Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников



Скачать 79.26 Kb.
Дата20.04.2016
Размер79.26 Kb.
ТипУчебники

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Здоровый ребёнок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни – счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье.

На уроках программа реализуется с помощью УМК “Школа 2100”, которые способствуют созданию здоровосберегающей среды обучения; формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря которому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплектов предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

В режиме учебного дня проводятся   физкультурно – оздоровительные мероприятия:

Утренняя гимнастика  (комплекс упражнений сменяется каждые две недели);

Физкультминутки на уроках (меняются постоянно);

Гимнастика для рук;

Подвижные игры на больших переменах.

Особое внимание уделяю предупреждению  скалеоза у детей.

  Урок – главное поле реализации  принципов  здоровьесбережения. Забота о здоровье подводит меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: урок – игра, урок – соревнование, конкурсы, экскурсии и др.

Доброжелательная атмосфера на уроке – важный момент здоровьесберегающих технологий. В качестве эмоциональных разрядок использую шутки, улыбки, поговорки, афоризмы, юмористические картинки и четверостишия.

На уроках я использую технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Для этого соблюдаю гигиенические условия в кабинете (проветриваю класс, слежу за оптимальной чистотой в кабинете), чередую виды учебной деятельности и виды преподавания, контролирую рабочую позу учащихся;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Для предупреждения преждевременной утомляемости стремлюсь правильно организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом их оптимальной продолжительности, объёма, нагрузки и видов учебной деятельности, организую двигательный режим учащихся (физминутка) с учётом их возрастной динамики;

технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Считаю наиболее приемлемым рассматривать на уроках вопросы, связанные со здоровьем и формированием навыков здорового образа жизни учащихся.

Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривления осанки. На каждом уроке с целью предупреждения переутомления продумываю содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов: физминуток, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, массажа биологически - активных точек. Кроме оздоровительных моментов в течении урока, о которых говорилось выше, обязательным физкультурно – оздоровительным мероприятиями в классе являются:


  • утренняя зарядка, которая повышает работоспособность, тонус учащихся, кровообращение головного мозга, поднимает настроение. Зарядка проводится с веселой речевкой или под ритмичную музыку, создавая у учащихся позитивные эмоции на целый рабочий день.

  • музыкальные физминутки отмечаются положительным влиянием на психическое самочувствие детей, совершенствование координации движений, формирование красивой осанки ,

  • игровые подвижные перемены помогают детям отдохнуть не только физически, но и получить заряд положительных эмоций;

  • прогулки на свежем воздухе проводятся в разной форме: игровые, темповые, осаночные, вольные;

Оздоровительную работу в классе я выстраиваю в тесном единстве с учебно – воспитательной работой:

- в содержание УМК включены некоторые темы, которые формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы в курсе окружающий мир, технология. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом;

- с целью воспитания негативного отношения к вредным привычкам провожу классные часы с учетом программ и пособий Л.О. Романовой "Полезные привычки", М.М.Безруких «Разговор о правильном питании».

С первого класса ребята познают азы ЗОЖ, учатся относиться к своему здоровью как к ценности через систему классных часов, часов откровений, бесед, диспутов, устных журналов, творческих конкурсов и викторин, игр, соревнований. С темами о ЗОЖ связаны темы классных часов, проводимых в форме игры «В гостях у Мойдодыра», темы исследований и проектных работ «Здоровый образ жизни - это стильно!». Традиционными мероприятиями в классе стали поездки, экскурсии, спортивные праздники, конкурсы рисунков, фоторепортажей, плакатов, пословиц о здоровье и ЗОЖ. Участие в спортивных мероприятиях школы, посещение фитнес -центра "Здоровье". У меня сложилась определённая система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Активно привлекаю родителей к обучению   детей здоровому образу жизни: провожу тематические родительские собрания,  индивидуальные беседы, классные часы, дни Здоровья, поездки и т.д.

Привлечение родителей делает работу по формированию ЗОЖ более глубокой, всесторонней и систематической.

Здоровьесбережению в моих классах способствует так же:

100% охват горячим питанием

Своевременное проведение инструктажей, бесед по ОБЖ

Организация подвижных игр на переменах и динамических пауз на свежем воздухе

Использование психологических игр и упражнений

Проведение системы классных часов о здоровье

Обеспечение питьевого режима

Сотрудничество с кислородной компанией «ВИТАсфера», с помощью которой осуществляется профилактика ОРВИ и гриппа посредством приема учащимися кислородных коктейлей.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий стало высокое качество знаний, снижение заболеваемости среди учащихся, стабилизация эмоционального состояния учащихся, стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, независимо от погоды, сплочение классного коллектива, принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Благодаря использованию мною современных здоровьесберегающих технологий обеспечивается наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.

Подтверждением стабильности и динамики в состоянии физического здоровья учащихся класса является рост показателей индекса здоровья (отношение количества не болеющих детей к общему количеству учащихся).

Индекс здоровья

Учебный год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015уч.год

Индекс здоровья

57,6 %

63,7 %

71,6 %

Считаю, что успешные показатели роста индекса здоровья учащихся моего класса свидетельствуют об успешности разработанной и реализованной системы работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  Ежемесячно провожу уроки здоровья, которые формируют у детей положительную мотивацию к соблюдению правил ЗОЖ.  В нашей школе стали традиционными проведение Дней здоровья, военно-спортивная игра  «Зарничка».

 Очень важно, чтобы навыки, которые ребёнок получает в школе, закреплялись дома.   Поэтому провожу просветительскую работу с родителями.  

 В рамках внеурочной деятельности веду занятия по программе Безруких "Разговор о правильном питании".



В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Школа стремится привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Ведётся просветительская работа: лекции узких специалистов по вопросам здоровья; уроки духовно-нравственного содержания для родителей; круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся; родительские собрания. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе: “Дни здоровья” (родители помогают организовать походы, спортивные соревнования и активно участвуют в них); “Весёлые старты” (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей); “Папа, мама, я – спортивная семья” (соревнуются семейные команды); выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей).

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

  • направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

  • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

  • приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

  • достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Каталог: data -> files -> file
file -> Подбор торгового персонала
file -> Обратившийся
files -> Чтобы семья была счастливой Родительское собрание
file -> Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков и молодежи «По ту сторону удовольствия… Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков и молодежи»
file -> Уважаемый Сергей Александрович! В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29. 12. 2014 №459-фз о внесении изменений в закон
file -> Тренинг в рекруитменте


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница