Здоровьесберегающие технологии



Скачать 375,98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата04.03.2023
Размер375,98 Kb.
#205266
  1   2   3
Связанные:
Документ-2023-03-02-222031-2023-03-02-222035, Документ-2023-02-07-194407-2023-02-07-194411


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе 5
В иниченко Мария А лександровна,
Белгородский государственный университет, доцент кафедры психологии
Глава 5. Здоровьесберегающие технологии
в современном образовательном процессе
В соответствии с целями происходящей в настоящее время реформы образования в России, одной из актуальных проблем школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В современной психолого-педагогической практике становится очевидным, что учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях образовательной среды, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию (работа психолога с ребенком, а может относиться к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность (учебно-воспитательная деятельность, и, прежде всего к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъектов (образования. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического воздействия во взаимодействии участников образовательной профильного обучения. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть лишь в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды.
Таким образом, возможно отметить имеющиеся противоречия в современном обществе существует четко определенная потребность государства, социальных групп в системе безопасности как для собственного развития, таки для сохранения ж из ненно-важ ны х объектов и ценностей. В контексте экопсихологии, которая начинает исследовать проблему безопасности не только в отношениях с предметной средой, но и применительно к социальному окружению, это означает поиск путей снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей, в данном случае — субъектов образования.
В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависит и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу наследующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будут самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала. Это приобретает особое звучание в свете того, что школа профессионального обучения является элементом довузовской подготовки, которая закладывает не только основы будущей специальности выпускника, но и дает первое представление о научно-исследовательской работе учащихся, что также является немаловажным фактором профессиональной довузовской подготовки.
brought to you by
CORE
View metadata, citation and similar papers at core.ac.uk
provided by DSpace at Belgorod State University


9 6
Виниченко Мария Александровна
В связи с этим, одной из целей школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем. В педагогической науке и практике оперируют сегодня понятиями образовательная среда и образовательное пространство. Следует подчеркнуть, что они неидентичны. В научной литературе образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды, как совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производ­
ственными или другими объединениями, ориентированными водном из направлений своей деятельности на цели образования. Под образовательным пространством обычно понимают осваиваемую учащимся окружающую среду для достижения целей образования. Образовательное пространство человека — это непросто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлено внутренними причинами личностью молодого человека, его внутренней позицией, положением в социуме, желанием получить образование, обеспечить достойное существование. Формирование профессионального самоопределения подростков мы рассматриваем как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, которое связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением подростками социального опыта. В своей работе мы исходим из положения о том, что формирование профессионального самоопрделения должно осуществляться целенаправленно в совместной деятельности педагогов, родителей, социальных служб и детей на основе субъект-субъектных взаимоотнош ений.
Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика Понятия образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды, «здоровьесберегающие ресурсы в современной психологии только начинают разрабатываться. То, что предметом психологического исследования может быть не только человек, но и среда, известно давно. Однако этих исследований намного меньше, что делает данную проблему достаточно актуальной.
В соответствии с целями происходящей в настоящее время реформы образования в России, одной из актуальных проблем школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Одной из главных причин проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников Писарева С. А. Образовательная среда профильного обучения. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А. П. Тряпициной. — СПб.: КАРО, 2005.


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе Многие исследователи обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию со здоровьем учащихся в школах нового типа. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20-30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивалась частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигало 90%. Проявления повышенной невротизации обнаружены у большинства (до 80%) учащихся школ нового типа.
Данное обстоятельство подтверждается и нашими многолетними (2002-2010 гг.) исследованиями психоэмоционального состояния старшеклассников в условиях организации профильного обучения, проведенными в ГОУ Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате». Входе которого были получены результаты, свидетельствующие, что 33%, то есть каждый третий учащийся х классов, находится в субдепрессивном состоянии. Причем причины у этого состояния разные. Так,
10 класс решает проблему адаптационного характера, так как происходит полная смена и места жительства (школьники поступают в лицей со всей области, и формы обучения, и соответственно требований учителей к уровню подготовки, ай класс живет в предвосхищении ЕГЭ.
Таким образом, состояние проблемы сохранения здоровья учащихся свидетельствует о необходимости проведения исследования влияния современных систем организации и содержания учебной деятельности на состояние здоровья и физической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений области.
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области выступил заказчиком мониторингового исследования Оценка состояния здоровья учащихся как показатель психологической безопасности и здоровьясбережения общеобразовательного учреждения области (2008-2011 гг.), которое организует Белгородский региональный центр оценки качества образования совместно с кафедрой психологии педагогического факультета Белгородского государственного университета, авторами Программы являются Виниченко МА, Чеботарева Л. АН овиц­
кая МИ, Романов В. П.
Целью данного исследования является обеспечение педагогов, администрации школ и органов управления образованием объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в современных общеобразовательных учреждениях области как показателе безопасности и здоровьесберегающих психолого­
педагогических условий организации образовательного пространства общеобразовательного учреждения.
Н аучная новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что выявлена динамика состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений области, охарактеризованы основные тенденции изменения здоровья в период обучения.
География исследования 6 городов (г. Алексеевка, г. Белгород, г. Старй Оскол, г. Губкин, г. Валуйки, г. Шебекино) и 21 район области (Алексеевский, Белгородский,
Борисовский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Грайворонский, Губкинский,
Ивнянский, Корочанский, Красногвардейский, Краснояружский, Красненский, Ново Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб, 2002.


9 8
Виниченко Мария Александровна оскольский, Прохоровский, Ракитянский, Ровеньской, Старооскольский, Чернянский, Ш ебекинский, Яковлевский).
Выборка исследования — учащиеся х, х, х, х, хи х классов, что составляет приблизительно 65% от общего количества учащихся общеобразовательных учреждений области. Репрезентативность выборки достигнута участием в исследовании школьников, проживающих в разных территориях области и обучающихся в образовательных учреждениях различного типа (гимназии, лицеи, школы с УИОП, средние, основные и начальные общеобразовательные школы).
По данным итоговых результатов анкет для медицинских работников по области наблюдается тенденция увеличения следующих хронических заболеваний заболевания желудочно-кишечного тракта, внутренних органов (печень, почки, иное, эндокринной системы (желез внутренней секреции, нервной системы, аллергические и кожные заболевания, нарушения осанки, лор-заболевания, нарушения зрения, слуха.
О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около Заболевания учащихся Белгородской области в своем процентном соотношении по распространению составляют увеличение со го пой класс почтив раза, что напрямую отражается на количественных характеристиках медицинских групп учащихся.
По результатам заполнения анкеты медицинскими работниками различных типов средних общеобразовательных учреждений области были получены следующие данные, отражающие динамику изменений состояния здоровья учащихся за период обучения в среднем общеобразовательном учреждении.
Так, за период обучения (от го к 11-му классу) происходит снижение количества школьников в выборках мальчиков и девочек основной группы в среднем на Изменения в подготовительной группе составляют, то есть определенное количество школьников из основной медицинской группы переходят в подготови­
тельную.
Однако наибольшие изменения происходят в медицинской спецгруппе: ее количество к 11-му классу увеличивается в разы. Так, в выборке мальчиков увеличение составляет в 2,7 раза почтив раза, у девочек — в 3,9 раза почтив раза. Таким образом, изменения по спецгруппе составляют у мальчиков — 270%, у девочек —
390%. Мы видим, что изменения в выборке девочек на 120% больше, чему мальчиков.
Это можно объяснить, прежде всего, гендерны ми особенностями девочек.
Во-первых, изначально считается, что девочки более ответственны в выполнении всех школьных и учебных поручений, что не может не сказаться на нагрузках этих учащихся. Во-вторых, девочки более внимательно относятся к своему здоровью и самочувствию, поэтому не стесняются обращаться в школьный медпункт или в поликлинике к врачу. В то время как у мальчиков путь от заболевания к обращению к специалисту занимает гораздо больший срока то и вовсе на протекание заболевания не обращается внимания или осуществляется лечение подручными средствами, самостоятельно.
П оэтому результаты, которые представлены в нашей таблице поданным, имеющимся у медицинских работников, соответствуют нереальной действительности


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе картины заболеваний мальчиков, а, по большому счету, только зафиксированным случаям обращения мальчиков за медицинской помощью.
А нализ инфраструктуры образовательных учреждений городов и районов области свидетельствует о том, что по многим показателям имеются достаточно высокие результаты по таким аспектам здоровьсберегаю щей деятельности, как диспансеризация — в среднем по области составляет — 98,9%; прививки — в среднем по области — 99,4%; витам инизация — в среднем по области — составляет 87,4%; дни здоровья — в среднем по области — Однако не все показатели имеют столь значимые результаты, наиболее проблемными аспектами являются такие, как наличие врача — в среднем по области составляет — 8,6%; наличие фельдшера — в среднем по области составляет — 16,1%; наличие психолога — в среднем по области составляет — 34,2%; наличие валеолога — в среднем по области составляет — 0,6%; наличие медицинского кабинета — в среднем по области составляет — 41,1%; наличие стоматкабинета — в среднем по области составляет — 15,4%; наличие кабинета массажа в среднем по области составляет — 4,4%; наличие солярия — в среднем по области составляет — 0,36%; наличие ингалятория — в среднем по области составляет — И, тем не менее, большой процент значимости школьных факторов риска обусловлен тем, что фактическая учебная школьная нагрузка (поданным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов) особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем
6,2-6,7 часа день, в основной школе — 7,2-8,3 часа вдень ив средней школе — 8,6-9,2 часа вдень. Рабочий день современного школьника, вместе с приготовлением домашних заданий, составляет — 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной ив средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно у детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезнями другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в общеобразовательной школе (хотя ив такой школе далеко не все благополучно, детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
И нтенсификация образовательного процесса идет различными путями. Один — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. д. Другой путь — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Поданным М инобразования РФ, за последние 50 лет в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательные предметы филологию (на 49%), математику (на 62%), но содержание и объем учебного материала нив одной, нив другой области за эти годы не уменьшились. Столь резкое сокращение количество часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Таким образом , учебная нагрузка дошкольников класса и от 20 дошкольников класса значительно превышает существующие гигиенические и ф изио­


1 0 0
Виниченко Мария Александровна логические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья '. В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья — самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но ив незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.
К сожалению, неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, — учащению острых и хронических заболеваний.
В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно-психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.
К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
• невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход куча щ имся, с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Таким образом, местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей зачастую недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования Здоровьесберегающая деятельность в контексте государственной образовательной политики Текст материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Рос. Федерации (30-31 окт. 2008 г. — М
Федер. ин-т развития образования, 2009. — 384 с.


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе
101
Результаты исследования показали объективность проявляющейся тенденции в стране в системе образования здоровье учащихся области находится в постоянном динамическом состоянии, которое невозможно регулировать только наличием оздоровительной инфраструктуры и оздоровительной деятельностью. Изменение состояния здоровья учащихся — это показатель не только безопасности современной образовательной среды, но и качественная характеристика современной системы образования в целом.
Необходимо отметить, что основной задачей 1 современной школы является обеспечение комфортной среды для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. В тоже время интенсификация обучения — один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся — проявляется в разных формах. Объем учебных программ, их информационное насыщение часто несоразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников. В старших классах большинство городских детей вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с преподавателями. Повышаются требования на вступительных экзаменах, которые уже мало соответствуют школьным программам.
Университет с целью уменьшения адаптационного периода выпускника к новой форме обучения проводит обширную программу по приобщению старшеклассников не только к науке, но и к условиям обучения в вузе, его требованиями особенностям. Для чего организовываются экскурсии на факультеты, приглашаются члены приемной комиссии вуза для разъяснения возникающих вопросов, донесения последней информации школьникам о требованиях к поступлению на тот или иной факультет. Более того, в лицее помимо работы научных школьных обществ, работают и научные студенческие общества, цель которых сотрудничество с будущими студентами и популяризация научной деятельности среди старшеклассников. В данной ситуации основным привлекательным моментом для школьников является процесс общения со студентом это не преподаватель, с которым необходимо соблюдать субординацию, и не сверстник, который обладает тем же количеством информации, что ион сам. Таким образом, в процессе общения старшеклассник — студент складывается своеобразная атмосфера межличностных взаимоотношений, которые помогают ученику не только в информативном плане узнать интересующие его подробности особенностей обучения на томили ином факультете и студенческой жизни в целом, но и психологическом плане помогает выстраивать тактику своего поведение в соответствии с полученной информацией и, что самое главное, научиться за время обучения в старших классах чувствовать себя в будущих условиях более комфортно и увереннее. Это возможно в силу того, что в профильных классах обучение ведут те преподаватели, которые в будущем станут преподавателями в студенческих группах. Таким образом, в плане психологической социальной адаптации к новым условиям обучения в вузе учащиеся лицея находятся в более благоприятном положении, вот личие от выпускников других городских и сельских школ.
Данное обстоятельство является наиболее важными определяющим сточки зрения психологической безопасности личности, так как у подготовленных выпускников Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении/Под ред. И. А. Баевой. — СПб, 2006.


1 0 2
Виниченко Мария Александровна лицея для вузовского обучения, объективно уходит меньше времени и эмоциональных сил на период социально-психологической адаптации. Вследствие чего они имеют возможность с первых же дней посвятить себя непросто учебной деятельности, а продолжать начатую научную работу или работу по интересу в университетских научных библиотеках. Это тем более ценно, так как они уже имеют опыт работы с научной литературой, чему они обучились, еще, будучи учащимися лицея, участвуя в научных исследованиях своих школьных научных обществ.
Таким образом, опыт, который получают учащиеся за период своего обучения в профильных классах лицея, имеет колоссальное значение для будущего становления и развития личности студента ив образовательном, ив психологическом планах. Университет, сотрудничая с лицеем, обеспечивает, прежде всего, себя подготовленными и обученными навыкам научной работы студентами, которые, минуя острый кризис социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе, приступают непосредственно к образовательному процессу, что, в свою очередь, отражается на общей успеваемости студента.
Более того, выпускникам лицея гораздо легче в психологическом плане приспособиться к новому коллективу. Это связано стем, что, лицеисты, как правило, поступают в профильные классы, то есть профильные классы формируются из числа поступивших, а не продолжающих свое обучение в м классе ш кольников-одноклассников. Таким образом, лицеисты, выпускники профильных классов, переживают глубокий эмоциональный кризис приспособления к новым образовательным условиями новому классному коллективу намного раньше, чем выпускники обычных общеобразовательных школ. Именно поэтому момент социально-психологической адаптации у лицеистов происходит очень тяжело. Однако результатом данного процесса является новый приобретенный социальный и, самое главное, психологический опыт адаптации к неизвестным условиям.
Старшеклассник формируется в социальной среде, ив ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействии, требований, образцов, знаний и впечатлений переходят во внутренние потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим. Индивидуальное постепенно, критически, не без борьбы, реорганизуется социальными становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый социализированный характер.
Таким образом, сотрудничество университета с лицеем в плане обучения учащихся профильных классов и дополнительной работы сними, позволяет реализовать запрос вуза на подготовленных студентов не только в плане образовательной программы, но ив плане научно-исследовательской работы, а также в плане социаль­
но-психологической адаптации выпускников лицея к полноценному образованию в новых условиях обучения в вузе.
Чтобы получить общее представление о проблемном поле, связанном с охраной здоровья учащихся, целесообразно рассмотреть его с нескольких уровней — в соответствии со степенью возможности влиять на ситуацию, степенью ответственности, кругом решаемых задачи профессиональными компетенциями.
В системе образования выделяют пять таких уровней.


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе 0 3 1. Общегосударственный уровень. На этом уровне определяются политика в области образования, место образования в системе государственных приоритетов, его финансирование и опосредованно через общество — статус учителя и образованного человека вообще. Здесь отношение государства ко всей социальной сфере примерно одинаковое, и забота о здоровье населения неизбежно проявляется ив уровне заботы о здоровье школьников и учителей. Главные ответственные лица — Президент, Правительство и депутаты. Уровень Министерства образования. На этом уровне вырабатываются стратегия развития образования, норм ативно-правовая основа и его организация по всем аспектам приоритеты финансирования, структура образования, учебные программы, подготовка кадров и т. д. Хотя в последнее десятилетие внимание к охране здоровья учащихся повысилось, но качественный скачок, который бы позволил сделать эту сторону образования одним из важнейших приоритетов, пока не произошел. Ответственные лица — Министр и чиновники его аппарата. Уровень района, города. Решение вопросов, связанных со здоровьем учащихся, во многом зависит от позиции управления образования и местной администрации. Поэтому наблюдается существенная разница в ситуациях, складывающихся нар аз­
личны х территориях — от замечательно поставленной работы (много школ здоровья, планомерно проходит подготовка кадров, введены уроки здоровья, проводится мониторинг здоровья и т. д) до полного ее развала, закономерно приводящего к удручающим показателям заболеваемости учащихся и педагогов. Ответственные — главы администраций и начальники управлений образования. Уровень школы (или другого образовательного учреждения. Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья и предупреждения вредных привычек среди задач школы, активного внедрения в работу школы здоро­
вьесберегающ их технологий, перехода школы в статус школы здоровья и т. д. Хотя директорш колы несет персональную ответственность за все в ней происходящее, в том числе за охрану здоровья учащихся, но принимать значимые решения ему целесообразно совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом, опираясь на мнение (экспертное заключение) ученых — педагогов, психологов, медиков. Уровень учителя. Положение учителя отличается двойственностью : с одной стороны, он исполнитель требований, регламентации, приказов и легко (при наличии навыка) может переадресовать всю ответственность выше. С другой стороны, он основной субъект реализации задач всей образовательной системы.
От учителя, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс.
И менно учитель может дискредитировать грамотно выстроенную систему заботы о здоровье школьников или, наоборот, своей педагогической работой, своей общественной активностью произвести позитивную подвижку в отношении к этой проблеме со стороны своих коллег, администрации школы, вышестоящего руководства. Многое здесь основано на взаимопонимании между учителем и директором школы. Как семья — ячейка общества, таки взаимосвязи директора с каждым учителем — ячейки школьной административной структуры, определяющие здоровье всего школьного организма.


1 0 4
Виниченко Мария Александровна
Возмож ности использования здоровьесберегаю щ их технологий в школе могут быть соотнесены с ее основными проблемами, касающимися здоровья учащихся. К таким проблемам относятся следующие.
Проблема учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления. Многие специалисты — педагоги, физиологи, медики, психологи — считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья учащихся. Об этом косвенно свидетельствуют данные многочисленных исследований в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением нескольких предметов, несмотря на лучшие условия обучения и отобранный контингент учащихся, состояние их здоровья оказывается хуже, чем в обычных школах.
В наши дни проблема учебных перегрузок школьников усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые для современной жизни предметы информатика, граждановедение, ОБЖ , валеология и др. — но объемы прежних программ практически небыли сокращены, те. произошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций приближается к 12 часам, а старшеклассника подчас составляет 14­
16 часов. При этому выпускников повышается ответственность за результаты, качество обучения — они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.
Развитие цивилизации и одно из ее следствий — интенсификация образовательного процесса — привели к тому, что в развитых странах мира перед системами образования и здравоохранения встал вопрос продолжать интенсификацию образования с неизбежным ущербом для здоровья учащихся или признать приоритет здоровья и соответствующим образом перестроить образовательную политику В США и большинстве стран Запада этот вопрос был решен в интересах здоровья. В России ситуация пока противоположная, что и вызывает рост интереса к здоровьесберегающим технологиям.
Проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано сих двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Возможные пути решения этой проблемы увеличение количества уроков физической культуры как минимум до трех в неделю (в оптимальном варианте — до ежедневных изменение содержания уроков физкультуры , превращение их в тропинки к здоровью использование на уроках и между ними малых форм физической активности учащихся (физкультминуток, физкульт пауз и др.);


