руб. (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Источники финансирования деятельности по оказанию услуг (работ) ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2015–2016 гг. На рисунке 4 видно, что в 2015 году источники финансирования – доходы от оказания платных услуг, доходы от сумм принудительного изъятия отсутствуют, в 2016 году источники финансирования – доходы от оказания платных услуг в два раза больше, источников прочих доходов.
Таблица 10 –Источники финансирования деятельности ГБУЗ РК «УЦРБ» за 2014–2015 гг.