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе 0 5
— проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью коррекция педагогических технологий учителей-предметников, способствующая формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.
Проблема питания школьников. Специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся с невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно в группах продленного дня. Решение этой проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьес­
берегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Если состав блюд, их качество контролируются медиками, то правильная организация питания школьников и учителей — задача администрации школы. Возможность принимать пищу в школе должны иметь и те дети, которым требуется диета, и питающиеся принесенными из дома продуктами. Желательно также, чтобы Совет школы и родительский комитет следили за ассортиментом буфета, исключив выгодные торговле, но вредные для здоровья продукты газированные напитки, чипсы, жареные пирожки и др.
Проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней. С образовательным процессом вообще и недостатками работы отечественных школ в частности во многом связаны такие распространенные недуги школьников, как нарушения осанки, близорукость, пограничные нервно-психиче­
ские расстройства и др, те. школьные болезни. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими проявлениями нездоровья, 11 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников.
Ц еленаправленная их профилактика складывается из программ, реализуемых медиками школы на основе результатов проведенной диагностики, администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования на более современные, правильная организация перемени внеурочной работы учащихся, подготовка учителей по этим вопросам здоровья, каждым учителем на своих уроках. Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.
П роблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. п. Школьные стрессы — разновидность школьных болезней — традиционно актуальны для системы образования. Существующая организация образовательного процесса не оставляет большинству детей шансов окончить школу без нарушений нервно-психической сферы. Состояния переутомления также можно было бы отнести к этой группе нарушений здоровья школьников.
Накопление стрессов (кумуляция) приводит к ухудшению психологического здоровья, а невозможность справиться со стрессами, в свою очередь, является индика­


1 0 6
Виниченко Мария Александровна тором нервно-психического неблагополучия. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, появляются проблемы личного плана, которые не удается разрешить адекватными средствами. К их числу относится и использование таких средств преодоления стрессов и решения проблем, как употребление психоак­
тивных веществ (ПАВ. Именно в состоянии острого или хронического стресса подростки с большей вероятностью могут попасть в тоталитарную секту, пристраститься к азартным играм, уйти в виртуальный мир компьютерных игр.
Все это обусловило появление нового междисциплинарного направления — педагогической психологии здоровья, с ее разделами педагогической психогигиеной и педагогической психотерапией.
Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровье-сберегающих технологий. Вопросы обучения здоровью часто выделяют в отдельную область — педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривается в рамках здоровьесберега­
ющей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегаю щ их технологий, включения специального предмета (валеология, культура здоровья и др) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьесберегающего пространства школы.
Проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Взаимодействие семьи и школы традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Тоже касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию — и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету, и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна. Вместе стем, школы пока недостаточно используют этот ресурс.
Задача-минимум — обеспечить такой уровень взаимодействия, чтобы родители хотя бы не мешали педагогам. Задача-максимум — интегрировать наиболее подготовленных родителей школьников в работу школы для совместной реализации планов превращения ее в реальное здоровьесберегающее пространство. Все чаще правильно организованное сотрудничество приводит к тому, что некоторые родители переходят на постоянную работу в школу или, не имея финансовых проблем, занимаются этой деятельностью в качестве общественно-благотворительной.
Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;


Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе 0 7
— организация правильного питания школьников вовремя их пребывания в образовательном учреждении предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
О тличительной особенностью здоровьесберегаю щей педагогики является приоритет здоровья, те. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у их учителей культуры здоровья.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики разработан Н. К. Смирновым ', который во главу угла ставит

Скачать 375,98 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница